Составил: библиотекарь –педагог
Абатурова И.А.
Библиотечный урок.
Тема: Корней Иванович Чуковский
Цель: Познакомить учащихся с творчеством и биографией поэта.
Задачи: 1. Привлечь внимание учащихся к чтению.
2. Развить внимание, сообразительность, логическое мышление, творческую инициативу.
3. Оформить выставку по персонажам произведений К.И. Чуковского.
.
Ход библиотечного урока:
Библиотекарь: Здравствуйте ребята! Очень рада вас видеть. Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие. В страну сказок К.И. Чуковского.
Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы отгадаете как оно называется.
А у наших у ворот
Чудо- дерево растет.
Чудо, чудо, чудо расчудесное!
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А чулки да башмачки,
Словно яблочки!
Мама по саду пойдет,
Мама с дерева сорвет
Туфельки, сапожки,
Новые калошки.
Папа по саду пойдет,
Папа с дерева сорвет
Маше — гамаши
Зинке — ботинки
Нинке – чулки
А для Мурочки
Крохотные голубые
Вязанные башмачки
И с помпончиками!
Вот какое дерево
Чудесное дерево!
Библиотекарь: молодцы ребята это стихотворение «Чудо – дерево»
Библиотекарь: а сейчас я еще вас проверю, будьте внимательнее.
Библиотекарь: У меня зазвонил телефон. Кто говорит?
Дети: Слон
Библиотекарь: откуда?
Дети: от верблюда.
Библиотекарь: Что вам надо?
Дети: шоколада.
Библиотекарь: Ребята откуда вы все знаете?
Дети: Из книги Чуковского «Телефон»
Библиотекарь: Правильно ребята все эти стихи и многие другие сказки для вас написал Корней Иванович Чуковский.
Показ презентации
Коля Корнейчуков родился 31 марта 1882 года. Хотя семья жила очень бедно, матери все же удалось отдать детей в гимназию. Но из пятого класса гимназии Николай был исключен (по «закону о кухаркиных детях»). Ему пришлось перепробовать много профессий: он помогал рыбакам чинить сети, клеил на перекрестках афиши, помогал малярам красить крыши. Но каждую свободную минуту он бежал в библиотеку и читал «запоем и без всякого порядка»
Экзамены за гимназический курс он сдал экстерном и самостоятельно выучил английский язык.
С 1901года он стал печататься в газете «Одесские новости»
Из своей длинной фамилии «Корнейчуков» он придумал литературный псевдоним « Корней Чуковский»
Его мать, Екатерина Осипова Корнейчукова, — крестьянка Полтавской губернии, отец- петербургский студент. Отец рано покинул семью, и Екатерина Осиповна с двумя детьми переехала жить в Одессу.
В 1903 году редакция газеты направила Чуковского корреспондентом в Лондон, где при удобном случаи он посещал лекции библиотеку, Белинского музея.
В 1905 году Чуковский возвратился в Россию, печатается в московском журнале «Весы» .Затем переезжает в Петербург, где сотрудничает « в тысяче изданий» и постепенно входит в круг петербуржских литераторов.
Чуковский был наделен не только литературным талантом, но и огромным трудолюбием, и его без сомнения можно отнести к одним из тех людей, кого
по- английски называют «self made man»-
«сам себя сделавший человек».
«….Маленьким его друзьям «от двух до пяти» он казался великаном, настоящим добрым волшебником из сказки: громадный, громкоголосый, не похожий ни на кого, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого, для маленького и большого, шутку, смешную присказку, звонкое слово, громкий смех, на который нельзя отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки.
Физ. минутка.
Мы работали отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас
И зарядка нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем как зайки,
Сразу станем всех добрей!
Подтянулись и вздохнули?
Отдохнули?
Отдохнули!
Библиотекарь.
Первая детская сказка К.И.Чуковского
«Крокодил»была опубликована в 1916 году. Она сразу же полюбилась маленьким читателям.
Следом за «Крокодилом»
Появились «Мойдодыр»,
«Тараканище»,
«Муха-Цокотуха»
и другие сказки
Нам жалко дедушку Корнея,
В сравненьи с нами он отстал,
Поскольку в детстве «Бармалея»
И «Мойдодыра не читал.
Не восхищался «Телефоном»,
И в «Тараканище не вник».
Как вырост он таким ученым,
Не зная самых главных книг!
Эти шуточные стихи написал Чуковскому его ученик и друг Валентин Берестов.
Корней Иванович много работал над переводами с английского, среди переведенных им выдающихся писателей Англии и США.
Чуковский познакомил русских детей с английским фольклором: перевел английские песенки про обжору Барабека, Котауси и Мауси и « Человечка –скрюченные ножки»
Пересказал древнегреческую сказку»Храбрый Персей».
Английскую сказку «Джек- покровитель великанов», по своему пересказал он и сказку Гью Лофтинга «Приключеня доктора Дулита» и получился знаменитый «Доктор Айболит»
Библиотекарь: А сейчас я буду загадывать загадки, а вы – отгадывать.
На легкие загадки отвечаем хором , а на сложные – поднимайте руки.
1. Невзрачный маленький усач
Всех запугал зверей.
И победил его не волк,
Не слон, а воробей.(таракан)
2. Кем детей пугают мамы,
Если дети их упрямы?
Отвечайте поскорей,
Кто же это?(Бармалей)
3. Что за диво, что за чудо!
От нее ушла посуда.
К замарашке не вернутся
Кочерга, кастрюли, блюда…
Это с кем посуда в соре,
У кого такое горе?(Федора)
4.
Самовар она купила,
Тараканов пригласила:
«Именины отмечаю,
Приходите выпить чаю!»(муха Цокотуха)
5.
Всех грязнуль помоет быстро,
Всех нерях умоет быстро
Умывальников начальник
И мочалок командир,
Знаменитый ……(Мойдодыр)
6. Если любишь умываться,
Тебе нечего бояться .
А грязнули и неряхи
От него сбегают в страхе.
7. То-то рада, то-то рада
Вся звериная семья,
Поздравляют, поздравляют
Удалого ……..(Воробья)
8. Лечит всех зверей подряд,
Лечит взрослых и ребят,
К вам спешит, когда болит
Добрый доктор…….(Айболит)
Библиотекарь: Молодцы, ребята много знаете стихов и сказок Чуковского и все загадки отгадали.
Библиотекарь: Сегодня мы с вами познакомились со многими героями сказок К.И. Чуковского. Полюбили доктора Айболита, Муху- Цокотуху, Мойдодыра и даже Бармалея. И сейчас я предлагаю взять в карандаши и нарисовать понравившегося героя из сказок Чуковского.
Библиотекарь. Ребята ваши пальчики устали рисовать? Давайте поведем
Разминку для пальцев рук.
Вдруг в лесу раздался стук.
Это дятел долбит сук.
(постучите в кулачки)
Он деревья не калечит,
Он их просто клювом лечит.
(постукивание подушечками пальцев по ладоням)
Библиотекарь: Молодцы, а сейчас давайте посмотрим что — же у вас получилось .(Идет обсуждение рисунков). Из ваших рисунков ми оформим выставку, где каждый может придти в библиотеку и посмотреть их.
Библиотекарь: Дорогие ребята сегодня мы с вами познакомились не только с биографией детского писателя К.И.Чуковского, но и сего сказками , стихами . Корнею Ивановичу Чуковскому удалось завоевать огромную читательскую аудиторию «от двух до бесконечности».Разнообразие творческих проявлений было одной из наиболее характерных черт писательского облика. Чуковский был не только писателем, но и переводчиком, и составителем сборников и альманахов, и редактором переводов, выполненных другими, блестящим лектором и исполнителем своих стихов. Еще одной характерной чертой К.И.Чуковского, которую отмечали все знавшие его, было его огромное трудолюбие.
И в заключении нашего библиотечного урока я хочу сказать , что вы еще не раз встретитесь с книгами этого замечательного писателя, потому, он писал не только для детей, но и для взрослых.
А пока до свидания. До новых встреч в библиотеке.
Список литературы
1.Гараева Я.Ш.русский язык 4 класс: Поурочные разработки к учебнику Рамзаевой Т.Г.-М.: Вако, 1005.-400с.-(В помощь школьному учителю).
2. Профессиональная библиотека школьного библиотекаря приложение к журналу « Школьная библиотека».- Серия 2.Выпуск 1.
3. Сухин И.Г. Мойдодыр, Черномор, Снеговик и другие: литературные викторины для дошкольников и младших школьников. — М.: Новая школа, 1996.-176с.