Конспект урока по литературному чтению. Б.Житков «Про обезьянку»


Тема: Б.Житков «Про обезьянку».

Задачи урока:

  • познакомить с рассказом Б.Житкова; обучать составлению сжатого пересказа; учить приёмам, способствующим выразительному чтению;

  • расширять кругозор учащихся; учить детей гуманному отношению к животным; работать над развитием мышления, речи учащихся

  • прививать интерес к чтению;

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация.

Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством Б. С. Житкова; расширять кругозор учащихся; учить детей гуманному отношению к животным; работать над развитием мышления, речи учащихся.


Ход урока.

1. Организационный момент. Пятиминутка чтения.

— Из какого раздела мы читали произведение? («Люби живое»)

2. Речевая разминка.

— Прочитайте стихотворение про себя. Подготовьтесь к речевой разминке.

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя.

Берегите всех зверят внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя

Чтение стихотворения.

— Как вы понимаете эти строки?

— О каких зверях внутри себя говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень…)

— К чему призывает автор? (Автор призывает нас беречь и любить природу, всё то, что нас окружает)

— Прочитайте медленно

— Прочитайте быстро

— Прочитайте выразительно.

Игра « Хлопни».

Я буду называть различные слова. Как только я назову животное, вы должны хлопнуть, при произнесение других слов, хлопать нельзя. Мы узнаем, кто из вас оказался самым внимательным.

( Слон, камень, стол, мышка, кошка, цветок, машина, киска, миска, рысь, звезда, лиса, ленивец, обезьяна, макака).

3. Проверка домашнего задания.

Формирование новых знаний.

4. Подготовка к восприятию учащихся к изучению нового материала.

Сегодня мы познакомимся еще с одной обезьянкой. А рассказал о ней Борис Степанович Житков.

Борис Житков был большим другом животных, прекрасно понимал их и очень любил. И животные это хорошо чувствовали своим безошибочным чутьем. Любовь к животным и давала Борису Степановичу способность так замечательно понимать и описывать их в своих рассказах.

— Рассматривание выставки книг, рассматривание портрета.


Игротека.

-Выбери животных, которых можно встретить зимой:

Муравей, лягушка, медведь, ёж, белка, лиса, заяц, куница, синица, ворона, волк, кукушка, уж, лось, бабочка.

-Рассели животных: белку , медведя, лося, лису, волка, кабана, зайца, ежа, барсука, бобра, хомяка– по домикам:

Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.

Домик 2 – животные, которые зимой впадают в спячку.

Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.

Составьте слова из рассыпанных слогов.

Вы узнаете, кто герой рассказа:

БЕЗЬЯНОКА — обезьянка,

ЛЬШМАК – мальчик.

— Попробуйте догадаться, о чём будет рассказ?

— Что вы знаете про обезьян?

Питаются обезьянки в основном растительной пищей. Передвигаются на четырёх конечностях, опираясь на тыльные стороны ладоней. При возбуждении и угрозе часто припадает на задние конечности.

Продолжительность жизни составляет 35 — 40 лет.

Словарная работа.

— Прочитайте рассказ и скажите, какие сложные слова встретились.

Работа со словами:

Чмокал – кушать, издавая неприличные звуки.

Как нужно кушать, вести себя за столом?

Глядел, прищурясь… — покажите как это? Когда человек щурится?

( Когда устают глаза)

Чтобы наши глаза отдохнули, сделаем гимнастику для глаз «Филин».

Перо и чернила — раньше не было ручек и писали перьями , чернила( как краски) брали из баночки.( Показ картинки).

Вавилоны — кривые линии.

Обвисшая морда — (показ на картинке мордочки макаки)

За пазуху — под рубаху

Набрюшник под курткой – брюхо — это живот.

Заскреб (показ детьми).

Сконфузился — застеснялся.

Сатана — ругательное слово, в речи употреблять не надо.


5. Знакомство с рассказом Б.Житкова

— Чтение 1 и 2 частей.

Беседа о повадках обезьянки.

— Каковы по размеру обезьянки- макаки?

— Опиши поведение этих животных.

— Как они живут в природе группами или в одиночку?

— Чем питаются?

6. Беседа по содержанию рассказа Б. Житкова « Про обезьянку».

— Понравилась ли вам эта часть рассказа?

— Что именно вам понравилось?

-От чьего имени ведётся рассказ?

— Как обезьянка оказалась у мальчика?

— Как звали обезьянку?

— Какие неприятности она приносила домочадцам?

— Как хозяева решили приручить обезьянку?

— Почему она так себя вела?


Чтение 2 части рассказа детьми.

— Что произошло во время чаепития?

— Что мальчик сделал с Яшкой, когда ушел в школу?

— Как себя вел Яшка, когда мальчик делал уроки?

— Как чувствовал себя Яшка в зимнее время? Почему?

— Как разыгрывал мальчик своих друзей?

— Как Яшка вел себя при гостях?

— Почему невозможно стало держать Яшку в доме?


Работа над выразительным чтением.

Прочитайте и скажите, какое настроение испытывал хозяин обезьянки. ( Жалость, обида, гордость, страх, восхищение, грусть, радость, удивление.)

Прочитайте отрывки, передавая различное настроение мальчика

7. Домашнее задание: ,читать выразительно.

8. Итог урока.

— Хотелось бы вам иметь такую обезьянку?

— Как вы думаете, справитесь ли вы с ней?

9.Рефлексия.

Написать синквейн со словом обезьяна.



Свежие документы:  Формирование УУД в курсе литературе

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: