Конспект
урока по литературному чтению в 3 классе
«Не ветер бушует над бором…»
Выполнила
Королёва Нина Николаевна,
учитель начальных классов МБОУ «Баргузинская СОШ»
Образовательная :анализ образа Мороза в произведении Н.А.Некрасова
Воспитательная – (формирование личностных УУД) : оценка жизненных ситуаций и поступка героя с точки зрения общечеловеческих норм;
формирование умения выражать своё отношение к герою ;
Развивающая – развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных УУД :
формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом;
формулировать тему и цель урока, планировать свои действия
формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
умение находит ответы на вопросы в иллюстрации;
анализ, сравнение, группировка различных явлений и фактов.
оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций;
чтение вслух и про себя стихотворного текст, понимание прочитанного.
Оборудование: учебник; простые карандаши, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись, альбомные листы, ручки, простые карандаши ,смайлики
Ход урока.
Организационный момент.
В нашем классе сегодня много гостей поприветствуем их, и пусть улыбки взрослых помогут в нашей работе
Я начинаю урок (смайлик « хорошего настроения»)
А почему я показываю смайлик «вопрос-ответ»? (мы не проверили домашнее задание)
Дети зачитывают сообщение о поэте, наизусть читают отрывок «Славная осень»
(оценивают дети-слушатели с помощью смайликов, комментируют свои оценки)
Вчера у вас сложилось впечатление о Н.А.Некрасове как о человеке угрюмом. Изменилось ли ваше мнение?
( да, стихи поэта светлые, лёгкие;
он использует красивые сравнения, метафоры;
мне очень захотелось погулять по осеннему лесу, подышать морозным воздухом ,полюбоваться красотой осеннего леса, поворошить листья)
А мы можем и сейчас «положить» жёлтый лист себе на ладошку, покружить его в хороводе ,медленно опустить на землю.(Это разминка для голосовых связок)
Осень воспета, композиторами, художниками, поэтами. Сегодня нас ждёт встреча ёщё с одним произведением.
Определите жанр произведения(стих)
Определите тему (нет названия, но можно прочесть первую строчку)
Помогла ли вам первая строчка? (нет )
Как ещё можно узнать ,о чём будет произведение? ( по иллюстрации)
Этот персонаж похож на деда Мороза?(нет, у него нет за плечами мешка с подарками)
Это персонаж реальный или сказочный?(пока не можем сказать)
Слайд Тема « Мороз…»
Слайд Цель :узнать, каким изобразил поэт Мороза
Как мы построим работу?(прочитаем, определим ритм, поставим логическое ударение,
объясним смысл непонятных слов, найдем выразительные средства, с помощью которых автор рисует образ героя, определим характер героя, дадим оценку его поступкам)
А можем ли мы сейчас сказать, каким будет Мороз?(да, мы можем предположить)
Выберите только те слова ,которые подходят для описания
( У каждого ребёнка лежит альбомный лист ,сложен. в форме книжки: волшебник , сильный, суровый, умелый, хвастливый, заботливый, богатырь, шутник, великий, могучий, мощный, могущественный, всесильный, проказник, надёжный, злой, шалун, весёлый)
Дети выбрали слова : волшебник, сильный, умелый, богатырь, великий, могучий, мощный, надёжный, весёлый
А как мы можем узнать, верны ли наши предположения?(прочитать)
Предлагаю вам прослушать отрывок (отрывок звучит полностью в прекрасном исполнен. артиста, на лицах детей недоумение.)
Оправдались ли ваши предположения? (нет, Мороз-то оказывается совсем другой. )
Почему вы ошиблись?( потому что только предположили)
В своей книжке сделайте исправления
Дети выбрали слова : волшебник , сильный, умелый, богатырь, великий, могучий, мощный, надёжный, всесильный, проказник, хвастливый, заботливый, художник, строитель (ни один ребёнок не выбрал слово злой)
Значения каких слов вам хотелось бы узнать?
Слайд с изображением (бор, воевода, палица, гнёт, обоз, владенья, не скудеет, казна-это слово дети сравнили с недвижимостью, при этом отметив, что слово казна звучит намного красивее)
Чтение первой части:
С чем автор сравнивает Мороза? (с ветром, с шумом горных ручьёв)
Как Некрасов называет своего героя? (воеводой)
Каким войском он командует?(метелью, вьюгой, ветром, туманом, снегом)
А что за владения у Мороза? (поля, леса, реки, моря)
«Услышали» ли вы Мороза?
Как называется такой приём (олицетворение)
Какую песню поёт Мороз? (хвастливую — это эпитет)
Каким оказался Мороз? (заботливым хозяином, хорошим художником)
Как природа относится к Морозу?(она рада, солнце играет- олицетворение, борода косматая – это эпитет)
Как можно озаглавить 1 часть? ( «Шествие Мороза», « Мороз шагает по планете», «Мороз- хозяин», «В дозоре», «Осмотр владений» и др.)
Какое настроение передал автор?(торжественное)
А попробуем сами изобразить Мороза (физ.минутка)
Расшалился не на шутку,
Раздурачился Мороз:
Остудил мне руки ,ноги,
Он залез ко мне под шубку,
Ущипнул меня за нос.
Слайд Дети прослушивают музыкальные произведения о зиме, выбирают. В первой части муз. отрывка услышали ,о чём прочитали. Вторая часть похожа на песню Мороза
Чтение 2 части
Каким представили Мороза? (хвастливым ,всесильным, счастливым ,богатым, добрым ,потому что он создаёт красоту для всех)
Под какой гнёт собирается упрятать Мороз реки?(под лёд – это метафора)
Какую интонацию нужно выбрать? (радостную, счастливую)
Как можно озаглавить?( «Песня Мороза» , «Мороз-Властелин»)
Чтение отрывка
Итог:
Ребята, так какой же Мороз у Некрасова? (в книжке ,подводя итог, дети отмечают слово всемогущий)
Выполнили ли мы все пункты плана?
Самооценка(с помощью смайликов)
Слайд Мне…..
Я…..
Домашнее задание (по желанию)
закончить оформление книжки
сочинить о нём сказку
прочитать отрывок выразительно
выучить наизусть(к следующему уроку дети и книжку оформили, и выучили отрывок)
.