Конспект урока по литературному чтению Тема урока: Характер героя, его портрет, поступок. Нравственная коллизия. Л.Н. Толстой «Лев и собачка» 2 класс

Тема урока: Характер героя, его портрет, поступок. Нравственная коллизия.

Л.Н. Толстой «Лев и собачка».

Технология нравственного воспитания


Тип урока: комбинированный урок.


Цели деятельности учителя:

способствовать формированию умений отличать жанры литературы, понимать особенности жанра «быль», анализировать произведение;

обеспечение условий для привлечения внимания детей к биографии писателя, понимания его мыслей и чувств, заложенных в произведении, раскрытия трагедийного смысла были «Лев и собачка», раскрытия жизненных истин – доверие, забота, преданность и дружба, на примере отношений льва и собачки; способствовать воспитанию чувства любви и доброты к братьям нашим меньшим.

Планируемые результаты

Предметные:

различают жанры литературы, понимают особенности жанра «быль», анализируют произведение; раскрывают трагедийный смысл были «Лев и собачка», воспринимают мысли и чувства автора, заложенные в произведении; умеют осмысленно и выразительно читать произведение «Лев и собачка».

Личностные:

проявляют интерес к новому учебному материалу, ориентируются в нравственном содержании поступков, различают этические чувства, умеют передавать свое эмоциональное отношение к произведению.

Метапредметные УУД:

познавательные:

понимают информацию в выразительных средствах произведения, на первоначальном уровне анализируют произведение; понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме;

коммуникативные:

адекватно воспринимают содержание высказываний собеседников; высказывают оценочные суждения, рассуждения, доказывают свою позицию;

регулятивные:

выполняют учебные действия в устной речи и оценивают их.


Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, подборка слайдов по теме урока, выставка книг Л.Н.Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, аудиозапись рассказа Л.Н. Толстого «Лев и собачка», видеозапись «Парусник в море».


Ход урока.

  1. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

— Назовите имя, отчество и фамилию этого писателя. (Слайд № 1)

Дети: Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель!


— Как называется произведение, над которым вы работали дома? Назовите подзаголовок этого произведения. (Это быль)


— Как вы понимаете это слово?

(1. То, что было в прошлом. 2. Рассказ о действительном происшествии.)


— Кто главный герой этого рассказа?


— Почему рассказ называется «Прыжок»?


— Почему автор выбрал для рассказа именно этот эпизод долгого плавания?


— Чтобы вы яснее почувствовали, как нелегко долгое время находиться в кругосветном плавании, давайте несколько мгновений побудем на этом паруснике. (Видеозапись)


— Когда вам первые стало страшно за мальчика? Кто из вас готовил пересказ этого отрывка? (1 ученик)


— Когда вам стало ещё страшнее? (1 ученик)


— Перескажите ту часть текста, героем которой является капитан. (1 ученик)


— Как вы считаете, надо ли было целиться в мальчика и кричать: «Застрелю!»? Разве недостаточно было просто крикнуть: «Прыгай в воду!»?


— Видно ли по поведению этого человека, что он капитан, а не матрос, не пассажир?

— Давайте выделим качества, которыми должен обладать капитан.

( Мужественным, смелым, предусмотрительным, заботливым, ответственным, в совершенстве знающим морское дело и т.п.)


— Мы с вами вчера отметили, что рассказе три части по смыслу: вступление или завязка, далее… помогите закончить мое высказывание… (основная или кульминация и заключительная или развязка).


— Скажите, чему учит нас этот рассказ?


Физпауза

III. Актуализация знаний учащихся.

Мы сегодня продолжим знакомство с творчеством писателя.

В ходе нашей беседы постарайтесь догадаться, о каком произведении пойдёт речь на нашем уроке?

  1. Кто это? ( отгадывание загадки)

В дом чужого не пущу,

Без хозяина грущу. (Собака) (Собака – иллюстрация на слайде № 3)

— Что вы можете рассказать о собаке?

(Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное живое существо, друг)

  1. — Посмотрите, кто это? (Лев — иллюстрация на слайде № 4)

-Что вы знаете о таком животном, как лев? (Дикое животное, хищник, царь зверей.)

Да, ребята, страх и сильное смятение овладевают всеми, когда они видят это животное и слышат его могучее рычание.

— Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет)


— Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.


— Кто догадался, как называется новое для нас произведение Л.Н. Толстого? (Лев и собачка Л.Н. Толстой)


IV. Работа над содержанием произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка».

1.Первичное восприятие текста.

— Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии. Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее, Лев Николаевич не остался равнодушен, и написал об этом рассказ – «Лев и собачка».


Сядьте поудобнее, и внимательно послушайте эту историю. (Аудиозапись)

а) Чтение рассказа учителем.

Какое чувство возникло у вас? (Печаль, грусть, тревога.)


Я видела, вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте мне, о чем эта быль?

(О любви и привязанности животных друг к другу)


— Назовите главных героев. (Лев и собачка).

— Где происходит действие? (в зверинце)

— Какой эпизод показался вам самым напряженным?

— Что вы чувствовали?


б) Словарная работа.

— Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов. (Слайд № 5)

  • Смысл, каких слов вам был не понятен?

Обратите внимание, эти трудные для вашего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке.


Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Билсяударялся, колотился, совершал резкие движения.

Металсябеспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.


в) Перечитывание текста.

Чтение детьми были « цепочкой» (по абзацу).

г) Беседа по содержанию в целом. Выборочное чтение. Анализ произведения.

— Найдите и прочитайте:

1. Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег , но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце).

2. В чем выражалась жестокость людей по отношению к животным в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)


— Найдите в тексте слово «ухватил». Прочитайте предложение полностью.

Подберите синоним к слову «ухватил».

— Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.)


В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных.

-Прочитайте, как лев повел себя ? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…)

-Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило ?

Найдите и прочитайте это место.

(Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)

-Найдите и прочитайте в тексте как автор называет собачку? (собачка, собачонка, лапки, хвостик и другие добрые слова) .

— Почему? (он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная)

— Вспомним, какое животное лев? (Хищник, царь зверей, крупное животное, могучее рычание)

-По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найди в тексте и прочитайте.

( .. оторвал кусок мяса и поделился с ней)

-Как лев относился к собачке? (Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.)


— Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).


— Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? (Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст).


-Во что переросли чувства собачки и льва? (В дружбу.)


Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.

— Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке в неволе не весела, и не особо богата событиями.)


Что же произошло с собачкой? (Собачка заболела и умерла)


— Найдите и прочитайте отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).


-Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (безысходность, он не знает, как вернуть своего друга)


-С помощью каких слов автор передаёт чувства …..льва? Зачитай. (он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих).


— Почему лев стал грызть засовы и пол? (Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать).


— Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай. (дал новую собачку)


— Почему он убил другую собачку? (не остыла боль утраты, остался верен своей подруге)

-Почему лев не принимает новую собачку? (друзей не меняют , был ей предан)


— С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства?

(изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)


-Прочитайте про себя последние два предложения.

Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).


-Какой конец в этой истории? (печальный)


Эта история настоящая трагедия. А трагедии ребята – это … (дети высказывают свое мнение).


Скажите, ребята, а кого вам сейчас жалко? Почему?

— Скажите, пожалуйста, так могут совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу? (варианты ответов детей)

Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.

— А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

Всегда ли вы можете заметить боль, радость, как людей, так и животных?


-Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.


V. Итог урока: рефлексия.

— Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?

— Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас?

— Так о чем же этот рассказ? (О преданности и любви животных друг к другу)

— С каким чувством вы уходите с урока?


Задание на дом: Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

Ваши творческие работы будут соответственно оценены.


Перед окончанием урока мне хочется подвести итог урока:


Все произведения Л.Н. Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.


На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.

Спасибо, что вы были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.



Свежие документы:  Конспект урока по Литературе «Рассказ А. П.Чехова «Человек в футляре» 8 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: