МБОУ «Ушаковская средняя общеобразовательная школа»
Курской области, Курского района, д.Ушаково.
Конспект урока по литературному чтению
в 3 классе
по теме «Басни И.А.Крылова. Обобщение»
подготовила
учитель начальных классов
Сергеева Елена Ивановна
Курская область, Курский район, д.Ушаково
2013 г
« Басни И.А.Крылова .Обобщение».
Цели: заинтересовать обучающихся личностью и творчеством И.А. Крылова; закреплять понятия литературной теории: басня, мораль, творчество, развивать у обучающихся устную речь, способствовать эмоциональному восприятию басен, воспитывать любовь к литературе, умение различать положительное и отрицательное в поступках героев басен И. Крылова.
Оборудование.
1 Выставка книг по теме;
2. Литературное чтение: учебник 3 класс ч.1; Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий;
3. Портрет И.А.Крылова
4. Рисунки с изображениями животных
5. Мягкие игрушки (животные басен)
Ход урока.
I. Оргмомент
II. Сообщение темы и цели урока
– Вспомним, что такое творчество?
(Творчество – деятельность человека, направленная на создании, неповторимых ценностей.)
III. Сообщение об авторе
– 13 февраля 1768 г. – родился великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов. Место рождения точно не известно, возможно Москва, Троицк или Заволжье. За всю свою жизнь Крылов написал 205 басен. Крылов, кроме басен, увлеченно создавал пьесы для театра, статьи для журналов, рассказы и даже либретто для опер. 21 ноября 1844 г. – Иван Андреевич Крылов умирает.
– Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт выполнил персонажи басен в бронзе. В 1855 г. в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России.
– Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце?
– Вспомним, какие басни написал И.А. Крылов? Рассмотрите книги.
– Что такое басня?
(Басня – краткий стихотворный рассказ с иносказательным смыслом.)
– Что общего у всех басен?
– Где заключен главный смысл басни? (В морали.)
– Что же такое мораль?
(Мораль – нравоучение в баснях.)
IV. Проверка домашнего задания
– Сейчас мы послушаем, как вы подготовили выразительное чтение басен дома.
– Чтение кого из ребят вам понравилось больше всего и почему?
V. Сообщение темы урока
– Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной басней И. А. Крылова “Ворона и лисица”.
(Дети слушают басню в записи..)
VI. Словарная работа
Вещуньина – предсказатель (по старым народным представлениям: своим криком предсказывающий несчастье.).
Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжело на что–нибудь высокое.
VII. Работа над содержанием басни
Прочитайте басню еще раз про себя (учебник, c. 137–138.).
Словарь – наоборот
Говорили не раз – уж сколько раз твердили миру
Не на пользу – но только все не впрок
Нашел случайно, без особого труда – Бог послал
Очень близко – близехонько
Смотрит не отрываясь – глаз не сводит
Утратила способность здраво рассуждать – вскружилась голова
Трудно стало дышать – в зобу дыханье сперло
Очень громко – во все горло
Исчезла, скрылась – была такова
Физминутка
Выборочное чтение. Работа по учебнику.
– Опишите, какова ворона по внешнему виду. Можно ли ворону назвать самой красивой птицей леса?
Дети описывают ворону по рисунку.
– А что говорит лиса о ней? Зачитайте из текста.
(«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!».)
– Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Она каркает..)
– Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (Чтобы отнять у Вороны сыр..)
– В каких словах заключена мораль басни?
(«Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна,
Но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок»..)
– Я буду называть качества, а вы скажите, кого они характеризуют: Лису или Ворону.
Льстивый, склонный к лести (Лису.)
Тщеславный, стремящийся к славе, к почести (Ворону.)
Высокомерный (Ворону)
Неискренний (Лису)
Честолюбивый, любящий славу (Ворону)
Неправдивый, лживый (Лису)
Хитрый (Лису)
Глупый (Ворону)
Льстивый (Лису)
Доверчивый (Ворону)
– Скажите, какая ворона?
– А лисица?
VIII. Работа над выразительностью по частям
В слова «да призадумалась» автор вкладывает иронический смысл. Ворона глупа, и никаких умных мыслей у нее не было и не могло быть.)
IX. Чтение басни по ролям
– Послушаем басню еще раз.
Попробуйте передать точнее хитрую Лису и глупую Ворону.
X. Закрепление
“Угадай-ка”
– Какие герои басен здесь зашифрованы?
—И—И—А (Лисица)
—О—О—А (Ворона)
—Т—Е—О—А (Стрекоза)
—У—А—Е— (Муравей)
—Б—З— —Н— (Обезьяна)
Черный ящик
– В черном ящике лежит предмет, с помощью которого можно увидеть, «что это там за рожа». (Зеркало)
В черном ящике лежит предмет, которых достала себе с полдюжины героиня одной из басен? (Очки)
Работа по карточкам (Приложение)
– Ребята, я подготовила для вас интересные иллюстрации к басням дедушки Крылова с названиями и отрывками из них. Но пока мы были на перемене, сквозняком все карточки перемешались. Я даже теперь не могу разобраться, что к чему. Помогите мне, пожалуйста. Мы сделаем вот что.
– Вы попытаетесь установить, из какой басни эти слова.
Соедините стрелками строки из басен, с названиями произведений из которых они взяты.
Пара, выполнившая задание, берется за руки и поднимает их вверх. (Работа в парах)
– Проверим себя.
– В баснях потерялись предметы. Определите, из какой они басни.
Сыр – “Ворона и лисица”
Очки – “Мартышка и очки”
Зеркало – “Зеркало и обезьяна”
Кроссворд
Кто без драки «хотел попасть в большие забияки»? (Моська.)
Вспомните и назовите, героиню басни “Квартет”. (Мартышка)
У кого к зиме под листом «был готов и стол, и дом»? (Муравей.)
Один из героев басни, которые «везти с поклажей воз взялись». (Лебедь)
Кто, восхвалял Петуха, “не боясь греха”? (Кукушка)
Она осталась без обеда из-за своей глупости. (Ворона)
Героиня, которая увидела образ свой в зеркале. (Обезьяна)
Еще один из героев, которые «везти с поклажей воз взялись». (Рак)
XI. Итог
– Нужно ли изучать басни? – Чему они учат?
XII. Домашнее задание ( выучить басню наизусть)
Список использованной литературы:
Блинова И.В. Внеклассное чтение. 3-4 классы. Учим играя ( задания, тесты, игры, викторины). – Волгоград: Учитель, 2007.
Гостимская Е.С., Мишина М.И. Внеклассное чтение: 3 класс: Дидактический материал. – М.: 5 за знания, 2006.
Грехнёва Г.М., Кореповам К.Е. Родное слово. 4 кл.: книга для учителя.- М.: Дрофа, 2008.
Кутявина С.В. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению. 4 класс. – М.: «ВАКО», 20011.
Климанова Л.Ф., Голованова М. В, Горецкий В.Г. Уроки литературного чтения. Методическое пособие. 2 класс — М.; Просвещение, 2007.
Кутявина С.В. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению. 3 класс. – М.: «ВАКО», 2006.