Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новохоперская ООШ»
Новохопёрского района Воронежской области
Урок по внеклассному чтению в 3 классе на тему:
«Владимир Владимирович Маяковский- детям»
подготовила
учитель начальных классов
Попова Ольга Александровна
2013 г.
Цель: Ознакомить учащихся с особенностями творчества В. В. Маяковского, его работами для детей; формировать самостоятельное мышление учащихся; активизировать их познавательную деятельность; развивать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.
Оборудование: Портрет В. В. Маяковского, тексты произведений, презентация к уроку.
Прогнозируемые результаты: Учащиеся узнают об особенностях творчества В. В. Маяковского, познакомятся с его работами для детского чтения; будут выразительно читать и комментировать стихи поэта для детей.
Тип урока: Комбинированный.
ХОД УРОКА
Организационный Этап
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
(Слайд № 1)
Учитель:
В. В. Маяковский прожил счастливую и трудную жизнь, всегда отвергая пути, что были «протоптанней и легшее». Маяковский Владимир Владимирович (1893-1930) — советский поэт, драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ».
(Слайд № 2)
Родился в семье лесничего. Отец Маяковского происходил из дворянской семьи. В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. В 1906, после внезапной смерти отца, от заражения крови, семья Владимира Маяковского переехала в Москву. В Москве он поступил в IV класс 5-й классической гимназии (ныне московская школа № 91), где учился в одном классе с братом Б. Л. Пастернака. В марте 1908 года был исключен из V класса за неуплату.
Увлекшись идеями социал-демократии, вступил в 1908 в РСДРП и принимал участие в подпольной работе. Маяковский трижды арестовывался, но в конце концов, в 1910 был отпущен на поруки матери, как несовершеннолетний, после чего вышел из рядов коммунистической партии и, вопреки распространенному мнению, впоследствии в нее не вступал.
В 1911 Владимир Маяковский становится учащимся «Школы живописи, ваяния и зодчества» в Москве. Через учившегося там же Давида Бурлюка, одного из лидеров группы кубофутуристов «Гилея.
(Слайд №3)
В. Маяковского нельзя назвать детским поэтом. Все же большая часть его творчества затрагивала далеко не детские проблемы. Однако нельзя преуменьшать ту роль, которую он сыграл в создании отечественной детской литературы.
Практически во всех детских произведениях Маяковского главная тема — это труд. Образ человека-труженика подается очень колоритно. Его поэма «Кем быть?» — замечательный пример раскрытия этой темы. Поэт заводит серьезный разговор с крохами, которым когда-то «будет и семнадцать», о том ежедневном труде, которым заняты взрослые. Маяковский вводит ребенка в большой мир взрослых, показывает ему трудовую жизнь, предлагая «все работы хороши — выбирай на вкус!». Поэма «Кем быть?» — это ряд поэтических зарисовок людей различных профессий. В поэме очень много специальных терминов, которые автор намеренно употребляет, чтобы как можно лучше продемонстрировать юному читателю особенности того или иного вида деятельности. Каждой профессии придается значение. Маяковский твердит, что каждый труд нужен и важен. Но особенное значение он сам придавал описанию большого завода, где «работа всякого нужна одинаково». Автор знакомит детей с этапами производства. Шутливый тон сменяется призывным.
Вставай!
Иди!
Гудок зовет…
Показываемые картины трудовых будней достаточно сложны для понимания малышей, поэтому Маяковский периодически обращается к жизненному опыту самих детей. Например, кондуктор предлагает билеты и «большим и детям». В стихотворении труд перестает быть чем-то тяжелым. Маяковский стремится воспитать у юных читателей любовь и уважение к работе, как к преобразовывающему мир благу. Ему важен творческий подход.
Но детские стихи Маяковского не только о труде. Из-под его пера вышли такие произведения как «Про школу и учение», «Песня-молния», «Товарищу подростку» и многие другие. Все его стихи отличает богатый и своеобразный язык. Но в тоже время он всегда учитывает возраст своей аудитории.
Еще одна характерная черта стихов Маяковского — это четкость, конкретность изложения и графическая очерченность образов. Все это рождает гармонию рисунка и слова. Кстати, ко многим стихам Маяковский сам рисовал иллюстрации. Особую роль играют заголовки стихов. Они создают определенный эмоциональный заряд, особую атмосферу. Маяковский любит экспериментировать с заголовками: то озадачивает читателя вопросом («Что такое хорошо и то такое плохо»), то заявляет основную мысль произведения («История Власа, лентяя и лоботряса»), то вдруг становится предельно кратким («Гуляем»). Возможно, поэтому дети всегда быстро запоминают названия его стихов.
События в стихах изображаются очень динамично, используется звукопись. Также Маяковский любил прибегать к гиперболе и считал ее обязательным художественным средством. Так, его слоны «двух- и трехэтажного» роста, а Петин папа «сто пакетов нес с трудом». Немалую роль в его стихотворном творчестве занимали различные сравнения и сопоставления. Зачастую они были довольно забавными и оригинальными: у слонов «с блюдо оба уха», а зебра «полосатее мартаца». Иногда сравнения являются одним из способов создания негативной характеристики.
Особую нишу в его творчестве занимают сказки. Они очень близки к народным. В них много фольклорных элементов, преувеличений поступков героев, борьбы добра со злом. Форма тоже сходна: все начинается с зачина как в народных сказаниях, а завершается формулировкой главной мысли.
Сказка сказкою,
а вы вот
сделайте из сказки вывод.
Полюбите, дети, труд —
как написано тут…
Маяковский не просто продолжал, но и развивал традиции русской детской литературы, которые заложили еще Некрасов и Белинский. От Некрасова Маяковский и унаследовал стремление воспитывать в детях высокие нравственные качества, преисполненные любви к Родине.
Выступление учащихся с подготовленными стихами В. В. Маяковского
1. Кем быть?
(Слайд № 4-7)
Аналитическая работа в группах по вопросам:
— Почему в названии стихотворения стоит знак вопроса?
— О каких профессиях вы узнали?
— Что понравилось ? (Обсудите с друзьями).
(Слайд № 8)
2. «Что ни страница, то слон, то львица».
(Слайды № 9-13)
Обсуждение прочитанного (Слайд № 14)
— Как по другому можно озаглавить это стихотворение?
— Что для себя узнали нового?
3. «Что такое хорошо и что такое плохо» (Слайд № 15-18)
— Какие моральные качества человека автор считает хорошими?
— Как вам не хочется поступать и почему?
Рефлексия. Подведение Итогов Урока
Что вам особенно понравилось? Оцените свою работу на уроке, работу товарищей.
В заключении хотелось бы услышать Ваше отношение к поэзии
Владимира Маяковского.
Все свои мысли выскажите, используя слова: вижу, слышу, чувствую.
Заключительное слово учителя
Писателю, обращающему свое творчество к детям, нужно иметь «душу благодатную, любящую, ум возвышенный, образованный». Эти слова принадлежат великому русскому критику, глубокому знатоку детской психологии В. Г. Белинскому, в них-то и кроется разгадка того, почему поэт так любим маленькими слушателями. Ведь Маяковский не просто любил детей — он хорошо знал их интересы и заботы, чувствовал и тонко улавливал запросы «детской души» и охотно отзывался на них.
Используемые источники: