Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
Муниципальная общеобразовательная школа с.Кустанаевки
Белогорского района Амурской области
Конспект урока по литературному чтению
в 1классе («Школа 2100»)
«О детях и их родителях»
подготовила
Михайлова Раиса Алексеевна,
учитель начальных классов
Кустанаевка, 2014
Литературное чтение. 1 класс.
Тема: О ДЕТЯХ И ИХ РОДИТЕЛЯХ. Стихотворения А. Барто «Разлука», «Одиночество», Г. Граубина «Окно».
Тип урока: ОНЗ
Цели:
— формирование умения оценивать поступки людей;
– формирование умения разъяснять заглавие текста;
– формирование сознательного, правильного чтения;
– формирование умения различать рассказы и стихотворения.
Оборудование: учебник Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Литературное чтение.1 класс. «Капельки солнца», толковый словарь.
Ход урока
| Формирование УУД
| |
Ι. Мотивация к учебной деятельности
II. Актуализация знаний. | —Ну, ребята, чур, молчок! Приготовьте свои ушки и глазки,
(Наш дом) — О чем вы читали в этом разделе? (О дворе, о семье) 1 2 3 3 4 1 – Сегодня мы продолжим работу с произведениями этой главы. — Проведем небольшую речевую разминку. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА 1. Упражнение в чтении. 3 1 2 4 1 7 1 3 Работа в тетради (задание I.2 с. 22). – Прочитайте 1-ю чистоговорку. – Для чего мы учимся их читать? (Чтобы научиться четко произносить слова и соблюдать ритм) – Прочитайте так, как мы читаем чистоговорки. (ритмично) Далее работаем со 2-й и 3-й чистоговорками в паре. – Кто хочет прочитать вслух? – Для подготовки чтения мы выполним задание I.4, с. 22 в тетради. Посмотрите, на что похоже задание? (На лесенку.) – А из чего она состоит? – Как вы думаете, откуда мы начнём читать: сверху или снизу? (Сверху.) – Прочитайте про себя. – Как вы думаете, для чего авторы придумали нам такое задание? – Прочитайте самое длинное предложение ещё раз.
Игра-загадка «Пуговица» -Отгадайте предмет, который находится у меня в руке. -Подсказка, если вы его пришьете, в вашей семье кто-то очень обрадуется. Ответы детей. -Как вы думаете, вы поможете маме?
2. Работа с серией картинок (с. 86). Пробное действие. – Предлагаю вам прочитать, как помогали своей маме Вова Колесников Рис. 1.и Катя Персикова Рис. 2. – Как вы думаете, кто же из ребят действительно помог маме, спрашивает вас Петя Зайцев?… (Ответы детей) – Вы уверены в своем ответе?…. (Нет, не уверены) – Кто поможет нам разобраться в этом? (книга) – Какую цель мы ставим сегодня на уроке? (Разобраться в том, что мы действительно делаем для мамы) – О ком мы будем читать? (О маме..) – Значит тема нашего урока… (О детях и их родителях) — Замечательные стихи, передающие переживания детей написали знаменитые писатели Агния Барто и Георгий Граубин. | Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность, особенности объектов; 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам; 6) ориентироваться на развороте учебника; 7) находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙI. Совместное открытие знаний. | Ι. А. Барто «Разлука». 1 7 3 1 2 2 1 4 1 4 – Откройте учебники на с. 87. 1. Работа с текстом до чтения. – Сегодня мы будем читать два текста Агнии Барто. Назовите их. («Разлука» и «Одиночество». Как вы понимаете эти слова? Работа со словарем. — К какому жанру отнесете эти произведения? – Рассмотрите иллюстрацию на с. 87, которую нарисовал художник к этому стихотворению. — Кто станет героем стихотворения? (Мальчик) – Что можно рассказать об этом мальчике? (Он грустный,..) 2. Работа с текстом во время чтения. Аудиозапись стихотворения «Разлука « в исполнении автора А.Барто». – Где же мама героя стихотворения? (В г. Прилуки, в командировке) – Как чувствует себя мальчик без мамы? (Ему грустно, одиноко, он вспоминает, как жил с мамой…) – Почему мальчику целый вечер нечем заняться? (Он тоскует о маме, ничего его не радует) – Как вы поняли, что мальчик делает для мамы, а что – для себя? – Действительно ли всё это он делает для мамы? (Нет, все это нужно ему самому) – Как вы считаете, как нужно прочитать это стихотворение, каким тоном, в каком темпе, громко или тихо? Выразительное чтение детей (2 чел.). – Вы почувствовали, как грустно мальчику в разлуке? 3. Работа с текстом после чтения. – Найдите задание I.3 в тетради, с. 22. – Что в нём нужно сделать? – Выполните его в парах. – Прочитайте слова, которые вы составили. – Какие из них вам встретились в стихотворении «Разлука»? – А что каждый из вас может сделать для своей мамы? Ответы детей. Ответ на этот вопрос знают дети – герои стихотворения Георгия Граубина «Окно».
ΙΙ. Г. Граубин «Окно». 1 7 1 2 2 3 1 4 1 1. Работа с текстом до чтения. 2. Работа с текстом во время чтения. Чтение учителя (дети следят за учителем по учебнику). Вопросы по содержанию: – Чьи это были «две большие руки»? (Мамины.) – Покажите, как это две руки мыли окно «наперегонки»? Ученики изображают. – Когда встала мама, чтобы вымыть окно? ( «Поднялась чуть свет») – Мамины руки мыли окно «споро». Как вы понимаете это слово? (Быстро и ловко, говорят ещё: «работа спорится».) – Откуда взялась «пара детских рук»? – Почему маминым рукам «не осталось места»? – Сколько детей помогали маме мыть окно? – Поэту Георгию Граубину всегда приятно видеть это окно. Почему? Подготовка к выразительному чтению. – Каким тоном надо читать это стихотворение? (Спокойным, доброжелательным, темп размеренный, неторопливый.) – Громко или тихо надо читать это стихотворение? Почему? (Негромко.) – Какие строчки нужно выделить голосом, то есть сделать на них логическое ударение? – Эти строчки должны прозвучать особенно нежно, с любовью. (Последняя строфа; выделить слова «приятно», «добротой и дружбой», «светится».) Упражнение в выразительном чтении стихотворения (2 раза). 3. Работа с текстом после чтения. – Поэт написал, что окно «светится добротой и дружбой». Как художник передал эту мысль? (Ярко горит свет в окне, он очень уютный, тёплый.) – Светиться могут не только окна, но и лица людей. Посмотрите на лица мамы и дочки на иллюстрации к стихотворению. Какие они? Ответы детей. – Можно ли сказать, что их лица «светятся добротой и дружбой»? (Да.) – Так что же хотел сказать поэт Георгий Граубин, когда написал, что окно «светится добротой и дружбой»? (Что за этим окном живёт семья, где все любят друг друга, помогают и заботятся друг о друге.) – Видите, как много мыслей и чувств скрывается в небольшом стихотворении с коротким названием «Окно». ΙΙΙ. А. Барто «Одиночество». 1 3 7 1 2 2 1 4 1 1. Работа с текстом до чтения. – Как вы думаете, какие чувства и мысли могут скрываться в стихотворении под названием «Одиночество»? Предположения детей. 2. Работа с текстом во время чтения. Чтение стихотворения учителем (книги у детей закрыты). Беседа по содержанию: – Почему герой стихотворения Агнии Барто решил уйти из дома? (Он обиделся) – Что чувствовал мальчик? – Чтобы жить в лесу, нужно что-то есть, где-то спать, укрываться от непогоды. Как думает решить эту проблему наш мальчик? Выборочное чтение – На кого больше обижен мальчик? (На папу.) – Но если вы внимательно слушали стихотворение, то заметили, что мальчик очень похож… на кого? (На папу.) – Что нравится мальчику так же, как и папе? (Одиночество.) – Чем собирается заниматься мальчик в лесу? Выборочное чтение – Мальчику нравится жить в лесу, в шалаше. А как у него на душе? (Плохо, одиноко.) – Что же он хочет сделать? – Если мальчик напишет всем открытки, кто понесёт их друзьям и маме с папой? – Как вы поняли, с мальчиком на самом деле всё это произошло? (Нет, это он представляет себе.) – Как вы думаете, пока мальчик фантазировал, как он будет жить один в лесу, его обида на папу прошла? Чтение детьми стихотворения по строфам. Работа над выразительным чтением. На полях книги карандашом дети рисуют условные обозначения разных чувств. – В каком темпе мы будем читать? Мальчик размышляет, значит, читаем небыстро. – Любит ли мальчик одиночество? (Нет.) – В какой момент у него возникла мысль побыть в одиночестве? (В момент обиды. Обидно, когда тебя не понимают взрослые.) – А как вы думаете, что чувствуют взрослые, когда на них обижается их ребёнок? – Значит, плохо всем? Упражнение в выразительном чтении стихотворения. IV. Попробуйте придумать свои названия к стихотворениям, которые мы прочитали. V. На предыдущих уроках мы прочитали с вами разные произведения расставьте их по жанрам: 1 полка — сказки; 2 полка – рассказы; 3 полка – стихи.
| Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) ) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 3) эстетическое воспитание.
|
ΙV. Итог. Рефлексия. | 1. Познавательная рефлексия 1 1 4 1 2 3 2 4 1 — Вернемся к иллюстрациям на стр.86. Кто из ребят сделал маме приятное, помог ей? (Катя) Почему? – Какое стихотворение вам больше других затронуло душу, помогло вспомнить какие-то моменты ваших отношений с родителями? – Как вы думаете, почему авторы учебника предложили вам прочитать эти тексты? 2. Оценивание учебных успехов. -Отметить учеников, которые хорошо читали и отвечали на вопросы. -Отметить учеников, которые правильно выполняли задания в тетради. -Отметить учеников, которые выразительно читали стихотворения. -Отметить учеников, которые помогли сформулировать цель урока и обозначить тему. 3. Самооценка. 4 – Оцените свою работу с помощью смайликов. Еще раз вспомните, какую цель мы ставили в начале урока. (Ответы детей) -Если вы усвоили то, о чем мы говорили сегодня на уроке, принимали активное участие в обсуждении, то покажите весёлый смайлик. Если вы усвоили, но вам было трудно самим понять, если вам было непонятно то, о чем мы говорили, покажите грустный смайлик.
|
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
V. Домашнее задание (по желанию).
| – Подготовка к конкурсу: подготовьте выразительное чтение одного стихотворения, которое вам больше всего понравилось.
|
|
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
https://www.school2100.ru/pedagogam/vdru/cat.php?class=130&week=30&cat=133
Аудиозапись стихотворения «Разлука « в исполнении автора А.Барто