Конспект урока по литературному чтению Тема: Введение в раздел «Летние путешествия и приключения». Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник». Работа с главами из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»3 Класс

Конспект урока по литературному чтению в 3 В классе. ОС «Школа 2100».

Дата: 16.09.2014г.

Учитель МБОУ СОШ № 32: Нилова Н.В.

Тема: Введение в раздел «Летние путешествия и приключения». Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник». Работа с главами из повести С. Голицына «Сорок изыскателей».

Цели:

развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).


Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.


1 2

1. Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение стихотворений К. Бальмонта, Б. Заходера.

1

2. Введение в новый раздел.

Мы прочитали первый раздел нашего учебника. Вспомните, как он назывался. («Прощание с летом».)

Откроем учебник на следующей странице и прочтём название нового раздела. (Дети читают название раздела, комментируют иллюстрации.)

Поднимите руку, кто любит путешествия и приключения. Куда можно путешествовать летом?

Какие книги о путешествиях и приключениях вы читали?

А можно играть в путешествие, находясь во дворе или дома, это тоже увлекательно. Но только для этого нужно кое-что знать о путешествиях и путешественниках. Попробуем разобраться, что же такое путешествия и приключения.

На доске запись:

Путешествовать – быть в пути, в дороге, идти или ехать вдаль.

Путешествие – странствование, ходьба или езда по чужим местам.

Путешественник – тот, кто находится в пути, много ездит или ходит.

Для чего, с какой целью люди отправляются в путешествия? Как они это делают?

Каким может быть путешествие? Составьте словосочетания с этим словом. (Опасное путешествие, интересное, увлекательное, морское, космическое и т.д.)

Путешествовать можно, оставаясь на месте, переносясь мысленно в дальние страны. Мы путешествуем в мечтах, в фантазиях. Любое путешествие станет незабываемым, если оно будет сопровождаться приключениями.

А что такое приключение? Попробуйте подобрать синонимы к этому слову.

Приключение – случай, происшествие, нечаянное событие, похождение.

Как вы думаете, кто самые большие любители путешествий и приключений? (Дети.)


Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.


II. Развитие умений.

























2 4 1 1 2 3

I. Чтение стихотворения Ю. Кима «Отважный охотник».

1. Работа с текстом до чтения.

Открывает раздел стихотворение Юлия Кима. Прочитайте его название. Как вы думаете, подходит ли оно к нашему разделу о путешествиях и приключениях? О ком оно?

Подберите синонимы к слову отважный. (Смелый, бесстрашный.)

Рассмотрите иллюстрацию. Есть ли что-то необычное, удивительное?

2. Работа с текстом во время чтения.

2.1. Самостоятельное чтение стихотворения.

Прочитайте стихотворение про себя и подумайте, от чьего лица оно

написано.

2.2. Беседа после чтения. Чтение авторского текста.

Настя тоже прочитала стихотворение, и у неё возник вопрос к папе. Прочитаем об этом на с. 24. (читает ученик.)

Что вы узнали об авторе стихотворения?

Как вы понимаете выражение «люди, жаждущие приключений»? (Они ищут их, стремятся к ним.)

Какие поступки вы бы назвали благородными? (Ответы детей.)

2.3. Повторное чтение стихотворения.

Прочитаем это стихотворение по строфам, постараемся понять героя Ю. Кима. (При чтении 16-й строфы обратить внимание на слово манят (на постановку ударения для соблюдения рифмы и усиления действия), манить – звать; пути, дороги – синонимы.)

Чем заряжено ружьё отважного охотника? Эти патроны изобразил художник. (Картечь – это крупная дробь для охотничьего ружья.)

После чтения 2-й строфы:

Обратите внимание, как заканчиваются 1-я и 2-я строфы. Как вы понимаете последние строчки? (Для героя важны мечта, приключения, преодоление трудностей, а совсем не охота.)

После чтения 3-й строфы:

Воспользовался ли герой стихотворения своими патронами с картечью? Почему?

2.4. Работа над выразительным чтением.

На что похоже стихотворение? (На песню.)

В каком ритме его нужно читать? (Бодрый, маршевый ритм.)

Действительно, со словами этого стихотворения-песни хорошо отправиться в поход, бодро маршируя. Каким вы увидели героя стихотворения? (Он смелый, мужественный, отважный, не боится встречи с бандитами и дикими зверями, идёт вперёд, не страшась непогоды, благородный, всегда готов защитить тех, кто в нём нуждается, скромный.)

Прочитайте стихотворение, стараясь передать его ритм.

Чтение стихотворения 1–2 учениками.


3. Работа с текстом после чтения.

Как вы думаете, для чего Ю. Ким написал это стихотворение? Что он хотел донести до читателей? О чём оно? (Автор показывает, каким должен быть настоящий путешественник…)

А что же главное должно быть в нём? В каких строчках об этом говорится?

Не нужен мне ни порох,

Ни пули, ни пыжи,

Пока в моих патронах

Огонь моей души.

(Учитель объясняет значение слова пыж – прокладка из войлока или картона, отделяющая порох в патроне от пули, дроби.)

Таким «отважным охотником» можно назвать и самого Ю. Кима.

В душе его ярко горит огонь любви к жизни, к детям, к природе, к Родине.

Обо всём этом его стихи, песни, об этом поёт его гитара. Этого человека можно назвать оптимистом.

Почему оптимистом и что такое оптимизм, вы узнаете, отыскав слова и их значения в словаре. Толковый словарь поможет вам уточнить значение слова романтик.


II. Работа с главами из повести С. Голицына «Сорок изыскателей».

1. Работа с текстом до чтения.

Попробуем определить до начала чтения, какое по жанру произведение перед нами. Знаком ли вам автор – Сергей Голицын? Перелистайте страницы. (Это повесть, так как делится на главы, главы разделены на части. Мы будем читать три главы.)


А теперь самостоятельно прочитайте название повести, названия представленных глав, рассмотрите иллюстрации

Возможные вопросы:

Можем ли мы сразу сказать, какова основная тема повести? (Она о приключении, о каком-нибудь путешествии.)

Кого изобразил художник на 1-й иллюстрации? О чём рассказывает эта иллюстрация?

Что могло так заинтересовать героя (героев)?

Можно ли предположить, какие события произойдут?

Прочитайте ещё раз название повести. Какую информацию оно в себе таит? («Сорок изыскателей». Сорок – это количество. А вот кто такие изыскатели?)

Попробуйте догадаться о смысле этого слова, подбирая однокоренные слова. (Изыскатель – искатель, искать, поиск, выискивать.)

Обратимся к Толковому словарю Даля: изыскивать – старательно искать и находить; разыскивать, доходить до чего-то опытом и соображением. Изыскатель – тот, кто разыскивает что-либо.

На все вопросы ответить может только сам автор и его произведение.

Начнём читать первую главу. Она называется… (Дети читают вслух название.)

Уже с первых строчек Сергей Голицын заинтриговал нас. Что это за роковые последствия? (Рок – судьба, участь, что-то неминуемое. Роковые последствия – тяжёлые последствия.)

Для чего нужно было подмазывать (смазывать) сковороду, да ещё при этом почему следовало это делать продуманно? Все разгадки в тексте!

— Прочитайте 1 часть главы.


Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.











Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


ΙΙΙ. Итог.


— Что нового для себя открыли?

— Что удивило больше всего?




ΙV. Домашнее задание.



Самостоятельно прочитать главу 1 повести С. Голицына.




Свежие документы:  Тест " И. А. Бунин"




Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: