Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
Конспект урока по литературному чтению
во 2 классе
тема урока:
«Е. Пермяк «Случай с кошельком»
подготовила
учитель начальных классов
Волкова Наталья Александровна
г. Энгельс
2013
Тема урока: «Е. Пермяк «Случай с кошельком»
Дидактическая цель:
создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Задачи:
образовательная:
формировать умение анализировать поступки людей;
обогащать читательский опыт детей;
учить понимать точку зрения автора и выражать своё мнение о произведении.
развивающая:
развивать мышление, речь учащихся, умения анализировать, обобщать.
воспитательная:
воспитывать доброе отношение к семье, пожилым людям, детям и
родителям.
Методы обучения:
словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная;
парная;
индивидуальная.
Средства обучения:
учебник Л.А. Ефросинина «Литературное чтение»;
рабочая тетрадь «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина;
карточки со словами «жизнь», «дана», «на», «добрые», «дела»;
карточки со словами «вся», «семья», «вместе», «так», «и», «душа», «на», «месте»;
карточки-смайлики «Я справился!», «Я сомневался», «Я не справился»;
карточки для составления модели обложки (1/2 от листа А-4);
мультимедийный проектор;
презентация к уроку.
Ход урока:
(ТЕХНОЛОГИЧЕСАЯ КАРТА)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | |
1. | Самоопределение к деятельности (организационный момент) | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя (создание эмоционального настроения).
— Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча – глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. — Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах. А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг к другу. — А теперь улыбнитесь всем, кто находится сегодня с нами. Я желаю вам, чтобы хорошее настроение не покидало вас! | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (постановка учебной задачи) | 1) – Какой раздел мы изучаем?
— А как вы понимаете слово «семья»? — Что же такое «семья»? | — «Семья и я».
Ответы детей. — Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это любовь и забота, труд и радость, счастье и печали, привычки и традиции. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
|
|
| 2) Работа в парах.
— Объясните смысл пословицы. | — «Вся семья вместе – так и душа на месте». Ответы детей. |
|
| 3) – Родился ребёнок. Ему нужны тепло и ласка мамы. Общение мамы с ребёнком начинается с первой колыбельной, которую пела мама и каждому из нас.
Работа по группам. — Дома вы читали колыбельные. Давайте расскажем их.
— С какой интонацией вы будете рассказывать их?
— Что можно сказать о первой колыбельной? Какая она? — А вторая? — К какому жанру относятся эти произведения? |
«Народная песня», «Колыбельная», «М.Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…»
— Убаюкивающая, напевная. — Народная.
— Авторская. — Фольклор. |
| |||||||||||||||||
|
| 4) – Самое главное для человека – СЕМЬЯ. (Слайд 3 – звук мелодии) «На свете чудо есть – семья! Семь драгоценных, светлых Я. Они, как ноток семь, дружны, И все красивы и важны! Три нотки – папа, мама, Я. Ещё одна – сестра моя. Ещё две – бабушка и дед, Седьмой лишь нотки с нами нет. «Гав-гав!» — да во дворе она. Всем нотка хорошо слышна! Она звончее всех звучит, На месте нотка не сидит. В семье семь ноток – семь цветов, Семь струн, звучащих, как одна, И каждая из них важна!» |
|
| ||||||||||||||||
3. | Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи) | 1) – Расшифруйте название произведения, с которым мы сегодня познакомимся (Слайд 4).
1 12 7 10 8 3 15 14 2 9 4 16 11 5 6 13
— Кто написал?
— Судя по заглавию, о чём будет этот текст?
(Слайд 5) | — «Случай с кошельком».
— Е. Пермяк.
Дети высказывают свои предположения о содержании (прогнозирование). | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование. Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы. Коммуникативные: умение отвечать на вопросы, высказывать своё предположение. | ||||||||||||||||
|
| 2) – Рассмотрите иллюстрацию к произведению. — Что можете сказать? — А как вы думаете, эта иллюстрация ко всему тексту или отдельному эпизоду? |
Ответы детей. |
| ||||||||||||||||
|
|
1. Упражнение «Вдох-пауза-выдох». 2. Упражнение «Мобилизуй дыхание» (продолжительный вдох, пауза в 2 раза короче, чем вдох, выдох нормальный, произвольный) |
|
| ||||||||||||||||
4. | Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания) | 1) Самостоятельная работа с рассказом Е. Пермяка «Случай с кошельком» (проходит дифференцированно): 1 группа – читает рассказ, выполняет все задания в учебнике и тетради № 1,2. 2 группа – читает рассказ по абзацам под руководством учителя; выполняют задания к тексту и в тетради по желанию. 2) Словарная работа (Слайд 6) (выполняется по ходу чтения).
3) Первичное восприятие. — Понравилось это произведение? — Что понравилось? — Какой момент вам показался самым волнующим? — Кто написал? — Как озаглавил?
4) Самостоятельное моделирование (Слайд 7)
Случай с кошельком
— Что мы читали? — О чём этот рассказ?
— Сравните свои модели с моделью на доске. — Кто выполнил верно? — У кого есть ошибки, исправьте их.
|
Погружение в текст.
Кошёлка Выронила Растеряха Неблагодарная Сунула
Ответы детей.
— Е. Пермяк. — «Случай с кошельком»
Учащиеся выполняют модель обложки: Е. Пермяк И.Ф. автора Рассказы о детях жанр и тема
заголовок
— Рассказ о детях. Ответы детей.
Самопроверка. Самоанализ.
| Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Познавательные: моделирование. Логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, работа с информацией.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Личностные: чувство сопереживания. | ||||||||||||||||
5. | Первичное закрепление во внешней речи | 1) Анализ по вопросам к тексту. — Кто главный герой? — Как звали его сестру? — Какой вы представляете Катю? — Каким вы представляете Костю?
— Почему случай с кошельком Костя запомнил на всю жизнь?
2) Выборочное чтение. — Перечитай 1-ый абзац текста. — Какой была старушка?
— Прочитай 2-ой абзац. — Что произошло?
— Прочитайте слова Костиной сестры. Права ли она?
— Какова главная мысль произведения?
3) Деление на части и составление плана (Слайд 8). — Сколько будет частей? Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим.
— О чём будете рассказывать в 1-ой части? во 2-ой части? в 3-ей части?
4) Обобщающая беседа. — Чему учит нас рассказ Е. Пермяка «Случай с кошельком»? — Кто бы из вас хотел оказаться на месте Кости? Почему?
5) Чтение по ролям. — Давайте определим действующих лиц.
— Е.А. Пермяк родился на Урале. Прожил там более 30 лет. Ещё в детстве он познакомился с жизнью заводов, приисков Урала. Е.Пермяк изучил пять ремёсел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Большинство его произведений посвящено труду, взаимоотношениям в семье.
— А какие произведения Е. Пермяка вы знаете?
— Вот эти произведения Е. Пермяка я советую вам взять в библиотеке и прочитать во внеурочное время. |
— Мальчик Костя. — Катя. — Строгая, справедливая. — Честный, умный, маленький. Ответы детей.
— Седенькая, хроменькая.
— Старушка выронила кошелёк с деньгами. Чтение отрывка.
— «Так ведь быть честным – это твоя обязанность, а не заслуга».
— Три. Чтение по частям. План: 1. Старушка выронила кошелёк. 2. Обида мальчика. 3. Быть честным – долг каждого. (запись в тетрадь)
Ответы детей.
— Быть честным, воспитанным, добрым. Ответы детей.
— Автор, старушка, Костя, Катя.
— «Дедушкины очки», «Чужая калитка», «Пичугин мост», «Торопливый ножик» и др. | Регулятивные: работа по алгоритму; контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные умения, структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
| ||||||||||||||||
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | 1) Индивидуальная работа (Слайд 11). – Собери пословицу из слов «дана», «жизнь», «на добрые», «дела».
— Прочитайте, что у вас получилось?
— Что дано человеку? — Для чего? — Для каких дел?
— Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему? — Для чего дана жизнь человеку? — Запишите пословицу в тетрадь (с. 38, № 4).
2) Творческая работа. — Нарисуй план рассказа (рабочая тетрадь с. 37, № 3) |
— «Жизнь дана на добрые дела». — Жизнь. — Жизнь дана для дел. — Для добрых.
Ответы детей.
| Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение. | ||||||||||||||||
7. | Рефлексия деятельности (итог урока) | 1) – Что нового узнали?
— Кто автор? — Что вам понравилось на уроке? — Что больше всего запомнилось? — А что показалось трудным? — Удалось вам сохранить хорошее настроение?
— Оцените свою работу (Слайд 12): — справился — сомневался — не справился — У кого ? ? ?
2) Выставление оценок.
3) Домашнее задание (Слайд 13):
(Слайд 14). | — Познакомились с рассказом «Случай с кошельком». — Е. Пермяк Ответы детей.
Дети оценивают свою работу карточками-знаками. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия.
Личностные: смыслообразование. |
Используемые источники:
1. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Часть 2. М.: Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ», 2012 г.
2. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. Рабочая тетрадь № 2. М.: Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ», 2012 г.