Предмет: литературное чтение
Дата проведения: 10.12.2012
Класс: 2
Автор: Л.А. Ефросинина
Тема урока: Коллективная творческая работа «Царство Мороза Ивановича»
Тип урока: проектная деятельность (работа в группах)
Оборудование: бумага, краски, карандаши, ручки, магнитофон, музыка П. И. Чайковского « Времена года».
Цель: обучение составлению устного текста повествовательного типа;формирование умения сочинить сказку по предложенному сюжету; формирование навыков работы в группе.
Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской литературе.
Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: развитие познавательных способностей учащихся; расширение и обогащение словаря читателя; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
I. Организационный момент.
| — Вы любите сказку? | Настраиваются на работу
| Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. |
II. Актуализация знаний. | Усвоение литературоведческих понятий. — Какие бывают сказки?
| Выстраивают план построения сказки:
| Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию Регулятивные: дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
III. Определение темы и цели урока
| -На уроках литературного чтения вы прочитали много сказок — и народных, и авторских. Сегодня вы попробуете сочинить свою сказку. На какую тему будет сказка, вы узнаете, разгадав кроссворд. Так как работать вы будете в группах, давайте обговорим правила совместной работы.
Разгадывание кроссвордов. (см.приложение) Определяем тему: «Мороз». Значит, сказка должна получиться зимняя. У вас на столах «зимний словарь»: слова, пословицы, поговорки на зимнюю тему. Каждая группа выбирает одну пословицу или поговорку, объясняет её смысл.
| Обговаривание правил совместной деятельности: А) работать дружно; быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старших; | Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию. Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы, анализировать результаты исследований. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
IV.Введение в тему.
| На дворе белым – бело, Открывается доска: зимние пейзажи русских художников, запись: «Царство Мороза Ивановича». Так будет называться наша сказка. -Что дальше будет происходить в нашей сказке? -О чём можно рассказать? Как передать красоту зимнего леса? Каждой группе на парту кладётся герой (оленёнок, медвежонок, зайчонок, волк). Предположите, что он стал причиной переполоха. А вот с чем пожаловал герой – думайте. Обсуждение получившихся вариантов. Выбирается самый интересный.
| А) Каждая группа предлагает своё начало сказки или зачин. Выбирается лучший или оригинальный. Б) Начало действия. Эпизод или событие. В) Сейчас в нашей сказке что-то должно случиться. Я говорю: «Вдруг…» Г) Концовка сказки. Обсуждение. Выбор варианта.
| Познавательные: выделять существенную информацию из рассказа ребят, классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой |
V. Физкультминутка |
| Активное выполнение | Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности. |
VI. Полный пересказ получившейся сказки. | — Ребята, ведь нашей сказке чего-то не хватает? — Конечно, ярких красивых рисунков. — Сейчас каждая группа нарисует свою иллюстрацию. (На фоне музыки П.И.Чайковского) 1- зачин. Показ рисунков и пересказ сочинённой сказки
| Презентация групповой сказки.
| Личностные: умение выражать свои чувства, мысли, проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту. Познавательные: анализировать содержание произведения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Коммуникативные: проявлять внимание к суждениям товарищей.
|
VII.Сравнение сказок. | А сейчас поработаете в группах. Как вы думаете, чем отличаются сказки? Каковы особенности каждой сказки? | Дети в группах обсуждают и анализируют сказки своих товарищей.
| Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. Личностные: применять правила делового сотрудничества. |
VIII. Рефлексия урока.
| — Ребята, получилось ли у нас следовать правилам сотрудничества?
| Подводят итог урока.
| Личностные: оценивать собственную и коллективную деятельность. Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор. |
IX. Домашнее задание.
| Мороз Иванович прислал вам изображение своего дома. А). Он очень просит его раскрасить, записать несколько слов на тему «Зима».
| Домашнее задание даётся индивидуально, но учитывается желание детей.
| Личностные: формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
|