Тема: Б.Житков «Про обезьянку».
Задачи урока:
познакомить с рассказом Б.Житкова; обучать составлению сжатого пересказа; учить приёмам, способствующим выразительному чтению;
расширять кругозор учащихся; учить детей гуманному отношению к животным; работать над развитием мышления, речи учащихся
прививать интерес к чтению;
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация.
Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством Б. С. Житкова; расширять кругозор учащихся; учить детей гуманному отношению к животным; работать над развитием мышления, речи учащихся.
Ход урока.
1. Организационный момент. Пятиминутка чтения.
— Из какого раздела мы читали произведение? («Люби живое»)
2. Речевая разминка.
— Прочитайте стихотворение про себя. Подготовьтесь к речевой разминке.
Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя.
Берегите всех зверят внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя
Чтение стихотворения.
— Как вы понимаете эти строки?
— О каких зверях внутри себя говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень…)
— К чему призывает автор? (Автор призывает нас беречь и любить природу, всё то, что нас окружает)
— Прочитайте медленно
— Прочитайте быстро
— Прочитайте выразительно.
Игра « Хлопни».
Я буду называть различные слова. Как только я назову животное, вы должны хлопнуть, при произнесение других слов, хлопать нельзя. Мы узнаем, кто из вас оказался самым внимательным.
( Слон, камень, стол, мышка, кошка, цветок, машина, киска, миска, рысь, звезда, лиса, ленивец, обезьяна, макака).
3. Проверка домашнего задания.
Формирование новых знаний.
4. Подготовка к восприятию учащихся к изучению нового материала.
– Сегодня мы познакомимся еще с одной обезьянкой. А рассказал о ней Борис Степанович Житков.
Борис Житков был большим другом животных, прекрасно понимал их и очень любил. И животные это хорошо чувствовали своим безошибочным чутьем. Любовь к животным и давала Борису Степановичу способность так замечательно понимать и описывать их в своих рассказах.
— Рассматривание выставки книг, рассматривание портрета.
Игротека.
-Выбери животных, которых можно встретить зимой:
Муравей, лягушка, медведь, ёж, белка, лиса, заяц, куница, синица, ворона, волк, кукушка, уж, лось, бабочка.
-Рассели животных: белку , медведя, лося, лису, волка, кабана, зайца, ежа, барсука, бобра, хомяка– по домикам:
Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.
Домик 2 – животные, которые зимой впадают в спячку.
Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.
Составьте слова из рассыпанных слогов.
Вы узнаете, кто герой рассказа:
БЕЗЬЯНОКА — обезьянка,
ЛЬШМАК – мальчик.
— Попробуйте догадаться, о чём будет рассказ?
— Что вы знаете про обезьян?
Питаются обезьянки в основном растительной пищей. Передвигаются на четырёх конечностях, опираясь на тыльные стороны ладоней. При возбуждении и угрозе часто припадает на задние конечности.
Продолжительность жизни составляет 35 — 40 лет.
Словарная работа.
— Прочитайте рассказ и скажите, какие сложные слова встретились.
Работа со словами:
Чмокал – кушать, издавая неприличные звуки.
Как нужно кушать, вести себя за столом?
Глядел, прищурясь… — покажите как это? Когда человек щурится?
( Когда устают глаза)
Чтобы наши глаза отдохнули, сделаем гимнастику для глаз «Филин».
Перо и чернила — раньше не было ручек и писали перьями , чернила( как краски) брали из баночки.( Показ картинки).
Вавилоны — кривые линии.
Обвисшая морда — (показ на картинке мордочки макаки)
За пазуху — под рубаху
Набрюшник под курткой – брюхо — это живот.
Заскреб (показ детьми).
Сконфузился — застеснялся.
Сатана — ругательное слово, в речи употреблять не надо.
5. Знакомство с рассказом Б.Житкова
— Чтение 1 и 2 частей.
Беседа о повадках обезьянки.
— Каковы по размеру обезьянки- макаки?
— Опиши поведение этих животных.
— Как они живут в природе группами или в одиночку?
— Чем питаются?
6. Беседа по содержанию рассказа Б. Житкова « Про обезьянку».
— Понравилась ли вам эта часть рассказа?
— Что именно вам понравилось?
-От чьего имени ведётся рассказ?
— Как обезьянка оказалась у мальчика?
— Как звали обезьянку?
— Какие неприятности она приносила домочадцам?
— Как хозяева решили приручить обезьянку?
— Почему она так себя вела?
Чтение 2 части рассказа детьми.
— Что произошло во время чаепития?
— Что мальчик сделал с Яшкой, когда ушел в школу?
— Как себя вел Яшка, когда мальчик делал уроки?
— Как чувствовал себя Яшка в зимнее время? Почему?
— Как разыгрывал мальчик своих друзей?
— Как Яшка вел себя при гостях?
— Почему невозможно стало держать Яшку в доме?
Работа над выразительным чтением.
Прочитайте и скажите, какое настроение испытывал хозяин обезьянки. ( Жалость, обида, гордость, страх, восхищение, грусть, радость, удивление.)
Прочитайте отрывки, передавая различное настроение мальчика
7. Домашнее задание: ,читать выразительно.
8. Итог урока.
— Хотелось бы вам иметь такую обезьянку?
— Как вы думаете, справитесь ли вы с ней?
9.Рефлексия.
Написать синквейн со словом обезьяна.