Конспект урока по литературному чтению «Буква Ц ц, обозначение согласного твёрдого звука (ц)» 1 класс

Тема: Буква Ц ц, обозначение согласного твёрдого звука (ц).


Цели: продолжить знакомство учащихся с буквами русского алфавита, изучить букву Ц ц и звук (ц); формировать навыки чтения; работать над правильным восприятием и пониманием художественного текста; расширять словарный запас детей; развивать логическое мышление, способность анализировать полученную информацию, кругозор и словарный запас; воспитывать интерес к художественному тексту как источнику информации, к русскому устному творчеству.


Оборудование: карточки с буквами Ю и Ц, со звуками (ю) и (ц); отрывок из текста В.Степанова «Азбука в загадках; стих. В Степанова «Стул чинил сегодня мастер…», А.Шибаева «Эта буковка-цеплялка», Г.Сапгира «Цапля, стоя на крыльце…»; таблица «Парные и непарные согласные»; карточки со словами: цапля, крыльцо, цыплёнок, Цып, цветок; таблица со слогами; карточки с пословицами и поговорками.


Ход урока:

  1. Мобилизующее начало.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.


2. Сообщение темы и цели урока.


3.Повторение изученного материала.


— Отгадайте загадку.

Здесь не бывает снежных вьюг,

Не север здесь, а жаркий…(юг).


— Какую букву мы с вами изучали на прошлом уроке? (Ю)

— Что можете рассказать об этой букве? Какая она? (Гласная, служит дл смягчения согласного звука).

— Какие звуки мы слышим в начале слова «юг» при произнесении?

— Где должна стоять буква Ю, чтобы она обозначала два звука?

— А кто скажет, как называются такие звуки? (йотированные)

— А какие ещё буквы имеют йотированные звуки?


— Игра: «Узнаешь меня?»

-Давайте мы немножко поиграем. Хлопните в ладоши, если вы услышите звук (ю) в словах: юбка, ябеда, ёлка, юмор, люди, Елена, улица, юла, тюльпан, ёжик, юннат.

— А вы знаете, кто такой ЮННАТ?


4.Работа над новым материалом.


Сегодня мы с вами будем изучать новую букву и новый звук. Но прежде, чем мы с вами перейдём к изучению новой темы у нас Фонетическая зарядка: -Как подзывают цыплят? (цып-цып).

— А теперь речевая зарядка, для развития артикуляционного аппарата:

( наблюдаем над произношением каждого звука, развиваем чёткую правильную речь.)

— Забей гол

— Почисти зубы

— Лошадка (цоканье)

— Ры-ры-ры- у нас в руках шары ( чистоговорки)

— Цы-цы-цы- мА сегодня молодцы.


— И, конечно же, работа над скороговоркой:

( исправляем дефекты речи)


Ученица-озорница получила единицу.


А теперь упражнение на развитие оперативного поля:


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

* * * * * * * * * *



А теперь задание на развитие гибкости и скорости чтения вслух и молча.


Команда «Молния», дети читают вслух, при команде «Губы» –про себя, молча ( не забываем об ориентирах чтения слов).


( 5 минут)


Пальчиковая физминутка


— А теперь внимание! Сегодня мы изучаем новую букву и новый звук!


Эта буковка-цеплялка

С хитрой, цепкой лапкой.

«Подходи кому не жалко,

Мигом оцарапаю».

Вот какая буква Ц:

С коготочком на конце.

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.


— Так о какой букве у нас сегодня пойдёт речь? ( оЦ )

— Как хозяйка зовёт цыплят? (цып-цып)

— Какой звук мы слышим в начале этого слова?

— Произнесите ещё раз звук Ц и попробуйте дать ему характеристику Какой он? (Согл., Глухой., ТВ., Непарный)

— Звук (ц) на письме обозначается буквой Ц. ( Иллюстрация)

— Найдите эту букву в алфавите.

— А теперь посмотрите на ленту букв. Обратите внимание на каком «этаже» живёт эта буква.

— Ещё раз охарактеризуйте звук (Ц), который обозначается буквой Ц.



А теперь игра: «Кто внимательный?»

Запомните слова, в которых вы услышите звук (ц).

Цапля, стоя на крыльце,

Объясняет букву Ц:

«Подойди, цыплёнок Цып.

Повторяй-ка: цып-цып-цып.

Если выучишь урок,

Подарю тебе цветок».


— Кто главные герои этого стихотворения?

— Что делала цапля? (обучала цыплёнка букве Ц)

— Какие слова из этого стихотворения запомнили?

— Посмотрите на карточки, расположенные на доске. Разбейте их на слоги:

— ца-пля, кры-льцо, цы плё нок, Цып, цве-ток.

— Дайте ещё раз характеристику звука (Ц).


— Звук (ц) на письме обозначается буквой Ц. А на что она похожа вы узнаете из стихотворения В.Степановой «Стул чинил сегодня мастер…»


Буква Ц – внизу крючок.

Точно с краником бачок.

Стул чинил сегодня мастер.

Клеил он его и красил.

Мастер стул перевернул_

Стал на Ц похожим стул.


Работа с учебником.

— Посмотрите в учебник на страницу 175.

— Прочитайте слоги с буквой Ц.

Прочитайте слова с буквой Ц.





— А теперь внимание на доску.

— Прочитайте пословицу.


Из пословицы, что из песни,-

Слова не выкинешь.


— Как выдумаете, почему из песни нельзя убрать какое-либо слово? (Оно не будет складно звучать, измениться её смысл)

— Почему пословица здесь сравнивается с песней? (Потому что в ней, как в песне, важно каждое слово)

— Назовите слово, в котором встречается звук (Ц). (Пословица)

— Разбейте это слово на слоги. Где слышите звук(Ц)?

— Охарактеризуйте его.


Физминутка


Прочитаем по учебнику с.177 отрывок из сказки К.Чуковского «Мойдодыр».


— О чём это стихотворение?

— Найдите ответы в тексте. Мыло какое?

-Полотенце какое?

-Порошок какой?

Мы с вами сейчас указали признаки предметов. Какие ещё признаки предметов вы можете найти в тексте? ( густой, нечистый)

_ Где советует Корней Чуковский детям купаться?

— А что автор предлагает детям делать? Какие действия совершать?


5.Подведение итогов.


— Итак с каким новым звуком мы сегодня познакомились?

— Какой он?

— Какой буквой на письме обозначается этот звук?

— Придумайте слова, в которых бы звук (ц) звучал в начале слова, в конце слова.


— Упражнение по формированию в памяти целостных зталонов букв.

Чтение перевёрнутого текста. ( 1-2 минуты по учебнику с. 175)


6.Домашнее задание.

— По учебнику ещё раз прочитать отрывок из «Мойдодыра», придумать слова со звуком (ц). (Личностно ориентированный подход в обучении)





Свежие документы:  Конспект урока на тему «Братья Гримм «Храбрый портной»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: