Конспект урока по литературному чтению «Спящая красавица» 4 класс

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме «В.А. Жуковский «Спящая царевна»»

Программа: Начальная школа ХХI века


Изучается в учебнике:

Литерататурное чтение: 4 класс Ч.1/ авт.сост.:Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова—М.Вентана-Граф, 2012;

в разделе

Произведения В.А. Жуковского

После произведений фольклора, басен И. Крылова, Л.Толстого, И.Хемницера, А.Измайлова.

Раннее изученные произведения В.А.Жуковского :

«Жаворонок»( учебник «Литературное чтение».2 класс, ч. 2);

4 класс

«Песня», «Ночь», «Воспоминание», «Вечер», «Там небеса и воды ясны…», «Загадки»



Цель урока: познакомить детей с произведением В.А.Жуковского «Спящая царевна»



Задачи:


Образовательные:

  • Формировать умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка

  • Учить давать жанровую характеристику, определять главную мысль, выделять факты и информацию о герое;

  • Научить характеризовать героев положительных и отрицательных ;

  • Научить находить особенности формы и содержание языка;

  • Повторить, что такое сравнения

  • Формировать навык чтения

Развивающие:

  • Продолжить работу по совершенствованию коммуникативно – речевых умений учащихся;

  • Развивать приёмы умственной деятельности: анализа и синтеза, классификации, обобщения в процессе анализа произведения;

  • Развивать воображение, память

  • Способствовать дальнейшему формированию личностного отношения к прочитанному.


Воспитательные:


  • Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;


  • Содействовать воспитанию в детях чувства патриотизма, любви к русским писателям;


  • Формировать интерес к предмету.





































Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент: 0 мин.

Приготовились к уроку. Встали. Настроились на работу.

Посмотрите, чтоб у Вас было всё необходимое для урока.

-Садитесь.

Дети приготовились к уроку, встали, смотрят на учителя, слушают.


Садятся.

2.Сообщение темы урока: 3 мин.

Сегодня наш урок посвящён творчеству В.А.Жуковского.

Какие стихи В.А. Жуковского Вам уже известны?

С какими стихотворениями мы ещё знакомились?


Что Вы помните о жизни и творчестве поэта Василия Андреевича Жуковского?











В 1815 году состоялось его знакомство с 16- летним Пушкиным. А летом 1831 года в Царском селе Пушкин предложил Жуковскому поэтический турнир — состязание на лучший стихотворный пересказ русских сказок. В результате этих соревнований Пушкиным была написана » Сказка о царе Салтане», а Жуковским » Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке» и «Сказка о царе Берендее». А в последующие годы — множество баллад, поэм, легенд.

Поэт был разносторонне-одаренным: был отличным музыкантом, профессионально рисовал,

сам иллюстрировал многие свои произведения.

В жизни Жуковский не был грустным человеком, но стихи писал главным образом грустные, лирические.

— Послушайте одно из таких стихотворений.

Цветок.
Минутная краса полей
Цветок увядший, одинокой,
Лишен ты прелести своей
Рукою осени жестокой.
Увы! Нам тот же дан удел,
И тот же рок нас угнетает,
С тебя листочек облетел-
От нас веселье отлетает.
Отъемлет каждый день у нас
Или мечту, иль наслажденье.
И каждый разрушает час
Драгое сердцу заблужденье.
Смотри, : очарованья нет;
Звезда надежды угасает:
Увы! кто скажет: жизнь иль цвет
Быстрее в мире исчезает?




-«Песня», «Ночь», « Воспоминание»

-«Там небеса и воды ясны», «Загадки», «Вечер»


— В.А.Жуковский закончил Московский университетский институт на одни пятёрки.

Его имя » лучшего из лучших учеников» было занесено на мраморную доску в зале пансиона.

Он переводил басни, стихи, поэмы с французского и английского языков.

Писал стихи для детей.


3.Подготовка к восприятию. Первичное (ознакомительное)чтение сказки:

10 мин.

Посмотрите, пожалуйста, какое следующее произведение мы с Вами будем читать?

Откройте учебник на стр. 51, знакомо ли Вам название?



Я буду читать, а Вы следите по тексту.

Учитель полностью читает сказку сам.

Дети открывают учебник.




-Да. Спящая царевна.



Дети слушают и следят по книгам.

4. Этап выявления особенностей восприятия. 2 мин.

-Понравилась ли Вам сказка?

Чем понравилась сказка?



Удалось ли поэту написать не, сколько поучительную, сколько увлекательную сказку?

Ответить на этот вопрос можем?

— Почему?





-Какая это сказка?

Почему волшебная? Что волшебного в ней?







— Знаком ли Вам сюжет данной сказки?


-На какую сказку похож сюжет?


-Мне понравилась.

Понравилась тем, что сказка закончилась хорошо, проснулась красавица.

-Я думаю, что удалось, так как

я представляла себе, что я принцесса. Ждала, что будет дальше.

-Да, автор написал увлекательную сказку, хотелось знать, чем она закончится, проснётся или нет, найдётся ли царевич, который сможет расколдовать это зло.




-Авторская, волшебная.



-Волшебная сказка, потому что очень много нереального: говорящий рак, не засыпают от укола веретена, нельзя заснуть на триста лет, нельзя уснувши на триста лет проснуться от поцелуя.


— Знаком.

-Сюжет похож на сказку А.С. Пушкина « Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»


5. Физкультминутка 1 мин.

Учитель включает музыку.


-Садитесь.

Дети под музыку выполняют движения.

Дети садятся на свои места.

6.Этап перечитывания и анализа текста: 27 мин.

Давайте сейчас прочитаем в учебнике на стр. 63 о том, кто же первый использовал подобный сюжет.


-Эту сказку Ш.Перро написал в 17 веке.

Затем в начале 18 века братья Гримм обработали и записали сказку «Шиповничек» с похожим сюжетом.

-Как Вы думаете, о чём может быть сказка «Шиповничек»?




Давайте прочитаем начало нашей сказки.

О чём говорит начало сказки?

Представьте героев сказки «Спящая красавица» .

Вспомните и назовите положительных героев, чем они положительные.


-Почему рак положительный ?

Докажите строками из текста.



— Кто ещё оказался положительным героем?

-Прочитайте отрывок, когда чародейки говорили свои пожелания.

Прочитаем по ролям.

Сколько у нас будет персонажей?


Давайте прочитаем.

-Молодцы!


— Почему их было 11 на пиру?


-Значит, колдунья была каким героем?

Как Вы себе её представляете?


Посмотрите, как изобразил её художник, учебник с. 53.

-С каким чувством она говорила свою речь?

-Найдите и прочитайте слова 12 чародейки.

Не забывайте читать выразительно!

— Как Вы думаете, почему невзлюбила злая колдунья молодую красавицу?




— Как называет колдунью автор стихотворения?

Найдите и прочитайте.



— Что значит незваная?

-Какой подарок приготовила незваная гостья? Прочитайте.




— Сколько лет будет спать царевна?


— Скажите, а что такое веретено, кто видел этот предмет.

Прочитайте в конце сказки, что такое веретено.


Прочитайте ещё значения незнакомых слов и выражений.


-Ланиты-щёки, чело- лоб, а как будут глаза, рот?

-Молодцы!

-Найдите и прочитайте про себя , как выглядела царевна, когда заснула. Найдите там слова очи, чело, ланиты, уста, подчеркните в учебнике.

Учитель проходит по классу и смотрит выполнения задания детьми.

— Как Вы думаете, почему поцеловал её царевич?

-Что в ней было красивое? Прочитайте?




Посмотрите, как ласково называет автор губы и ноги.

С кем сравнивает царевну автор?


-Какие у неё очи? Прочитайте.


Найдите ещё сравнения. Прочитайте.


Как Вы думаете, почему он её поцеловал?

-Как он чувствовал себя перед тем, как её хотел поцеловать, что с ним происходило. Докажите словами из текста.




-Как спасает молодой царевич царевну?


— Почему царевна проснулась? Прочитайте.




Почему раньше никто не мог разбудить царевну? Кто-то ещё её хотел разбудить, почему не мог разбудить?



-Он её поцеловал, что происходит? Прочитайте.


Дети читают.


-Первый использовал подобный сюжет Ш.Перро.






-В этой сказке главный герой уколется о шиповник, но конец будет добрым, хорошим, так как сказка называется ласково.

Дети читают первое четверостишье.

— Что у доброго царя и царицы не было детей.


Первый рак, который предсказывает, что у них родится дочь.

— «Мне тебя царица жаль,

Но забудь свою печаль»

— Он сочувствует и жалеет царицу, потому что у неё нет детей.

— 11 чародеек, они пожелали на пиру самого лучшего для дочери.




-Первая чародейка, незваная, последняя чародейка, автор.

Дети читают.



-Царь не позвал 12 , так как она была злой.

-Отрицательным?

-Злая, в чёрном одеянии, с большим носом.

Дети рассматривают иллюстрацию.


Со злостью, ненавистью.


Дети находят и читают с выражение.

-Её не пригласили на пир, все восхищаются не ей, а красавицей.

Злую колдунью даже не пригласили.


— Дети ищут.


-А незваная стоит

Над царевной и ворчит:….

— Автор называет её незваной.

— Её никто не звал, не приглашал.


Дети читают отрывок( уколется на шестнадцатом году веретеном и уснёт на триста лет)


-Триста


-Я видела в деревне у бабушки.

— Веретено—приспособление для прядения. Стержень для наматывания пряжи или нити с острым концом.

Дети читают, что такое:

Пророк, без пути, сучить, хорунжий, ланиты, чело.


— Очи, уста.


Дети читают про себя, подчёркивают слова.





— Царевна была очень красива.


Дети читают вслух отрывок (ланиты, ресницы, щёки, косы, кудри, грудь, губки, ножки).



— Как дитя, лежит она,

Распылалася она…… ( дитя)

— Ночи тёмныя темней (глаза как ночь –чёрные)

-Ножки-чудо красотой,

(ножки-красота)

-Красивая , понравилась сильно, влюбился.




Дети читают отрывок ( очи горели, лицо пылает огнём, щёки жаркие, не удержался и поцеловал).

-Царевич спасает её страстным поцелуем.

— Прошло триста лет сна.

«Будет то не смерть, а сон;

Триста лет продлится он;

Срок назначенный пройдёт, И царевна оживёт……».

-Никто не мог разбудить её раньше, пока не пройдёт триста лет. Колдовство действовало ровно триста лет.


— Всё просыпается от долгого сна.

« Снова говор, крик, возня …….».

7. Итог урока: 1 мин.

Как Вы думаете, какой финал в этой сказке.

Прочитайте присказку.

В.А.Жуковский стремился к тому , чтобы детская литературная сказка «представляла воображению одни светлые образы, чтобы эти образы никакого плохого впечатления не оставляли после себя».

— Как Вы думаете, ему это удалось?

-Но ведь была в сказке злая чародейка, она не оставила злой образ?


— Я тоже так думаю, молодцы.

Сегодня все хорошо работали, анализировали сказку, хорошо читали. Молодцы те ученики, которые с выражением прочитали сказку по ролям.

Спасибо за урок.

-Счастливая свадьба.


Дети читают последние строки сказки.

— В присказке говорится о свадьбе.

-Добро победило зло.




-Удалось.

-Нет, так как она сделала зло в начале сказке, а после было столько красивых событий, что мы даже смогли забыть про неё, про её колдовство.


8.Этап постановки домашнего задания. 1 мин.

Послушайте домашнее задание:

Подготовить выразительное чтение отрывка (по желанию);

нарисовать иллюстрацию к данному произведению (по желанию);

выполнить все задания по сказке в тетради;

познакомиться в библиотеке с книгами сказок В.А.Жуковского.












9


Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Сергей Александрович Есенин «Мелколесье. Степь и дали», «Пороша»" 5 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: