Тема урока: Характер героя, его портрет, поступок. Нравственная коллизия.
Л.Н. Толстой «Лев и собачка».
Технология нравственного воспитания
Тип урока: комбинированный урок.
Цели деятельности учителя:
способствовать формированию умений отличать жанры литературы, понимать особенности жанра «быль», анализировать произведение;
обеспечение условий для привлечения внимания детей к биографии писателя, понимания его мыслей и чувств, заложенных в произведении, раскрытия трагедийного смысла были «Лев и собачка», раскрытия жизненных истин – доверие, забота, преданность и дружба, на примере отношений льва и собачки; способствовать воспитанию чувства любви и доброты к братьям нашим меньшим.
Планируемые результаты
Предметные:
различают жанры литературы, понимают особенности жанра «быль», анализируют произведение; раскрывают трагедийный смысл были «Лев и собачка», воспринимают мысли и чувства автора, заложенные в произведении; умеют осмысленно и выразительно читать произведение «Лев и собачка».
Личностные:
проявляют интерес к новому учебному материалу, ориентируются в нравственном содержании поступков, различают этические чувства, умеют передавать свое эмоциональное отношение к произведению.
Метапредметные УУД:
познавательные:
понимают информацию в выразительных средствах произведения, на первоначальном уровне анализируют произведение; понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме;
коммуникативные:
адекватно воспринимают содержание высказываний собеседников; высказывают оценочные суждения, рассуждения, доказывают свою позицию;
регулятивные:
выполняют учебные действия в устной речи и оценивают их.
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, подборка слайдов по теме урока, выставка книг Л.Н.Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, аудиозапись рассказа Л.Н. Толстого «Лев и собачка», видеозапись «Парусник в море».
Ход урока.
Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
— Назовите имя, отчество и фамилию этого писателя. (Слайд № 1)
Дети: Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель!
— Как называется произведение, над которым вы работали дома? Назовите подзаголовок этого произведения. (Это быль)
— Как вы понимаете это слово?
(1. То, что было в прошлом. 2. Рассказ о действительном происшествии.)
— Кто главный герой этого рассказа?
— Почему рассказ называется «Прыжок»?
— Почему автор выбрал для рассказа именно этот эпизод долгого плавания?
— Чтобы вы яснее почувствовали, как нелегко долгое время находиться в кругосветном плавании, давайте несколько мгновений побудем на этом паруснике. (Видеозапись)
— Когда вам первые стало страшно за мальчика? Кто из вас готовил пересказ этого отрывка? (1 ученик)
— Когда вам стало ещё страшнее? (1 ученик)
— Перескажите ту часть текста, героем которой является капитан. (1 ученик)
— Как вы считаете, надо ли было целиться в мальчика и кричать: «Застрелю!»? Разве недостаточно было просто крикнуть: «Прыгай в воду!»?
— Видно ли по поведению этого человека, что он капитан, а не матрос, не пассажир?
— Давайте выделим качества, которыми должен обладать капитан.
( Мужественным, смелым, предусмотрительным, заботливым, ответственным, в совершенстве знающим морское дело и т.п.)
— Мы с вами вчера отметили, что рассказе три части по смыслу: вступление или завязка, далее… помогите закончить мое высказывание… (основная или кульминация и заключительная или развязка).
— Скажите, чему учит нас этот рассказ?
Физпауза
III. Актуализация знаний учащихся.
Мы сегодня продолжим знакомство с творчеством писателя.
В ходе нашей беседы постарайтесь догадаться, о каком произведении пойдёт речь на нашем уроке?
Кто это? ( отгадывание загадки)
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу. (Собака) (Собака – иллюстрация на слайде № 3)
— Что вы можете рассказать о собаке?
(Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное живое существо, друг)
— Посмотрите, кто это? (Лев — иллюстрация на слайде № 4)
-Что вы знаете о таком животном, как лев? (Дикое животное, хищник, царь зверей.)
Да, ребята, страх и сильное смятение овладевают всеми, когда они видят это животное и слышат его могучее рычание.
— Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет)
— Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.
— Кто догадался, как называется новое для нас произведение Л.Н. Толстого? (Лев и собачка Л.Н. Толстой)
IV. Работа над содержанием произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка».
1.Первичное восприятие текста.
— Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии. Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее, Лев Николаевич не остался равнодушен, и написал об этом рассказ – «Лев и собачка».
Сядьте поудобнее, и внимательно послушайте эту историю. (Аудиозапись)
а) Чтение рассказа учителем.
Какое чувство возникло у вас? (Печаль, грусть, тревога.)
Я видела, вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте мне, о чем эта быль?
(О любви и привязанности животных друг к другу)
— Назовите главных героев. (Лев и собачка).
— Где происходит действие? (в зверинце)
— Какой эпизод показался вам самым напряженным?
— Что вы чувствовали?
б) Словарная работа.
— Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов. (Слайд № 5)
Смысл, каких слов вам был не понятен?
Обратите внимание, эти трудные для вашего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке.
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.
Барин – богатый человек, который имеет прислугу.
Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.
Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.
Издохла – умерла.
Засовы – большие дверные задвижки.
в) Перечитывание текста.
Чтение детьми были « цепочкой» (по абзацу).
г) Беседа по содержанию в целом. Выборочное чтение. Анализ произведения.
— Найдите и прочитайте:
1. Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег , но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце).
2. В чем выражалась жестокость людей по отношению к животным в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)
— Найдите в тексте слово «ухватил». Прочитайте предложение полностью.
Подберите синоним к слову «ухватил».
— Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.)
В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных.
-Прочитайте, как лев повел себя ? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…)
-Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило ?
Найдите и прочитайте это место.
(Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)
-Найдите и прочитайте в тексте как автор называет собачку? (собачка, собачонка, лапки, хвостик и другие добрые слова) .
— Почему? (он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная)
— Вспомним, какое животное лев? (Хищник, царь зверей, крупное животное, могучее рычание)
-По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найди в тексте и прочитайте.
( .. оторвал кусок мяса и поделился с ней)
-Как лев относился к собачке? (Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.)
— Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).
— Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? (Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст).
-Во что переросли чувства собачки и льва? (В дружбу.)
Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.
— Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке в неволе не весела, и не особо богата событиями.)
—Что же произошло с собачкой? (Собачка заболела и умерла)
— Найдите и прочитайте отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).
-Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (безысходность, он не знает, как вернуть своего друга)
-С помощью каких слов автор передаёт чувства …..льва? Зачитай. (он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих).
— Почему лев стал грызть засовы и пол? (Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать).
— Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай. (дал новую собачку)
— Почему он убил другую собачку? (не остыла боль утраты, остался верен своей подруге)
-Почему лев не принимает новую собачку? (друзей не меняют , был ей предан)
— С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства?
(изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)
-Прочитайте про себя последние два предложения.
Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).
-Какой конец в этой истории? (печальный)
Эта история настоящая трагедия. А трагедии ребята – это … (дети высказывают свое мнение).
— Скажите, ребята, а кого вам сейчас жалко? Почему?
— Скажите, пожалуйста, так могут совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу? (варианты ответов детей)
Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.
— А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?
Всегда ли вы можете заметить боль, радость, как людей, так и животных?
-Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.
V. Итог урока: рефлексия.
— Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?
— Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас?
— Так о чем же этот рассказ? (О преданности и любви животных друг к другу)
— С каким чувством вы уходите с урока?
Задание на дом: Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.
Ваши творческие работы будут соответственно оценены.
Перед окончанием урока мне хочется подвести итог урока:
Все произведения Л.Н. Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.
На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.
Спасибо, что вы были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.