Цели: Создать условия для развития любви и понимания поэзии через сравнение осенних пейзажей с пейзажами в поэтических и музыкальных произведениях.
Задачи: Формирование навыков выразительного, осмысленного чтения
— ознакомить детей с жизнью и творчеством поэтов;
— учить чувствовать поэтический мир;
Оборудование: учебник: Р.Н.Бунеев и др. «В одном счастливом детстве».3 кл –М. БАЛАСС, 2013, компьютер, телевизор, раздаточный материал
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
I.Организационный момент. Мобилизация внимания | -Здравствуйте , дети , сегодня урок литературного чтения проведу я, Нарине Робертовна. -Сядет тот, кто знает, кто сказал такие слова: -Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл…(Пушкин) -Садитесь. А кто продолжит? (И вот сама идет волшебница зима)
| Приветствие Эмоциональный настрой |
2.Прогнозирование темы; организация целеполагания. | -Сейчас я прочитаю вам отрывок из стихотворения «Иней» Б.Пастернака, а вы подумайте, о каком событии оно, и определите тему нашего урока Глухая пора листопада, Последних гусей косяки, Расстраиваться не надо: У страха глаза велики. Пусть ветер рябину занянчив, Пугает её перед сном. Порядок творенья обманчив. Как сказка с хорошим концом. | Слушание стихотворения целеполагание смыслообразование |
| Задание и вопросы: -Итак, о чем это стихотворение? — Как мы назовем тему нашего урока? -Что помогло определить тему нового урока? | Высказывают предположения: — (Осень, глухая пора листопада)
|
| — Я предлагаю озаглавить тему урока цитатой из стихотворения Б.Пастернака «Иней» … ГЛУХАЯ ПОРА ЛИСТОПАДА | Высказывают аргументированные согласие или несогласие |
3.Вторичное чтение стихотворения учениками | Цель: Найти ответ: — Что значит «глухая пора»? — На какую тему мы будем сегодня изучать произведения? Прочитайте в оглавлении.
| Высказывают аргументированные предположения Образное название |
| Утверждения (Лирика), (Название раздела) | |
4.Подготовительная работа 5.Погружение в тему Работа по учебнику | — Вы не забыли, что вместе с нами приступает к чтению раздела и Настя? Прочитаем ,что волнует ее сейчас. -Почему стоит многоточие? Прочтите самостоятельно и подумайте, какая проблема волнует Настю? -Какая проблема волнует Настю? А давайте прочитаем этот абзац по ролям. Обращение к детям: Увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки и уловить запахи, насладиться разнообразием её красок помогает нам искусство: живопись, музыка, литература и прежде всего – поэзия. Мы знаем, насколько живо, образно можно рисовать словами, сколько оттенков можно передать ими, какой богатой и насыщенной может быть мелодия стихотворения. Поэт – волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека. На уроке нас ждёт встреча сразу с несколькими поэтами, каждый из которых рисует «свою» осень. — Прочитайте их имена и фамилии. -Рассмотрите портреты | Чтение первого абзаца
Размышление ответ на вопросы Примет осени множество
Чтение самостоятельно до слов «Настя открыла книгу»
Как описать осень в сочинении Чтение по ролям с целью передать настроение говорящих, их отношение к осени
Демонстрация слайдов. Дети читают список: А.Пушкин К.Бальмонт Ф.Тютчев |
6.Подготовительная работа
| — Встречались ли мы с этими поэтами ранее? — Это русские поэты. Их стихи были написаны в разное время, каждый увидел и описал осеннюю погоду по-своему, но что-то роднит эти строки. Что же? Попробуем ответить на этот вопрос, когда прочитаем эти строки. | |
7.Работа с текстом во время чтения. Первичное чтение | — Попробуйте при чтении увидеть те картины, которые поэт создаёт словами. | Осмысленное чтение стихотворений про себя. .С.Пушкин «Осень», К.Бальмонт «Осень», Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…», |
8. Выявление первичного восприятия | После чтения про себя. — Какая тема и картина объединяет эти стихи? — Какое из стихотворений хочется прочитать ещё раз, какое ближе? — Чем же похожи, по-вашему, эти три стихотворения? — Можно ли сказать, что эти поэты в стихах рисуют один период осени?
| Аргументированные ответы детей Аналитические высказывания |
9.Чтение учителем | — Я прочитаю стихотворения, а вы подумайте, какие чувства я передала голосом. | Целеполагание, смыслообразование, аудирование |
10.Чтение учащимися
| — Давайте прочитаем эти стихи ВСЛУХ и передадим голосом, интонацией настроение, чувство грусти
| Чтение стихотворений вслух «Скоро осень проснется» «Есть в осени первоначальной» «И первые морозы» |
11.Формирование воссоздающего восприятия | — Ответим на вопрос: По каким приметам в каждом стихотворении можно догадаться, что речь идёт о наступлении осени, о ранней осени, о поздней? Зачитайте — Как бы вы стали читать эти стихи: в хронологическом порядке? Почему? — Определите мелодию стихов, одинаковый ли ритм, темп чтения? — Можно ли назвать эти стихотворения пейзажной лирикой? Почему? | Выборочное аналитическое чтение детей Аргументированное утверждение детей: (Бальмонт Тютчев Пушкин) |
| Высказывают аргументированные предположения (в каждом стихотворении всё разное) | |
| Высказывают аргументированные предположения (Рисуют картины природы – пейзаж; в стихах выражаются чувства поэтов, их настроение…) | |
12.Работа над языком | — Вспомните, какие изобразительно-выразительные средства языка помогают автору нарисовать, а читателю представить, вообразить осеннюю картину. Подберите примеры средств художественной выразительности | Выбор детьми карточек с терминами ЭПИТЕТЫ – художественные определения. Используются обычно, как цветопись, для передачи, выражения чувств, настроений, оценки чего-либо, помогают описать внешний вид предметов. Отвечают на вопросы какой?-ая,-ое, -ие. СРАВНЕНИЕ – слово или выражение, передающее уподобление одного предмета другому. Присоединяются союзами как, будто, словно. МЕТАФОРА – перенос значения по сходству (употребление в переносном значении). Метафора есть скрытое сравнение. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека. |
13.Формулирование выводов | – Могут ли все три прочитанные стихотворения дать нам представление о цветовой гамме ОСЕНИ, ответить на вопрос: какая она – осень? | Высказывают аргументированные Предположения |
| — Как вы думаете, какое стихотворение нам поможет в этом? -Прочитайте тот место, где передаются краски осени | (И.Бунин «Листопад») |
| Прочитайте фамилию автора, название стихотворения, рассмотрите иллюстрацию на доске. Какие предположения вы можете сделать о содержании стихотворения? — Прочитайте медленно это стихотворение, представляя авторские картины. — Оправдались ли ваши предположения? — Что вы представили, читая это стихотворение? | Обсуждение в группах и ответы от групп |
Физминутка
| Изобразите вашей группой смысл четверостишия (у каждой группы-своё) с помощью движений и мимики | Физические упражнения |
14.Работа с текстом по выявлению настроения лирического героя
15. Работа со Словарем «эмоциональных» терминов Подготовка к выразительному чтению | Работа во время чтения. — Чтение по четверостишиям, словарно-лексическая работа. Бальмонт «Осень » Поспевает брусника, Стали дни холоднее. И от птичьего крика В сердце только грустнее.(почему грустнее? откуда эта грусть?) Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. представьте эту картинку: птицы летят с прощальным криком) Все деревья блистают В разноцветном уборе. какие краски в этом разноцветном уборе вы увидели? Солнце реже смеется, (т.е оно реже выглядывает из-за туч и посылает свое тепло земле) Нет в цветках благовонья .старинное слово, означает приятный запах) Скоро осень проснется И заплачет спросонья.(скоро пойдут осенние дожди. | Фронтальная работа |
III.Открытие нового знания 1.Знакомство с термином «олицетворение» 2 Наблюдение средств изобразительности
3.Работа с Тетрадью
| Мы уже встречались с таким приемом ,когда поэт как бы оживляет природу. Найдите в стихотворении этот прием, прочитайте. Такой прием в науке о литературе называется олицетворением. Попробуйте «расшифровать» это слово творить лицо т.е создавать живое.) Откройте учебник на стр 178 задание 3 -А теперь откройте тетради с.28 задание 4, прочитайте задание, расскажите, как будете выполнять | Фронтальный опрос Знакомство с новым термином «олицетворение» Подбор синонимов: дивная – удивительная, чудная Хрустальный -прозрачный, стеклянный, сияющий |
| |
|
4.Отработка навыка выразительного чтения | Выразительное чтение всего стихотворения: начинает учитель 1-4 строки, затем хорошо читающие дети от каждой группы | Выбор чтеца от группы, Передача настроения поэтического произведения интонацией |
IV.Формулирование выводов | Мы сегодня читали четыре стихотворения разных авторов о разной поре осени. — Назовите авторов в хронологическом порядке их творчества. | 3.Бальмонт 2.Тютчев 4.Бунин 1. Пушкин |
| — Давайте прочитаем все три стихотворения и ответим на поставленный ранее вопрос: что роднит все эти стихи? | (Каждая группа готовит только одного автора) Чтение стихов под музыку П.И.Чайковского |
| — Что же роднит эти произведения? -Какие чувства выразили поэты в своих стихотворениях? | Высказывают аргументированные предположения (Это пейзажная лирика, описание осени) |
V.Домашнее задание | Выучить наизусть понравившееся стихотворение | Запись домашнего задания |
VI.Рефлексия |
|
|
| Спасибо за урок |
|
Литература
Учебник: Р.Н.Бунеев и др. «В одном счастливом детстве».3 кл –М. БАЛАСС, 2013г.