Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 54 г. Липецка
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 4 КЛАССЕ
Тема: «С.В. Михалков «Весёлый турист»»
Подготовила: учитель
начальных классов
Малявина Валентина
Никифоровна
Липецк 2013
Цель: посредством анализа стихотворения С. В. Михалкова «Весёлый турист» повлиять на развитие мировоззренческих и эстетических взглядов обучающихся.
Задачи:
Образовательные:
актуализировать знания о родной природе и творчестве С.В. Михалкова;
проанализировать (с различных позиций) стихотворение С. В. Михалкова «Весёлый турист»;
исследовать, что вдохновляет автора;
сравнить со своими ощущениями и мечтами;
проконтролировать степень усвоения знаний.
Воспитательные:
формировать умение учащихся давать эмоционально-образную оценку поведению людей и явлениям жизни;
воспитывать нравственно-эстетические чувства: любовь к родной природе, желание быть её исследователем, защитником и творцом.
Развивающие:
совершенствовать технику чтения;
развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии;
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
Оборудование: портрет автора, музыкальный центр, фонограмма, фонохрестоматия, партитура выразительного чтения, карта «Охрана природы», рисунок человека (турист), учебник.
Ход урока
| УДД формирующиеся на данном учебном этапе | |
I. Мотивация учебной деятельности.
|
Этапы: обсуждение, сравнение результатов, оценка. Вопросы для обсуждения:
| : регулятивные:
коммуникативные
|
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.
| 1) Актуализация на восприятии для построения нового знания. Мальчик говорит стихами/ Когда и кому их прочтёшь? Рубрика: «Знаете ли вы?» Как раньше называли стихи (поэзию)? На рисунках даны предметы: музыкальный инструмент (лира), деньги, «Стихи С.В. Михалкова», портрет автора. Соотнесём название предметов со словами Лира: музыкальный инструмент, издающий нежный звук Лира: денежная единица в Италии и Турции. Лира: стихи, поэзия, род художественной литературы. Лирик. Лирический поэт. О чём же пойдёт речь на уроке? Прочти, выдели и обоснуй своё мнение. Поэзия С.В. Михалкова интересна и увлекательна. Какие стихи вы читали? Работа в парах: Чтение сообщения об авторе по карточке Чтение заголовка «Весёлый турист» Кого называют туристом? Что он берёт в дорогу? Турист:
2) Самостоятельное чтение стихотворения Какими словами автор называет героя? (приятель, друг) Автору близки такие люди? Докажите. | познавательные:
регулятивные:
Познавательные:
|
III. Выявление места и причины затруднения.
IV. Построение проекта выхода из затруднения. | Как правило, при выполнении этого задания дети испытывают трудности. Для их преодоления учителем осуществляется смена акцентов в осуществлении учебной деятельности (от познавательной к аналитической) Для осуществления анализа обучающимся предлагается ответить на ряд вопросов.
Что доставляет радость в походе? Чем поход увлекает туриста? Автора? Выборочное чтение. Найти образные слова (выражения, сравнения, эпитеты, определения), которые помогают раскрыть настроение лирического героя. Настроение
Что ценит? Что интересует? ? ? Как природа откликается на его появление? А люди? Что их привлекает? Выбери нужные слова: здоровье, поведение, весёлый характер, режим жизни, интерес к познанию, собственные цели туриста. Докажи:
или
Поэзия предназначена для изучения, получения новых знаний или для того, чтобы испытать наслаждение от созвучия душ читателя и поэта? Перечитайте стихотворение, постарайтесь погрузиться в его музыку. Какую надежду хочет вселить в нас автор? Какое стихотворение по настроению? Выбери подходящие слова: ласковое, печальное, грустное, утешающее, торжественное, унылое, бодрое, успокаивающее, спокойное, весёлое, счастливое..
|
Регулятивные:
Познавательные:
|
V. Реализация построенного проекта.
VI. Первичное закрепление во внешней речи
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой. | Выразительное чтение по партитуре
Обозначь понятия, по которым можно выделить различия между прочтением артиста и собственным.
Если бы тебе предложили написать музыку к стихотворению, то каким бы темпом и динамикой она обладала? Почему? Выбрать из предложенного
Проводится конкурс на лучшее чтение стихотворения. При чтении следует показать два начала, выраженных в лице главного героя.
Итак: певец природы – поэт, так показал счастливую жизнь, которая нас ждёт. Прилив сил, их подъём дают краски природы. Каким вы видите стихотворение по цвету: тёмным или светлым? Выберите краски к изображению природы и героя. Синий, голубой – цвет неба, воды. Символизирует покой, нежность, свободу. Зелёный – цвет травы и листвы. Символизирует живую природу. Алый и розовый – цвет восходящего солнца. Символизирует юность, молодость и т.д. Поговорка: «Алый цвет мил на весь мир!» — отражение чистоты. На карте выстраиваем цветовую аппликацию (рисунок «Охрана природы») Элементы схемы:
|
Коммуникативные:
Регулятивные:
Познавательные:
|
VIII. Включение в систему знаний и повторение | Чтение предложений под номерами и их соотнесение со словами из стихотворения. 1. Хороша в это утро погожее И светла ты родная страна! 2. Опоясаны алой каёмкою Над родной землёй небеса… 3. Край родной, навек любимый, Где найдёшь ещё такой? 4. Какое это счастье дорогое – Иметь свою родную сторону! Укажите слова-синонимы.
| Регулятивные:
|
IX. Рефлексия учебной деятельности | Итог урока. Заполнить пропуски:
Прочтите высказывание М.М. Пришвина. Как вы думаете, созвучно ли оно с темой нашего урока? Почему? Дайте ему оценку. «Никогда весна новая не приходит опять такой, как была, и лето, и осень, и зима новые придут не такими как были. Всё это новое надо заметить и людям открыть. И мы с вами отправляясь в природу в новом году будем смотреть не теми глазами и не то видеть, что в прошлом». Чтение, /вывод/ Обсуждение и запись домашнего задания:
| Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
|
Литература
Словарь русского языка: в 4-х т./ АН СССР, Ин-т рус. Яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 3-е изд, стереотип. – М.: Русский язык, 1985-1988. Т. 1. А – Й. 1985. – 696 с.
Литературное чтение. 3 класс: поурочные планы по учебнику О.В. Кубасовой авт.-сост. Н.Н. Дорогина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 221с.
Никитина Е.И. Родное слово. Книга для чтения в третьем классе. – М.: Просвещение, 1971. – 399с.
Пришвин М.М. Рассказы. – М.: Просвещение, 1975. – 205с.