МБОУ «Куженерская средняя общеобразовательная школа №2»
Куженерского района п. Куженер Республики Марий Эл
Конспект урока по литературному чтению
в 4 классе
«Обобщение творчества Крылова»
подготовила
учитель начальных классов
Гребнева Галина Николаевна
п.Куженер
2012
Тема: Обобщение творчества И.А.Крылова.
Цели: 1.Понакомить с новыми баснями И.Крылова
2.развивать выразительность чтения, умение сравнивать, обобщать
3.воспитывать любовь к творчеству И.Крылова
Оборудование:
компьютер, портрет И.А.Крылова, рисунки учащихся, сочинения, кроссворды, викторина, и инвентарь (крылья, очки, топор, шаль), словарь.
Ход урока:
1.Организационная часть.
-Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Они пришли посмотреть, как умеем дружно, хорошо, сообща трудиться.
2.Определение темы и целей урока.
-Садитесь. Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите на доску, на портрет, на ваши книжки, рисунки и скажите, как можно назвать тему нашего урока?
-Тема нашего урока Басни И.А.Крылова. (слайд 1)
-Прочитайте эпиграф нашего урока, и скажите ,чем мы сегодня будем заниматься? («Люблю, где случай есть, пороки пощипать. И.Крылов» (Слайд 2)
-Сегодня у нас обобщающий урок. Вспомним с вами все, что мы с вами изучили на прошлых уроках: о творчестве Крылова ,его басни и т.д.
Итак, мы с вами знаем, что басни Крыловым были написаны более 150 лет назад. Зачем же вам, современным людям 21 века, в век мобильной связи и компьютеризации изучать басни Крылова?
(Потому что человеческие пороки существуют и у современных людей. А басни помогают посмотреть на себя со стороны и избавиться от своих недостатков)
-Что же такое басня? (короткое смешное стихотворение, в котором под видом животных, высмеиваются пороки людей)
-Давайте посмотрим значение слова «Басня» в толковом словаре. Найдите и прочитайте.( Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные … Википедия)
3.Повторение изученного материала.
-На предыдущих уроках мы узнали, что басня имеет давнюю историю .Как называют человека, который пишет басни? (Баснописец)
-Кто же был первым баснописцем? (Эзоп)
-Что вы о нем знаете? (Раб, живший в Древней Греции в 4 веке до нашей эры)
-Что заставило его писать басни? (Он не мог открыто смеяться над людьми, которые обладали властью. Он рассказывал истории ,которые якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что он высмеивает поступки людей)
-Существует в народе такое выражение «Эзопов язык». Что оно означает? (иносказание)
-Что такое иносказание? (баснописец под видом животных ,птиц имеет ввиду людей)
Вывод : -Читая басни мы учимся понимать Эзопов язык.
-Какую басню Эзопа вы знаете? («Голодная лиса»)
-Кто может ее вспомнить? ( Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!» )
Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства. (
-Что высмеивает Эзоп? (изворотливость)
-О каких животных любил писать Эзоп? Почему? ( о лисе- хитрость, о волке – злость, о вороне –глупость)
-Каких еще баснописцев вы знаете. (Лафонтен – французский баснописец.)
-Кто из русских поэтов любил читать его басни, на французском языке? (Пушкин А.С.)
-Что он сказал о Лафонтене, прочтя его произведения? (Ванюшка Лафонтен)
-Почему он так его назвал? ( его герой наделены русским характером)
-Каков он русский характер? (простодушие, доброта, леность )
-Благодаря кому мы узнали об Эзоповских баснях? (Крылову И,А,)
-Что вы можете о нем рассказать?
-великий русский баснописец из бедной семьи;
-народ зовет его дедушкой Крыловым;
-в Летнем саду в Санкт-Петербурге стоит памятник, на котором изображены персонажи его басен;
-создал 200 басен;
-писал стихи, водевили.
В России было много баснописцев, но почему крыловские басни особенно любимы? (простые, понятные)
На уроках мы с вами анализировали басни. Назовите их особенности:
-короткий сюжет;
-мало описаний;
-много диалогов;
-герои-животные;
-стихотворная форма;
-прием иносказание;
-мораль.
-Итак, что же высмеивал Крылов? (пороки)
-Что такое пороки?(отрицательные черты характера)
-Назовите их? ( трусость, хитрость, изворотливость, двуличие и другие)
-Мы выяснили, что высмеивал Крылов в своих баснях. А чему же учат басни? (Дружбе, трудолюбию, усердию, честности, доброте, отзывчивости, благородству).
4.Прослушивание грамзаписи. «Стрекоза и Муравей»
-А теперь, прежде чем вы начнете читать басни, прослушайте запись, на которой актер читает басню Крылова и обратите внимание на выразительность, логические ударения, на смену голоса и настроение.
5.Исценирование басни «Стрекоза и Муравей» и «Ворона и Лисица» (мораль, что высмеивает, чему учит)
6.Чтение басен (мораль, чему учит)
-Какие басни читали? Чем нравятся?
7Викторина +кроссворд» (слайды)
1.Кто смеялся «вперед чужой беде»? (голубь)
2.Героиня,которая увидела свой образ в зеркале? (обезьяна)
3У кого к зиме под мостом, был готов и стол, и дом (муравей)
4.Она осталась без обеда, благодаря своей глупости? (ворона)
5.Кто без драки хочет попасть в большие забияки? (моська)
6 Один из героев, которые везти с поклажей воз взялись? (рак)
7.Кого по улице водили как будто напоказ? (слон)
8.Чтение сочинений «Мой любимый Крылов»
9.Итог урока.
-Давайте обратимся еще раз к эпиграфу. Прочитайте еще раз и скажите ,чем же мы с вами сегодня занимались на уроке? что же мы «щипали»? (человеческие пороки)
-Урок хочу закончить словами Сенека:
Забавой он людей исправил
сметал он с них пороков пыль.
Он баснями себя прославил
И слава эта — наша быль.
И, не забудут этой были
Пока по-русски говорят
Ее давно мы затвердели
ЕЕ и внуки затвердят.
Список использованной литературы
1. Литература:
Канакина В.П. Радость познания — в слове: Нестандартные повторительно-обобщающие уроки в начальных классах. Москва:Новая школа, 1996г.
Титкова Т.В., Горбачева Э.З. Открытые уроки в 1-4 классах. Москва: ВАКО, 2009г.
Журналы начальная школа.