МБОУ «Шегарская СОШ №2»
Конспект урока по литературному чтению
Тема: «Ш.Перро «Кот в сапогах»»
Разработала:
Чекинёва Мария Александровна
Мельниково – 2013
Цель:
Познакомить учащихся с биографией Ш.Перро и его сказкой «Кот в сапогах».
Задачи:
образов. – способствовать формированию осознанного чтения целыми
словами.
развив. — развивать речевые умения и творческие способности детей;
развивать умение анализировать сказки;
воспит. —
Оборудование: учебник «Родная речь» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,
2 класс, ч.2., портрет, выставка книг Ш.Перро.
Ход урока | Примечания | |
Орг. момент (1 мин) | — Здравствуйте! Меня зовут Мария Александровна, и урок литературного чтения у вас сегодня проведу я. Надеюсь, что вы мне поможете и будете активно со мной работать. А сейчас проверь, дружок, |
|
Актуализация знаний (2 мин) | — Ребята, сегодня к нам на урок пришел гость. Угадайте его. |
Вывешивается портрет. |
Изучение нового материала (5 мин) | — Давным-давно (триста лет тому назад) в одной стране (она называется Франция) в семье адвоката родился Шарль Перро. — Франция – одно из крупнейших государств Западной Европы. Её морские границы длиннее сухопутных. Когда – то Францию покрывали густые леса, сейчас они сохранились главным образом в горах. Самые высокие горы – снежные Альпы. По обширным низменностям текут полноводные реки Сена, Рона. Столица этой страны – Париж. — У Шарля Перро было четверо братьев. Они были так похожи друг на друга, что даже писали одинаково. Старшего брата звали Жан Перро – он стал адвокатом. Клод выучился на врача, но все свои досуги посвящал архитектуре. Никола Перро стал ученым богословом и математиком. — А младший Ш. Перро посвятил себя делам государственным. Генеральный секретарь в интендантстве королевских построек, член Французской Академии, физик, анатом, языковед. — Но государственные заслуги Шарля скоро забылись, потому что запомнилось совершенно другое – сказки господина генерального секретаря. Зато они запомнились так крепко, что и три века спустя Французы считают “Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями” одним из самых славных созданий национального духа. — А какие сказки написал Шарль Перро? Какие вы из них читали? Показ выставки книг. — сегодня мы с вами познакомимся со сказкой «Кот в сапогах». Но прежде, чем мы приступим к чтению, давайте с вами проведем словарную работу. Мельник – владелец мельницы или работник на мельнице. Мельница – здание с приспособлением для размола зерна. Нотариус – человек, оформляющий различные документы. Наследство – имущество, переходящее после смерти его владельца к новому лицу. Муфта – род открытого с двух сторон мешочка из меха для согревания рук. Отруби – остатки. Заячья капуста – дикая трава, растущая в лесах и на лугах. Коварство – злонамеренность, прикрытая показным доброжелательством. Простак – простодушный или недалекий человек. Маркиз – дворянский титул. Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания. Покои – внутренние помещения, комнаты. Почтительный – относящийся к кому-нибудь с уважением. Скромный – сдержанный в обнаружении своих достоинств, заслуг, не хвастливый. Восторг – подъем радостных чувств, восхищение. Жнецы, жнец – тот, кто жнет, срезает под корень стебли зерновых. Черепица – покрытие крыши в виде пластинок из обожженной глины. Проворно – быстро, торопливо. Великолепный – роскошный, красивый. |
|
Физкультминутка (1 мин) | Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (вращение головой) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. |
|
Работа со сказкой (23 мин) |
-Сколько у мельника было сыновей? — Как поделили братья наследство? — Обрадовался ли младший брат наследству? — Прочитайте как утешал хозяина кот. -Что попросил кот у хозяина? -Как вы думаете, что сделал кот, чтобы доказать, что младшего брата не так уж обделили, отдав в наследство кота?
После 14 абзаца: -Куда отправился кот, получив пару сапог? — Кого он поймал в лесу? -Куда он отправился с добычей? — Какое имя он выдумал для хозяина? -Кого кот поймал через несколько дней? -Куда он отнес куропаток? — Что делал кот в течении двух-трех месяцев? После 27 абзаца: -Куда собирался король со свой дочкой? — Какой совет дал кот своему хозяину? — Как Маркиз де Карабас оказался в карете? После 41 абзаца: — Был ли удовлетворен кот своим поступком? — Кого увидел кот первыми на пути? — Что делали крестьяне? — Что кот крикнул крестьянам. Прочитайте. — Сказали ли крестьяне то, что просил кот? После 50 абзаца: — Куда прибежал кот? — Кто там жил? — В кого превращался людоед? — Как кот расправился с людоедом? После 60 абзаца: -Почему король предложил маркизу жениться на его дочери? — Кем стал кот в сапогах? |
|
Итог урока (7 мин) | — Что особенно вам понравилось в сказке? — Попробуйте описать героев сказки. Какие они? — Что нового, интересного вы узнали на уроке? — Что особенно понравилось? — Что осталось непонятным? |
|
Домашнее задание (1 мин) | -Проиллюстрировать понравившийся момент сказки. |
|