Козлова Надежда Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «ЛСОШ №2»
Г.Лихославль Тверской области,
Жанры литературы
Урок-путешествие (5 класс)
Цели
Проверить знания учащихся о жанрах литературы (сказка, басня, рассказ).
Развивать устную речь учащихся.
Доска
Тема. Потом вывешивается карта.
Учитель
Ребята, сегодня, когда я вошла в кабинет, обнаружила конверт с письмом, адресованный мне и вам – 5Б классу.
Письмо:
Дорогие друзья! Мы, жители страны «Литература», приглашаем вас в увлекательное путешествие по «Литературному океану». Вас ждут прекрасные острова Басен, Рассказов, Сказок. Чтобы путешествие прошло успешно, мы посылаем вам вместе с приглашением карту-маршрут, но нам пришлось зашифровать всё, что находится на островах, потому что на наши владения постоянно покушаются жители страны «Невежество». Думаем, что расшифровать карту вам не составит труда. Приезжайте, очень вас ждём!
Учитель
Ну, что же мы будем делать? Я думаю, путешествие будет не очень простым. Ведь враги страны «Литература», наверное, расставили на нашем пути ловушки. Готовы ли вы преодолеть испытания? тогда представьте себе, что все мы с вами большой дружный экипаж корабля, отправляющегося в плавание. А с собой необходимо взять знания, фантазию, вдержку, смекалку. Экипаж в сборе? Тогда в путь!
(Вывешивается карта. Прикрепить кораблик, перемещение которого указывает маршрут движения класса).
Учитель
Ребята, смотрите как трудно. Нам предстоит путешествие по двум океанам: Фольклорному и литературному. Может, вернёмся?
Остановка первая – остров Сказок.
Учитель
Наша задача – расшифровать карту. Что же обозначают все эти условные знаки?
Ученики
З, встречающая у ворот гостей, — это зачин. Он обязательно присутствует в сказке.
Три домика указывают на трёх жителей острова: волшебную сказку, бытовую и сказку о животных.
А буква К, прощающаяся со всеми в конце пути, это концовка, без которой ни одна сказка не обходится.
Учитель
Смотрите, ещё одно послание.
Письмо: Друзья, помогите! Невежды одурманили жителей острова сказок зельем, и они не могут найти свои дома. А если они не вернутся, то остров погибнет и люди останутся без сказок.
Учитель
Определите вид каждой сказки, тем самым вы укажете её домик.
«Солдатская шинель» (инсценировка)
«Лиса и козёл» (чтение по ролям)
«Крошечка и ховрошечка» (пересказ)
«Кобылья голова» (читает учитель)
Остановка вторая – остров Рассказов
Учитель
Посмотрите на карту. Вот горный массив из пяти гор. На каждой горе указана какая-то буква. Вам это ни о чём не говорит?
Ученики
Пять гор – это элементы композиции рассказа: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.
Учитель
Смотрите, сам остров напоминает какую-то букву. (С) И что это значит?
Подсказка: в основе рассказа что лежит?
А составными частями сюжета являются эпизоды. Вот это-то и пытались передать на своей карте жители «литературной» страны.
Запись в тетради
Эпизод – относительно самостоятельная единица художественного произведения. (Эпизод – часть художественного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью)
Учитель
И на этом острове не всё в порядке. Один из рассказов упал из-за сильного ветра, поднятого злыми силами, и рассыпался. Используя свои знания о композиции, соберите этот рассказ.
(Ученикам выдаются карточки, на которых написаны отрывки рассказа И.Тургенева «Воробей». текст делится на части, представляющие собой все элементы композиции. Задача – расположить эти карточки в нужном порядке).
Остановка третья
Учитель
Мне кажется, что кто-то очень хочет нам навредить. Видите, на карте обозначен лишь контур острова. А вот смотрите, что-то написано.
(Учитель читает басни, написанные учениками)
Стихи какие-то. А почему буква Б?
Ученики
Это остров Басен.
Учитель
А что такое басня?
(Басня – это короткий рассказ, чаще в стихотворной форме, иносказательного содержания. Т.е. основным приёмом басни является аллегория. Понять содержание басни читателю помогает мораль – нравоучительный вывод автора).
Задание
Прочитайте текст. Для того чтобы он стал басней, не хватает морали. Придумайте мораль.
Волк и журавль
Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, никогда
костей не разбирает.
За то на одного из них пришла беда:
Он костью чуть не подавился.
Не может волк ни охнуть, ни вздохнуть;
Пришло, хоть ноги протянуть!
По счастью, близко тут Журавль случился.
Вот кой-как знаками стал Волк его манить
И просит горю пособить.
Журавль свой нос по шею
Засунул Волку в пасть и с трудностью большою
Кость вытащил и стал за труд просить.
«Ты шутишь!» — зверь вскричал коварный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унёс!
Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперёд ты мне не попадайся».
(Мораль:
Неблагодарностью даря за доброту других,
Волк сам себе могилу роет.
Ведь в следующий раз не будет здесь таких,
Кто станет помогать, хоть он и воет).
Вывод
Наше путешествие близится к концу, все острова остались позади, и мы возвращаемся назад, класс. Но ещё не раз мы окажемся на корабле, бороздящем воды «Литературного» океана, потому что существует множество островов, о которых мы узнаём в следующих классах, помимо этих трёх, уже изведанных нами.
Ребята, а что объединяет эти такие разные острова?
(Это три жанра эпического рода литературы, которому присуща повествовательность).
Спасибо вам за увлекательное путешествие. Надеюсь, что и знакомство с другими островами будет для нас не менее интересно.
Лиса и козёл
Бежала лиса, на ворон зазевалась – и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить тоже.
Сидит лиса, горюет.
Идёт козёл — умная голова; идёт, бородищей трясёт, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидел там лисицу и спрашивает:
— Что ты там, лисонька, поделываешь?
— Отдыхаю, голубчик, — отвечает лиса, — там, наверное, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно, да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь!
А козлу давно пить хочется.
— Хороша ли вода-то? – спрашивает козёл.
— Отличная, — отвечает лиса. – Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.
Прыгнул сдуру козёл, чуть лисы не задавил. А она ему:
— Эх, бородатый дурень, и прыгнуть-то не умел – всю обрызгал.
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога да и вон из колодца.
Чуть было не пропал козёл с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили.
И.Тургенев «Воробей»
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сала. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый с отчаянным и жалким писком прыгнул два раза в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил своё детище, но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Сила сильнее его воли сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно и он признал эту силу…
Я поспешил отозвать смущённого пса – и удалился благоговея…
Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.