Урок литературного чтения в 4-м классе по теме «В.А. Жуковский «Спящая царевна»»
Программа: Начальная школа ХХI века
Изучается в учебнике:
Литерататурное чтение: 4 класс Ч.1/ авт.сост.:Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова—М.Вентана-Граф, 2012;
в разделе
Произведения В.А. Жуковского
После произведений фольклора, басен И. Крылова, Л.Толстого, И.Хемницера, А.Измайлова.
Раннее изученные произведения В.А.Жуковского :
«Жаворонок»( учебник «Литературное чтение».2 класс, ч. 2);
4 класс
«Песня», «Ночь», «Воспоминание», «Вечер», «Там небеса и воды ясны…», «Загадки»
Цель урока: познакомить детей с произведением В.А.Жуковского «Спящая царевна»
Задачи:
Образовательные:
Формировать умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка
Учить давать жанровую характеристику, определять главную мысль, выделять факты и информацию о герое;
Научить характеризовать героев положительных и отрицательных ;
Научить находить особенности формы и содержание языка;
Повторить, что такое сравнения
Формировать навык чтения
Развивающие:
Продолжить работу по совершенствованию коммуникативно – речевых умений учащихся;
Развивать приёмы умственной деятельности: анализа и синтеза, классификации, обобщения в процессе анализа произведения;
Развивать воображение, память
Способствовать дальнейшему формированию личностного отношения к прочитанному.
Воспитательные:
Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
Содействовать воспитанию в детях чувства патриотизма, любви к русским писателям;
Формировать интерес к предмету.
Ход урока:
Деятельность учащихся | |||
1.Организационный момент: 0 мин. | |||
Приготовились к уроку. Встали. Настроились на работу. Посмотрите, чтоб у Вас было всё необходимое для урока. -Садитесь. | Дети приготовились к уроку, встали, смотрят на учителя, слушают.
Садятся. | ||
2.Сообщение темы урока: 3 мин. | |||
Сегодня наш урок посвящён творчеству В.А.Жуковского. Какие стихи В.А. Жуковского Вам уже известны? С какими стихотворениями мы ещё знакомились?
Что Вы помните о жизни и творчестве поэта Василия Андреевича Жуковского?
В 1815 году состоялось его знакомство с 16- летним Пушкиным. А летом 1831 года в Царском селе Пушкин предложил Жуковскому поэтический турнир — состязание на лучший стихотворный пересказ русских сказок. В результате этих соревнований Пушкиным была написана » Сказка о царе Салтане», а Жуковским » Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке» и «Сказка о царе Берендее». А в последующие годы — множество баллад, поэм, легенд. Поэт был разносторонне-одаренным: был отличным музыкантом, профессионально рисовал, сам иллюстрировал многие свои произведения. В жизни Жуковский не был грустным человеком, но стихи писал главным образом грустные, лирические. — Послушайте одно из таких стихотворений. Цветок.
|
-«Песня», «Ночь», « Воспоминание» -«Там небеса и воды ясны», «Загадки», «Вечер» — В.А.Жуковский закончил Московский университетский институт на одни пятёрки. Его имя » лучшего из лучших учеников» было занесено на мраморную доску в зале пансиона. Он переводил басни, стихи, поэмы с французского и английского языков. Писал стихи для детей.
| ||
3.Подготовка к восприятию. Первичное (ознакомительное)чтение сказки: 10 мин. | |||
Посмотрите, пожалуйста, какое следующее произведение мы с Вами будем читать? Откройте учебник на стр. 51, знакомо ли Вам название?
Я буду читать, а Вы следите по тексту. Учитель полностью читает сказку сам. | Дети открывают учебник.
-Да. Спящая царевна.
Дети слушают и следят по книгам. | ||
4. Этап выявления особенностей восприятия. 2 мин. | |||
-Понравилась ли Вам сказка? Чем понравилась сказка?
Удалось ли поэту написать не, сколько поучительную, сколько увлекательную сказку? Ответить на этот вопрос можем? — Почему? -Какая это сказка? Почему волшебная? Что волшебного в ней?
— Знаком ли Вам сюжет данной сказки?
-На какую сказку похож сюжет?
| -Мне понравилась. Понравилась тем, что сказка закончилась хорошо, проснулась красавица. -Я думаю, что удалось, так как я представляла себе, что я принцесса. Ждала, что будет дальше. -Да, автор написал увлекательную сказку, хотелось знать, чем она закончится, проснётся или нет, найдётся ли царевич, который сможет расколдовать это зло.
-Авторская, волшебная.
-Волшебная сказка, потому что очень много нереального: говорящий рак, не засыпают от укола веретена, нельзя заснуть на триста лет, нельзя уснувши на триста лет проснуться от поцелуя.
— Знаком. -Сюжет похож на сказку А.С. Пушкина « Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
| ||
5. Физкультминутка 1 мин. | |||
Учитель включает музыку.
-Садитесь. | Дети под музыку выполняют движения. Дети садятся на свои места. | ||
6.Этап перечитывания и анализа текста: 27 мин. | |||
Давайте сейчас прочитаем в учебнике на стр. 63 о том, кто же первый использовал подобный сюжет.
-Эту сказку Ш.Перро написал в 17 веке. Затем в начале 18 века братья Гримм обработали и записали сказку «Шиповничек» с похожим сюжетом. -Как Вы думаете, о чём может быть сказка «Шиповничек»?
Давайте прочитаем начало нашей сказки. О чём говорит начало сказки? Представьте героев сказки «Спящая красавица» . Вспомните и назовите положительных героев, чем они положительные.
-Почему рак положительный ? Докажите строками из текста.
— Кто ещё оказался положительным героем? -Прочитайте отрывок, когда чародейки говорили свои пожелания. Прочитаем по ролям. Сколько у нас будет персонажей?
Давайте прочитаем. -Молодцы!
— Почему их было 11 на пиру?
-Значит, колдунья была каким героем? Как Вы себе её представляете?
Посмотрите, как изобразил её художник, учебник с. 53. -С каким чувством она говорила свою речь? -Найдите и прочитайте слова 12 чародейки. Не забывайте читать выразительно! — Как Вы думаете, почему невзлюбила злая колдунья молодую красавицу?
— Как называет колдунью автор стихотворения? Найдите и прочитайте.
— Что значит незваная? -Какой подарок приготовила незваная гостья? Прочитайте.
— Сколько лет будет спать царевна?
— Скажите, а что такое веретено, кто видел этот предмет. Прочитайте в конце сказки, что такое веретено.
Прочитайте ещё значения незнакомых слов и выражений.
-Ланиты-щёки, чело- лоб, а как будут глаза, рот? -Молодцы! -Найдите и прочитайте про себя , как выглядела царевна, когда заснула. Найдите там слова очи, чело, ланиты, уста, подчеркните в учебнике. Учитель проходит по классу и смотрит выполнения задания детьми. — Как Вы думаете, почему поцеловал её царевич? -Что в ней было красивое? Прочитайте?
Посмотрите, как ласково называет автор губы и ноги. С кем сравнивает царевну автор?
-Какие у неё очи? Прочитайте.
Найдите ещё сравнения. Прочитайте.
Как Вы думаете, почему он её поцеловал? -Как он чувствовал себя перед тем, как её хотел поцеловать, что с ним происходило. Докажите словами из текста.
-Как спасает молодой царевич царевну?
— Почему царевна проснулась? Прочитайте.
Почему раньше никто не мог разбудить царевну? Кто-то ещё её хотел разбудить, почему не мог разбудить?
-Он её поцеловал, что происходит? Прочитайте.
| Дети читают.
-Первый использовал подобный сюжет Ш.Перро.
-В этой сказке главный герой уколется о шиповник, но конец будет добрым, хорошим, так как сказка называется ласково. Дети читают первое четверостишье. — Что у доброго царя и царицы не было детей.
Первый рак, который предсказывает, что у них родится дочь. — «Мне тебя царица жаль, Но забудь свою печаль» — Он сочувствует и жалеет царицу, потому что у неё нет детей. — 11 чародеек, они пожелали на пиру самого лучшего для дочери.
-Первая чародейка, незваная, последняя чародейка, автор. Дети читают.
-Царь не позвал 12 , так как она была злой. -Отрицательным? -Злая, в чёрном одеянии, с большим носом. Дети рассматривают иллюстрацию.
Со злостью, ненавистью.
Дети находят и читают с выражение. -Её не пригласили на пир, все восхищаются не ей, а красавицей. Злую колдунью даже не пригласили.
— Дети ищут.
-А незваная стоит Над царевной и ворчит:…. — Автор называет её незваной. — Её никто не звал, не приглашал.
Дети читают отрывок( уколется на шестнадцатом году веретеном и уснёт на триста лет)
-Триста
-Я видела в деревне у бабушки. — Веретено—приспособление для прядения. Стержень для наматывания пряжи или нити с острым концом. Дети читают, что такое: Пророк, без пути, сучить, хорунжий, ланиты, чело.
— Очи, уста.
Дети читают про себя, подчёркивают слова.
— Царевна была очень красива.
Дети читают вслух отрывок (ланиты, ресницы, щёки, косы, кудри, грудь, губки, ножки).
— Как дитя, лежит она, Распылалася она…… ( дитя) — Ночи тёмныя темней (глаза как ночь –чёрные) -Ножки-чудо красотой, (ножки-красота) -Красивая , понравилась сильно, влюбился.
Дети читают отрывок ( очи горели, лицо пылает огнём, щёки жаркие, не удержался и поцеловал). -Царевич спасает её страстным поцелуем. — Прошло триста лет сна. «Будет то не смерть, а сон; Триста лет продлится он; Срок назначенный пройдёт, И царевна оживёт……». -Никто не мог разбудить её раньше, пока не пройдёт триста лет. Колдовство действовало ровно триста лет.
— Всё просыпается от долгого сна. « Снова говор, крик, возня …….». | ||
7. Итог урока: 1 мин. | |||
Как Вы думаете, какой финал в этой сказке. Прочитайте присказку. В.А.Жуковский стремился к тому , чтобы детская литературная сказка «представляла воображению одни светлые образы, чтобы эти образы никакого плохого впечатления не оставляли после себя». — Как Вы думаете, ему это удалось? -Но ведь была в сказке злая чародейка, она не оставила злой образ? — Я тоже так думаю, молодцы. Сегодня все хорошо работали, анализировали сказку, хорошо читали. Молодцы те ученики, которые с выражением прочитали сказку по ролям. Спасибо за урок. | -Счастливая свадьба.
Дети читают последние строки сказки. — В присказке говорится о свадьбе. -Добро победило зло.
-Удалось. -Нет, так как она сделала зло в начале сказке, а после было столько красивых событий, что мы даже смогли забыть про неё, про её колдовство.
| ||
8.Этап постановки домашнего задания. 1 мин. | |||
Послушайте домашнее задание: Подготовить выразительное чтение отрывка (по желанию); нарисовать иллюстрацию к данному произведению (по желанию); выполнить все задания по сказке в тетради; познакомиться в библиотеке с книгами сказок В.А.Жуковского. |
|
| |
|
|
9