Конспект урока по литературному чтению Тема : ПРИШВИН М.М. «РЕБЯТА И УТЯТА» 2 класс

Урок литературного чтения во 2-м классе.

Пришвин М.М. «Ребята и утята»

МАОУ СОШ №54 г. Томска

Яркеева Г.А. учитель начальных классов


Цель урокаорганизация работы детей по овладению новыми знаниями и способами деятельности на содержании произведения М.М.Пришвина «Ребята и утята». 

Планируемые результаты: 
личностные: 

  • сформированность у обучающихся ценностно-смысловых установок, направленных

  • на охрану окружающей среды;

  • мотивация к обучению и познанию;

метапредметные — развитие у обучающихся умений: 

  • отвечать на вопросы;

  • находить в вопросе ключевое слово;

  • предугадывать развитие той или иной ситуации, действия;

  • находить доказательства того или иного высказывания;

предметные — развитие у обучающихся умений: 

  • составлять краткий и полный пересказ текста, картинный план текста;

  • выразительно читать, читать или пересказывать текст от разных лиц.


Оборудование: инструктивные карты по числу обучающихся в классе, цветные фишки, карточки для работы обучающихся в парах, экран, проектор, презентация, в которой содержится: 

  • фотографии М.М. Пришвина, его дома;

  • иллюстрации к сложным для понимания словам и словосочетаниям, которые встречаются в тексте рассказа («паровое поле», «овсяное поле»,»верста», «кузница», «вода спала»);

  • фотография чирка-свистунка;

  • слова, которые обучающиеся заменяют в тексте при выполнении творческого задания;

  • незаконченные пословицы к тексту и т. д.

Литература: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 2 класс: 2 ч. 

Ход урока



    1. Организационный момент

    2. Повторение изученного материала. 

Учитель: Здравствуйте, ребята! Приступаем к работе на уроке. 
Учитель раздает обучающимся карточки, на которых написаны авторы и названия 
литературных произведений: 


А.А. Шибаев “Веселые чижи” 
М.М. Пришвин “Кошкин щенок” 

В.Д. Берестов “Кто кем становится”. 

Инструктивная карта к разделу “О братьях наших меньших”* 

Автор

Произведение

Умения

Н.И. Сладков

Они и мы”

Составлять краткий и полный пересказ.

А.А. Шибаев

Кто кем становится?”

Соотносить слова.

Б.В. Заходер

Плачет киска в коридоре”

Составлять картинный план.

И.М. Пивоварова

Жила-была собака”

Пользоваться литературным приемом (образ – представление).

В.Д. Берестов

Кошкин щенок”

Отвечать на вопросы, находить в вопросе ключевое слово.

М.М. Пришвин

Ребята и утята”

Читать или пересказывать текст от разных лиц.

Е.И. Чарушин

Страшный рассказ”

Подбирать нужные слова.

Б.С. Житков

Храбрый утенок”

Составлять экологические цепи (цепи питания).

В.В. Бианки

Музыкант”

Предугадывать ситуацию, последствия.

В.В. Бианки

Сова”

Находить в тексте доказательства.







*Инструкция по работе с таблицей. 

Имена писателей и расположенные в одной строке с ними названия литературных произведений необходимо выделить разными цветами. В колонке справа под каждым умением расположить кружки (10 шт). Закрашивая кружок тем или иным цветом, соответствующим конкретному литературному произведению, обучающийся фиксирует развитие того или иного умения. – Примеч. авт. 

Посмотрите на карточки, соотнесите автора и название произведения, работайте в парах. Можете задавать мне вопросы. (Обучающиеся выполняют задание.) Получилось? Давайте проверим ваши ответы по инструктивной карте. Что вы заметили? (Обучающиеся находят в инструктивной карте перечисленные в карточке имена авторов и названия произведений, проверяют правильность выполнения задания.
Ученики: Произведение “Веселые чижи” из другого раздела. Произведение М.М. Пришвина – “Ребята и утята”. 

Учитель: 
Воспользуйтесь инструктивной картой еще раз и скажите: что вы уже знаете и умеете, а чему вам еще только предстоит научиться? (Обучающиеся, пользуясь инструктивной картой, отвечают на вопрос учителя.) 
Вы уже узнали, что сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Михаила Михайловича Пришвина “Ребята и утята”. Скажите, а каким умением мы овладеем при чтении этого художественного произведения? 

Ученики: Читать или пересказывать текст от разных лиц. 
III. Постановка целей урока

Учитель: Итак, какова цель нашего урока? 

Ученики: Научиться читать и пересказывать текст от разных лиц, познакомиться с текстом рассказа Михаила Михайловича Пришвина “Ребята и утята”. 

Учитель: 
Верно. Давайте составим план нашего урока. Мы с вами пока не знакомы с творчеством Михаила Михайловича Пришвина и с рассказом “Ребята и утята”. С чего же нам начать наш урок? 

Ученики: Познакомиться с творчеством писателя, с его рассказом. 

Учитель: 
Верно. Вспомните, чему мы научились на предыдущих уроках, что нам поможет подготовить пересказ? 

Ученики: 
Составление плана рассказа. 

Учитель: Верно. А после того, как план составлен, мы можем перейти к заключительной части урока. Что мы сделаем? 

Ученики: Перескажем рассказ. 

Учитель: Верно. Итак, повторите еще раз план нашего урока. 

Ученики: 1. Знакомство с автором. 2. Знакомство с произведением. 3. Составление плана произведения. 4. Пересказ. 

Учитель: Вы согласны с такой последовательностью работы? Хорошо, тогда начнем. Сегодня мы с вами знакомимся с русским писателем – Михаилом Михайловичем Пришвиным. (Учитель демонстрирует обучающимся слайды 2 — 3  с фотографиями писателя.

    1. Изучение нового материала

      1. Рассказ учителя

Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

— Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом М.М. Пришвина «Ребята и утята».

Объединитесь в пары, подумайте. (Обучающимся, у которых могут возникать трудности при выполнении задания, можно предложить карточку, на которой записаны незаконченные предложения

  • Михаил Пришвин любил … ;

  • Он писал о … ;

  • На фотографии у него … ;

  • Писатель жил … .)

Молодцы, вы справились с заданием.  

      1. Подготовительная работа

СЛАЙД 4

Прочитайте слова. Сначала по слогам, затем целыми словами.

раз-ли-ва-лось – разливалось

заш-вы-ря-ли – зашвыряли

пе-ре-лё-ты-ва-ла – перелётывала

ве-ли-чай-шем – величайшем

дейст-ви-тель-но – действительно

СЛАЙД 5

об-ра-до-ва-лись – обрадовались

про-дол-жа-ла – продолжала

пу-те-шест-ви-е – путешествие

за-пы-лён-ны-е – запылённые

радостно – непроизносимая буква Т

      1. Словарная работа

СЛАЙД 6

Холм – небольшой бугорок

СЛАЙД 7

Верста – русская мера длины, равная 1,06 км.

СЛАЙД 8

Чирок — свистунок – уточка.

СЛАЙД 9

Паровое поле – отдохнувшее поле.

СЛАЙД 10

Вода спала – стало меньше воды.

      1. Первичное чтение

Учитель включает запись рассказа на диске, дети следят по учебнику.

      1. Первичная проверка понимания

— Понравился рассказ?

— Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит?

— Почему уточка так далеко устроила гнездо?

— Зачем мальчики стали ловить утят?

— Что им сказал автор, когда увидел, что они делают?

— Испугались мальчики?

— Что им автор приказал сделать?

— Что он закричал вслед утятам?

V. Физкультминутка “Утята” под музыку


Учитель:

Возле речки пять утят 
В ряд на камешке сидят, 
В воду пять утят глядят, 
А купаться не хотят. 
(Учитель читает стихотворение. Обучающиеся выполняют упражнения: 

1. Исходное положение (далее – и. п.) – стоя, ноги вместе, руки перед грудью, согнуты 
в локтях: 

  • имитация плавания стилем брасс на груди, затем на спине. 20 с, темп медленный.Хорошо сближать лопатки, смотреть прямо;

  • имитация ныряния солдатиком (присед, руки через стороны вверх). 20 с, темп средний. Спину держать ровно, вперед не наклоняться.


2. И. п. – сидя на краю стула, лицом к проходу, руки в упоре, держаться за сиденье стула. 
Имитация ногами плавания стилем брасс. 20 с, темп средний. Выполняется рядами поочередно. 

После выполнения упражнений учитель может поинтересоваться у детей, как они себя чувствуют, понравилось ли им “быть утятами”, и др.) 






VI. Закрепление изученного материала

СЛАЙД 12

    1. Подготовительная работа перед выразительным чтением

— Как автор разговаривал с мальчишками? (СТРОГО, СЕРДИТО)

— С какой интонацией будем читать его слова?

-Счастливый путь, утята! С какой интонацией прочитаем? (РАДОСТНО, ВЕСЕЛО)

2. Выразительное чтение

3. Проверка понимания

Учитель: С рассказом мы познакомились, какой следующий этап работы по плану?

Ученики: Составить план рассказа. 

Учитель: Для этого надо объединиться в 4 группы по 6–7 человек. (Обучающиеся в группах составляют план рассказа, затем сверяют его с планом, приведенном в учебнике.) 

Учитель: План рассказа мы с вами составили. Теперь поупражняемся в пересказе. Ребята, вспомните, от кого мы узнали историю, которая произошла с утятами? (Фиксирует слова на доске.) 

Ученики: Автор, Пришвин, рассказчик, писатель. 

Учитель: Кто еще мог нам рассказать эту историю? 

Ученики: Мальчики, ребята. 

Учитель: Как вы думаете, одинаково ли будет звучать рассказ разных людей? Давайте проверим. Предлагаю задание для групп. У вас на столах лежат цветные фишки. Объединитесь в группы по цвету фишек. Это задание носит творческий характер. Сами, по желанию, определите уровень сложности задания, которое будет выполнять группа. 

Задание 1-го уровня сложности: в выделенном отрывке заменить слово “я” – словами “Пришвин, писатель”. (Называет отрывок для чтения.) 

Задание 2-го уровня сложности: заменить, не только слово “я” – словами “Пришвин”, “писатель”, но и слово “ребята” – словами “мы”, “нас”. (Называет отрывок для чтения.) 

Теперь прочитаем отрывок, заменяя слова. (Обучающиеся выполняют задание учителя. Группа, которая не читает, внимательно  слушает, пытаясь определить, кто мог рассказать эту историю.) 

Теперь ответьте мне, одинаково ли звучит рассказ разных людей? (Обучающиеся высказывают свои мысли.) 

4. Работа с пословицами


СЛАЙД 13

— Прочитайте пословицы. Они не закончены. Придумайте их окончания. (На слайде пословицы: умел ошибиться, умей и…(исправиться); добрый пример, лучше ста… (слов).) 

Найдите, к какому отрывку рассказа подходят эти пословицы. (Обучающиеся выполняют задание.) 

Молодцы! Теперь давайте вернемся к плану урока. Как вы думаете, мы его выполнили? (Обучающиеся предлагают свои ответы.) Сделаем вывод по инструктивной карте. 

Найдите в карте те умения, которыми вы пользовались на уроке, закрасьте кружки цветом, которым записано в инструктивной карте название изученного нами сегодня литературного произведения. (Обучающиеся выполняют задание.) 

В инструктивной карте перечислены литературные произведения раздела “О братьях наших меньших”. Скажите, какие качества мы разовьем в себе после изучения произведений данного раздела? 

Ученики: После изучения данного раздела мы будем внимательнее к миру, окружающему нас, будем уважительнее относиться к животным, понимать значение “братьев наших  меньших” в жизни людей. 






VII. Итог урока

— С каким рассказом познакомились на уроке?

— Кто его автор?

— Какую ошибку совершили мальчики?

— Кто им помог её исправить?

— О чём автор заставил нас задуматься?

— Можно ли так поступать? Почему?

— Как бы вы поступили на месте ребят?

— Какой урок вы извлекли для себя?


Учитель: Теперь мне хочется познакомить вас с замечательными словами, которые сказал Михаил Михайлович Пришвин. (Учитель читает цитату)
“Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами  жизни. Мало того, чтобы эти сокровища сохранять, – их надо открывать и показывать. Для рыб нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.  Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. 

Ребята, наш урок подходит к концу.

VIII Домашнее задание:

Подготовить пересказ рассказа  “Ребята и утята” от лица любого персонажа. 



Используемые источники:

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 2 класс: 2 ч. М.,: Просвещение, 2012г.

Кутявина С.В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: « класс. М.,Вако, 2012 г.

Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению "Учимся наблюдать. Авторские приёмы в произведениях Дзёсо, Басё, В.Шефнера" 3 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: