Тема урока:
Джанни Родари «Приключения Чиполлино»(отрывок)
Цели урока:
Познакомить с новым произведением; биографией писателя;
Закрепить умение работать с текстом до чтения, в ходе чтения, после чтения (элементы анализа текста);
Развивать устную речь учащихся, совершенствовать навыки чтения, обогащать словарный запас учащихся;
Развивать творческое воображение, внимание, память.
Задача:формирование УУД.
Личностные УУД
1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Познавательные УУД
1.Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
2. Ориентироваться на развороте учебника.
3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развивать умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Уметь работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Оборудование урока: учебник, рабочая тетрадь, телевизор, компьютер.
Используемые образовательные технологии: элементы исследовательской деятельности, здоровьесберегающие технологии, игровые.
Ход урока
1. Организация класса.
Ребята! Начинаем урок литературного чтения, чтобы нам было интересно, каждому из вас нужно настроиться на волну успеха и вместе мы сможем сделать многое, прочитаем хором.
На уроке мы будем:
Учиться читать правильно;
Читать – думая;
Читать выразительно;
Учиться работать с текстом.
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
Рабочая тетрадь с.20 № 1
Птичка польку танцевала
На лужайке в ранний час.
Нос налево, хвост направо, —
Это полька «Карабас».
Два жука – на барабане,
Дует жаба в контрабас.
Нос налево, хвост направо, —
Это полька «Барабас»
2. Повторение пройденного.
А, вы верите в чудеса? Приглашаю вас, отправится за чудесами. Закройте глаза. А теперь откройте. Кто это появился? (Показываю героя литературного чтения – Афанасия). Вы узнаёте нашего помощника? Он тоже любит чудеса и вы знаете, что у него много друзей в разных книгах. Он с ними дружит и вас со своими друзьями знакомит.
В разделе “Сказочные человечки” мы познакомились с новыми произведениями.
Я буду называть автора, а вы произведение
Туве Янсон “Шляпа волшебника”,
Джон Роналд Руэл Толкин “Хоббит”,
Алан Милн “Винни-Пух”,
Алексей Толстой “Золотой ключик, или приключения Буратино”.
3. Сообщение темы урока.
Волшебство продолжается, смотрите, ребята, какая красивая шкатулка. Наверное, она волшебная.
Проблемная ситуация.
В ней лежит какой-то предмет. Как открыть шкатулку? Не открывается. Ребята, на шкатулке что-то написано. Кто поможет и прочитает? (Ученик читает).
Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Дети отгадывают).
Лук. А вы знаете, как звучит слово “луковица” по-итальянски? (“Чиполлино”).
Кто может сказать, о ком мы будем читать произведение?
А жанр произведения вы узнаете легко. В толковом словаре С. И. Ожегова о нём говорится так: “Это повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил”. (Сказка).
В том, что вы любите сказки, я не сомневаюсь. А сможете ли вы узнать автора?
нжаДин адоРри
Молодцы! Тема урока: Джанни Родари “Приключения Чиполлино” (отрывок).
4. Чтение авторского текста (с. 153)
Текст читает учитель.
Вопросы после чтения:
— Чем близки сказки А. Толстого про Буратино и Дж. Родари про Чиполлино? (Эти два автора “пересказали” сказку по-своему).
5. Знакомство с эпизодами из биографии писателя.
Молодцы! Вы много знаете! А вы знаете, где жил Д. Родари?
Сообщение обучающегося
Джанни Родари родился 23 октября 1920 г. в маленьком городке Оменья на севере Италии. Посмотрите на карту. Какие очертания имеет Италия? Включите воображение. (Сапог)
Его отец, булочник по профессии, умер, когда Джанни было только десять лет. Мать работала служанкой и тоже рано умерла. Он много работал у богатых людей. Его любимым занятием было сочинять шуточные стихотворения. Любимым произведением была повесть о деревянном человечке “Приключения Пиноккио”. В возрасте 17 лет Родари начал преподавать в начальных классах местных сельских школ. Он очень любил рассказывать детям истории про приключения Пиноккио. Возможно, именно тогда родилась у Джани Родари идея создать своего сказочного героя – Чиполлино, но напишет он эту книгу намного позже, после войны. В нашей стране русский перевод книги увидел свет в 1953 году. Джанни Родари неоднократно приезжал в нашу страну. В 1970 году писатель получил престижную премию Ганса Христиана Андерсена. Родари писал стихи, дошедшие до русского читателя в переводах Самуила Маршака. Писатель умер от тяжёлой болезни 14 апреля 1980 года в Риме.
Посмотрите на выставку книг. Найдите нашу сказку. Посмотрите на книгу, изданную в 1955 году.
6. Работа до чтения.
Откройте учебники на (стр. 154) . Прочитайте имя и фамилию автора, название произведения.
— Всю ли сказку мы будем читать? Как об этом узнали? Прочитайте после названия сказки, как называется глава. (Это 4-я глава сказки). Во всей повести-сказке 30 глав, в каждой вас ждёт увлекательное приключение.
— Кого мы видим на иллюстрации? Как выглядит Чиполлино? Почему его нельзя спутать с другими героями? Как зовут пса?
О чём будет говориться в этом отрывке?
Как это одурачил? (Обманул, провёл…).
7. Работа с текстом во время чтения.
Часть 1.
-Чтение 1-го предложения. (“Что же стало с домиком кума Тыквы?”).
Ребята, послушайте и посмотрите, что происходило в сказке до этого момента?
Просмотр презентации.
Чиполлино был сыном Чиполлоне. И было у него семь братьев: Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлочча, Чиполлучча и так далее – самые подходящие имена для честной луковой семьи. Правил страной принц Лимон, он очень не любил бедняков. У него были солдаты-лимончики, которые заставляли граждан повиноваться. В стране жили богатые помещицы – графини Вишни, у них управителем и зкономом был злой кавалер Помидор. Семья Чиполлино жила в бедности. Вскоре отца арестовали и посадили в тюрьму. Чиполлино пришлось отправиться куда глаза глядят, чтобы выбрать верную дорогу в жизни. В маленькой деревушке он познакомился с бедным стариком, которого звали кум Тыква. Чуть ли не с самого детства кум Тыква мечтал о том, что у него когда-нибудь будет собственный домик, и каждый год покупал по одному кирпичу для будущей постройки. Долго пришлось собирать ему кирпичи, он много работал и покупал иногда по три-четыре кирпича в год. Но всё равно кирпичей было мало. Наконец, всё же он решил сложить маленький-маленький домик. В этом доме можно было жить только сидя, такой он был маленький. О своей истории кум Тыква рассказал Чиполлино. Но тут в карете приехал толстый кавалер Помидор и закричал: “Злодей! Разбойник! Вор! Ты построил этот дворец на земле, которая принадлежит графиням Вишням”. Сколько не объяснял кум Тыква, что у него было разрешение старого графа Вишни, синьор Помидор ничего не хотел слушать. Ведь старый граф Вишня умер и теперь хозяйки графини Вишни. Чиполлино не мог стерпеть такой несправедливости и заступился за кума Тыкву, заставив плакать синьора Помидора, который вырвал у Чиполлино прядь луковых волос. Ругаясь, Помидор уехал. А Чиполлино остался работать в сапожной мастерской Виноградинки и скоро достиг больших успехов в сапожном деле.
Кто будет главным героем? Как вы догадались? (По заглавию).
Чтение 1-й части.
Будем читать вслух с комментированием.
После чтения 2-го предложения:
Почему же день был далеко не прекрасный? Обратите внимание на героев сказки: Тыква, Помидор, Лимончики – что их объединяет?
— Дюжина Лимончиков – это сколько? (12. Вот сколько понадобилось солдат, чтобы выгнать одного старого кума Тыкву).
— Дж. Родари пишет, что кавалер Помидор прикатил в карете. Чем отличается это слово от слов приехал, прибыл? (Чувствуется отношение автора, оно отрицательное).
После чтения 3-го предложения:
— Какой же домик был у кума Тыквы, если туда поселили пса? (Очень маленький, как сторожевая будка. Но это всё, что было у кума Тыквы!..)
Читаем дальше – 4-е предложение:
Что узнали об этом герое? (Он хотел, чтобы его уважали, но в его понимании это значит боялись).
— Какое слово подсказало, что Помидор хочет, чтобы его боялись? (Угрожающе).
— Что значит пришлый оборванец? О ком так говорит Помидор? (Чиполлино из семьи бедняков).
Читаем до конца 1-й части. Вопросы:
— Что чувствовали Чиполлино и Виноградинка?
— Что чувствовал кум Тыква?
— Как он выражает свои чувства?
Часть 2.
Чтение вслух небольшими частями с комментариями.
После чтения 1-го абзаца:
— Что значит изнемогать от жажды? (Очень хотел пить, не мог уже терпеть жажду.)
После чтения 2-го и 3-го абзацев:
— Что такое трактир? (Недорогой ресторан).
— Чем занимался Чиполлино, работая у сапожника Виноградинки?
— Что значит вощил дратву? (Натирал воском дратву – толстые суконные нити, которыми сшивают обувь, чтобы нитки легче проходили в отверстия. Чиполлино был подмастерьем – помощником сапожного мастера).
После чтения стр.155 до последнего абзаца:
— О какой особенности характера Чиполлино можно догадаться? (Любит шутки, часто подшучивает над другими).
— Чиполлино отказался помочь псу. Хорошо ли это? Что можно подумать о Чиполлино? А какой он на самом деле? Давайте читать дальше.
— Так можно ли сказать, что Чиполлино равнодушен к окружающим, отказывается помочь? (Нет, он “от души” жалел пса).
— Каким же ремеслом занимался пёс? Почему оно было не по душе (т.е. не нравилось) нашему герою? (Мастино служил кавалеру Помидору, а тот был жесток и несправедлив).
— Что значит проучить? (Наказать так, чтобы “Впредь неповадно было”).
Часть 3. Дети читают про себя.
Вопросы:
— Что же придумал Чиполлино? (Решил хитростью усыпить пса).
— Перечитайте те реплики Чиполлино, из которых видно, что у него было чувство юмора!
— Какой ещё Чиполлино в этой части? (Находчивый).
— Для чего же всё это задумал наш герой?
— Вспомните, каким был кум Тыква в 1-ой части. Изменился ли он? Прочитайте. (Лицо его “…выражало неописуемую радость”).
— Что означает это выражение? (Это радость была так велика, что её невозможно описать словами).
— Чиполлино сделал доброе дело, но он испытывает чувство вины. Прочитайте слова, которые это подтверждают. (Бедный пёс, прости, ласково погладил).
— Что ещё можно сказать о характере Чиполлино? Чем он вам понравился?
ТЕСТ (если останется время)
— Поменяйтесь в парах листочками, проверим ответы. Оцените работу: нет ошибок – отметка 5,1-2 ошибки – отметка 4, 3 ошибки – отметка 3. Верните листочек.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ с.20 № 3 (составление плана)
8. Итог урока.
Вы дружно работали, щедро делились своими знаниями, в работе были внимательны и трудолюбивы.
Как вы думаете, задачи урока мы выполнили?
Возьмите лестницу успеха и оцените свою деятельность на уроке. (Учащиеся рисуют смайлик на одной из ступенек).
-Некоторые ребята поставили себя на среднюю ступень. О чем это говорит?
-Но многие поставили себя на верхнюю ступеньку и это замечательно! Значит, они уже сейчас чувствуют себя уверенно и могут браться за более трудные задания.
– С каким настроением уходите с урока?
Отметьте в тетради:
— Что узнали?
— Что хотели бы узнать?
9. Домашнее задание.
Выразительно читать стр.154-158. Подготовить пересказ. Кто хочет, может нарисовать рисунок.