Открытый урок во 2 классе
Обобщение к разделу «Люблю природу русскую. Осень»
Кукина Оксана Анатольевна
Цель: 1. Повторение и обобщение пройденного материала;
2. Развитие памяти, внимания, мышления, речи, воображения, умения
выразительного чтения.
3. Воспитание любви к чтению, литературе, природе.
Задачи:
Повторить, закрепить и обобщить знания учащихся, приобретённых в разделе «Люблю природу русскую. Осень»;
Раскрыть прелесть и образность художественных описаний природы;
Учить давать словесную иллюстрацию;
Развивать образное мышление, технику чтения.
Ход урока.
Ι. Организационный момент.
ΙΙ. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
— Прочитайте слоги. Составьте из них слова, соединяя картинки, подходящие друг к другу.
(Листопад, дожди, заморозки, лужи, осень.)
— Какое слово лишнее? (Осень)
— Какова же тема нашего урока? Какие цели вы перед собой ставите?
ΙΙΙ. Работа по теме урока.
1. Дыхательная разминка (гимнастика)
— Представим, что мы в осеннем лесу. В воздухе пахнет грибами, сырыми листьями, костром…Сядьте ровно, руки положите на колени:
— вдохнём запах осеннего леса (вдох носом, выдох через рот);
— в воздухе запахло грибами (вдох, задержка дыхания, выдох);
— повсюду пахнет листьями. Возьмите осенний листочек, вдохните носом, задержите дыхание, выдохните сильной струёй воздуха снизу под листочек. Посмотрите как красиво ваши листочки играют на ветру.
2. Фонематическая зарядка
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, рвёт, сверху льёт, а снизу метёт.
– Прочитайте «жужжащим» чтением пословицу.
— Все ли слова понятны?
– Как вы её понимаете?
– Работа над чётким проговариванием; чтение скороговоркой.
— Каждому осень открывает свои секреты по-особому. Каждый замечает в ней что-то свое: ведь осень – это и радостная, и грустная пора.
— Посмотрите на картины: Мы закончили работу над произведениями раздела, и в гости к нам пожаловала сама героиня Осень, ведь именно ей были посвящены стихотворения и рассказы этого раздела. Но в гости к нам пришло две осени. Как вы думаете, почему сразу две Осени сегодня у нас в гостях?
— Давайте каждой осени определим её признаки. (радостная, золотая, яркая, красивая, грустная, печальная, пасмурная, ненастная)
— К какой осени мы отнесём пословицу? Почему?
— Прочитайте тексты на жёлтых карточках.
На кустах и деревьях пожелтела листва. По дорожкам ветер кружит сухие листья. По небу плывут серые тучи. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины.
Мелкий холодный дождь моросит весь день. Пролетают первые снежинки. Еще цветут поздние цветы.
— Какая осень описана в первой части текста? Прочитайте.
— Какая осень описана во второй части текста? Прочитайте.
Выставка рисунков
– Вы рисовали осень, посмотрите на свои рисунки. На каких изображена золотая осень, а где – поздняя? Каких рисунков больше? Почему? Но любая осень прекрасна по-своему.
— Каждый замечает в осени что-то своё. И если мы почитаем о том, как видит и чувствует осень тот или иной поэт, то для всех нас осень станет богаче и выразительней.
— Ребята, кто из вас хочет прочитать стихотворение, которое вы учили об осени.
Дети читают стихи, после каждого стихотворения:
— О какой осени говорится в стихотворении: о золотой или поздней?
Если в стихотворение говорится о золотой осени, то оно записано на осеннем листочке, а если о поздней осени, то на тучке.
— Что вам понравилось в чтении …?
Оценка учителя.
Эмоциональная разрядка
Послушайте отрывок из произведения Антонио Вивальди «Осень» и полюбуйтесь прекрасными осенними пейзажами, или просто закройте глаза и представьте осень.
— Кто слушал с закрытыми глазами? Какую осень вы увидели, слушая музыку?
Работа в парах.
— А теперь прочитайте стихотворения и попробуйте определить о какой осени это стихотворение. Докажите словами текста.
Сергей Есенина.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем — совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
Самуил Маршак
Цветная осень — вечер года —
Мне улыбается светло.
Но между мною и природой
Возникло тонкое стекло.
Весь этот мир — как на ладони,
Но мне обратно не идти.
Еще я с вами, но в вагоне,
Еще я дома, но в пути.
Алексей Плещеев
Осенняя песенка
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
Алексей Плещеев
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!….
IV. Рефлексия
— Заканчивается наш осенний урок. Что же мы узнали об осени?
— И у каждого человека- поэта, музыканта, художника, читателя, слушателя, зрителя- своя осень: и по приметам, и по настроению. И это большая удача в жизни, если удается встретить стихи, музыку или картину очень близкую вашей личной осени. Какая же осень вам ближе?
Посмотрите, какую осень мы создали на доске.
— Раскрасьте осенний листик, показав свое настроение.
— Что понравилось на уроке больше всего?