Конспект урока по литературному чтению в 4 классе «С.М. Михалков «Весёлый турист»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 54 г. Липецка




КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 4 КЛАССЕ

Тема: «С.В. Михалков «Весёлый турист»»




Подготовила: учитель

начальных классов

Малявина Валентина

Никифоровна



Липецк 2013

Цель: посредством анализа стихотворения С. В. Михалкова «Весёлый турист» повлиять на развитие мировоззренческих и эстетических взглядов обучающихся.


Задачи:

Образовательные:

  • актуализировать знания о родной природе и творчестве С.В. Михалкова;

  • проанализировать (с различных позиций) стихотворение С. В. Михалкова «Весёлый турист»;

  • исследовать, что вдохновляет автора;

  • сравнить со своими ощущениями и мечтами;

  • проконтролировать степень усвоения знаний.

Воспитательные:

  • формировать умение учащихся давать эмоционально-образную оценку поведению людей и явлениям жизни;

  • воспитывать нравственно-эстетические чувства: любовь к родной природе, желание быть её исследователем, защитником и творцом.

Развивающие:

  • совершенствовать технику чтения;

  • развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии;

  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;


Оборудование: портрет автора, музыкальный центр, фонограмма, фонохрестоматия, партитура выразительного чтения, карта «Охрана природы», рисунок человека (турист), учебник.




Этапы

Ход урока


УДД формирующиеся на данном учебном этапе

I. Мотивация учебной деятельности.


  1. Проверка домашней работы. («Приключение бельчонка», «Ты мне, а я тебе»)

Этапы: обсуждение, сравнение результатов, оценка.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что помогло мальчику спастись?

  2. Что он усвоил из наставлений отца?

  3. Как выразил основную мысль?


:

регулятивные:

  • воспроизведение изученного

коммуникативные

  • обсуждение в парах

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.

























1) Актуализация на восприятии для построения нового знания. Мальчик говорит стихами/ Когда и кому их прочтёшь?

Рубрика: «Знаете ли вы?»

Как раньше называли стихи (поэзию)?

На рисунках даны предметы: музыкальный инструмент (лира), деньги, «Стихи С.В. Михалкова», портрет автора.

Соотнесём название предметов со словами

Лира: музыкальный инструмент, издающий нежный звук

Лира: денежная единица в Италии и Турции.

Лира: стихи, поэзия, род художественной литературы. Лирик. Лирический поэт.

О чём же пойдёт речь на уроке? Прочти, выдели и обоснуй своё мнение.

Поэзия С.В. Михалкова интересна и увлекательна. Какие стихи вы читали?

Работа в парах: Чтение сообщения об авторе по карточке

Чтение заголовка «Весёлый турист»

Кого называют туристом? Что он берёт в дорогу?

Турист:

  • Путешественник

  • Юннат, исследователь, открыватель

  • Человек, идущий в поход

2) Самостоятельное чтение стихотворения

Какими словами автор называет героя? (приятель, друг)

Автору близки такие люди? Докажите.

познавательные:

  • Постановка задачи

  • Структурирование поиска её решения

регулятивные:

  • Контроль, прогнозирование и выбор правильного решения

  • Умение предугадать (антиципация)






Познавательные:

  • Первичное восприятие

  • Анализ

  • Умение осознанно строить речевое высказывание, решая поставленную задачу

  • Сотворчество читателя и автора

  • Раскрытие подтекстовой информации


III. Выявление места и причины

затруднения.


































IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Как правило, при выполнении этого задания дети испытывают трудности. Для их преодоления учителем осуществляется смена акцентов в осуществлении учебной деятельности (от познавательной к аналитической)

Для осуществления анализа обучающимся предлагается ответить на ряд вопросов.

  1. Анализ.

Что доставляет радость в походе?

Чем поход увлекает туриста? Автора?

Выборочное чтение.

Найти образные слова (выражения, сравнения, эпитеты, определения), которые помогают раскрыть настроение лирического героя.

Настроение

  • Весёлое

  • Бодрое

  • Радостное


Что ценит? Что интересует?

? ?

Как природа откликается на его появление? А люди? Что их привлекает?

Выбери нужные слова: здоровье, поведение, весёлый характер, режим жизни, интерес к познанию, собственные цели туриста.

Докажи:

  • Турист совершает прогулку, бесцельно проводит свободное время

или

  • Имеет цель, желает что-либо познать. Познаёт ли он что-то новое в ходе путешествия?


Поэзия предназначена для изучения, получения новых знаний или для того, чтобы испытать наслаждение от созвучия душ читателя и поэта?

Перечитайте стихотворение, постарайтесь погрузиться в его музыку.

Какую надежду хочет вселить в нас автор? Какое стихотворение по настроению?

Выбери подходящие слова: ласковое, печальное, грустное, утешающее, торжественное, унылое, бодрое, успокаивающее, спокойное, весёлое, счастливое..

































Регулятивные:

  • Постановка цели

  • Определение средств для её реализации (приёмы сравнения, сопоставления, заполнение схем)

  • Построение высказываний и их соотнесение

Познавательные:

  • Знаково-символическое моделирование

  • Рассмотрение заданий в разных формах, выход на вывод

V. Реализация построенного проекта.

















VI. Первичное закрепление во внешней речи


VII. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Выразительное чтение по партитуре

  • Проследи по партитуре и поставь пометы для выразительного чтения.

  • Соотнеси свою работу с тем, как прочтёт это стихотворение мастер слова – артист театра. (Звучит фонограмма)

Обозначь понятия, по которым можно выделить различия между прочтением артиста и собственным.

  • Паузы

  • Выделение ключевых слов

  • Перемена тона

Если бы тебе предложили написать музыку к стихотворению, то каким бы темпом и динамикой она обладала? Почему?

Выбрать из предложенного

  • Быстрый

  • Медленный

  • Спокойный (средний)

  • Громко

  • Тихо

Проводится конкурс на лучшее чтение стихотворения.

При чтении следует показать два начала, выраженных в лице главного героя.

  • Познание тайн природы, мира, открытия

  • Действия туриста ничто не остановит. Это движение зовёт и приобщает лирического героя к познанию.

Итак: певец природы – поэт, так показал счастливую жизнь, которая нас ждёт.

Прилив сил, их подъём дают краски природы.

Каким вы видите стихотворение по цвету: тёмным или светлым? Выберите краски к изображению природы и героя.

Синий, голубой – цвет неба, воды. Символизирует покой, нежность, свободу.

Зелёный – цвет травы и листвы. Символизирует живую природу.

Алый и розовый – цвет восходящего солнца. Символизирует юность, молодость и т.д.

Поговорка: «Алый цвет мил на весь мир!» — отражение чистоты.

На карте выстраиваем цветовую аппликацию (рисунок «Охрана природы»)

Элементы схемы:

  • Небо

  • Природа

  • Турист с фотоаппаратом



















Коммуникативные:

  • Умение выражать свои мысли (работа в парах)

  • Обсуждение цветовой гаммы для аппликации

Регулятивные:

  • Контроль и сравнение своей работы (в парах) с работой в группе (аппликация)

Познавательные:

  • Умение структурировать свои знания

  • Умение дать оценку деятельности

VIII. Включение в систему знаний и повторение

Чтение предложений под номерами и их соотнесение со словами из стихотворения.

1. Хороша в это утро погожее

И светла ты родная страна!

2. Опоясаны алой каёмкою

Над родной землёй небеса…

3. Край родной, навек любимый,

Где найдёшь ещё такой?

4. Какое это счастье дорогое –

Иметь свою родную сторону!

Укажите слова-синонимы.

  1. Страна, край, сторона, земля.

  2. Хороша, светла, алой.

  3. Родной, любимый, дорогой.

Регулятивные:

  • Прогнозирование, работа с такими заданиями, где изученное используется в обратной связи, завершая цикличность

  • Метод открытия, как основа творчества

IX. Рефлексия учебной деятельности

Итог урока.

Заполнить пропуски:

  1. Весёлый (тон)

  2. Действия туриста связанные с (природой. Народом).

  3. Радостная в пути (песня).

  4. Простой человек, его чувства слагают (закон природы).

Прочтите высказывание М.М. Пришвина. Как вы думаете, созвучно ли оно с темой нашего урока? Почему? Дайте ему оценку.

«Никогда весна новая не приходит опять такой, как была, и лето, и осень, и зима новые придут не такими как были.

Всё это новое надо заметить и людям открыть. И мы с вами отправляясь в природу в новом году будем смотреть не теми глазами и не то видеть, что в прошлом».

Чтение, /вывод/

Обсуждение и запись домашнего задания:

  1. Выразительное чтение (можно наизусть).

  2. Зарисовки для составления мультфильма.

  3. Подбор музыкального сопровождения для картины.

Познавательные:

  • Структурирование знаний

  • Обобщение

  • оценка своей деятельности на уроке

Коммуникативные:

  • Обсуждение данного задания

Регулятивные:

  • Оценка того, что уже усвоили и того, что подлежит усвоению





Литература


  1. Словарь русского языка: в 4-х т./ АН СССР, Ин-т рус. Яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 3-е изд, стереотип. – М.: Русский язык, 1985-1988. Т. 1. А – Й. 1985. – 696 с.

  2. Литературное чтение. 3 класс: поурочные планы по учебнику О.В. Кубасовой авт.-сост. Н.Н. Дорогина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 221с.

  3. Никитина Е.И. Родное слово. Книга для чтения в третьем классе. – М.: Просвещение, 1971. – 399с.

  4. Пришвин М.М. Рассказы. – М.: Просвещение, 1975. – 205с.





Свежие документы:  Тест "Л. Н. ТОЛСТОЙ. «ДЕТСТВО»" 7 Класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: