учитель начальных классов БОУ ВО «Грязовецкая (специальная) школа-интернат II вида
Конспект урока по чтению 2 класс II отд. и 3 спец. класс
Тема: Обобщающий урок по теме «Весна»
2010 г.
Цель урока:
обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы.
Задачи:
-сформировать целостное представление об изученной теме;
-развивать формирующиеся в ходе чтения умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы;
-развивать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения;
-развивать творческое воображение, слуховое восприятие;
-обогатить и расширить словарный запас,
-воспитывать экологическую культуру – бережное отношение к природе.
Средства обучения:
детские эмоции, аудиозапись (шум воды, крик грачей), элементы конструктивной картины (солнышко, небо, цветы, птицы, деревья, трава, река с льдинками), тексты в учебнике, иллюстрации птиц и деревьев, словарные таблички, элементы костюмов зайца и белки, кроссворд «Птицы», «цветочная» карточка, рисунки детей.
Ход урока.
Организационный момент:
Прозвенел для нас звонок,
Начинаем наш урок!
-чтение с губ:
Какой сейчас урок?
Покажите, какое настроение у вас сейчас?
Прокомментируй своё настроение …….
— работа за экраном:
Как ты слышишь,….?
Яна, спроси у Кристины …..( Назови весенние месяцы)
2. Объявление темы:
— Катя, спроси у меня ….(Что мы сейчас будем делать на уроке чтения?)
— Сегодня на уроке мы будем повторять тему.
Выберите из данных слов, название темы, которую мы изучали на уроках чтения.
Тема: «Школа» «Весна»
«О животных» «Зима» «Что такое хорошо»
-Дополните наше предложение: Сегодня мы будем повторять тему….. «Весна»
3. Развитие речи и слухового восприятия:
I. Речевая гимнастика:
— Как мы будем говорить на уроке?
-Давайте скажем правильно предложения:
Зашумела вода в реке.
На деревьях кричат грачи.
II. Прослушивание аудиозаписи
(крик грачей, шум воды)
— Будем слушать запись.
— Что ты услышала,…..
Итог:
….., скажи, что мы сейчас делали?
4. Обобщение и повторение произведений.
Создание конструктивной картины.
Ответы на вопрос, работа с учебником
-Сегодня на уроке мы составим картину о весне. Чтобы её составить, нужно правильно ответить на вопрос.
Вспомните, как много мы прочитали рассказов об этом прекрасном времени года.
Первое задание:
— Прочитай и дай ответ на первый вопрос, ……
Какое небо весной?
(ученик отвечает на вопрос и прикрепляет к полотну деталь картины)
— На нашей картине появилось голубое небо.
— Прочитай и дай ответ на второй вопрос, ……
Как светит весеннее солнышко?
(ученик отвечает на вопрос и прикрепляет к полотну деталь картины)
— Найдите в учебнике рассказ , в котором нам автор сообщил об этом.
Итог:
— Что появилось на картине? Какое небо весной? Какое солнце?
Чтение стихотворения наизусть.
— Прочитай и дай ответ на третий вопрос, ……
Как тает снег?
— Отчего снег тает быстро?
— Вспомните, какое хорошее стихотворение С. Маршака мы учили наизусть.
… , расскажи ребятам стихотворение
«Снег теперь уже не тот….»
(ученица рассказывает стихотворение наизусть)
-Как рассказала стихотворение, Яна?
-Кто нарисовал рисунок к этому стихотворению, покажите всем.
Выразительное чтение стихотворения «Ледоход».
Давайте прочитаем 4 вопрос хором:
Что происходит на реке?
Автор пишет: На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
-Как называется это весеннее явление?
— Кто видел ледоход на реке?
— Какие чувства он у вас вызвал?
-Что вы о нём узнали и запомнили?
-В нашей теме мы учились читать выразительно стихотворение «Ледоход».
— Найдите это стихотворение в учебнике.
Прочитайте выразительно ….. и ……
(чтение двумя ученикам стихотворения выразительно по строкам).
-Что вам понравилось в чтении девочек?
-Кто нарисовал рисунок к этому стихотворению, покажите.
Итог:
— Что мы поместим на нашу картину?
— ….., расскажи, что ты видишь на картине?
Работа в парах. «Цветочная» карточка.
Давайте самостоятельно прочитаем 5 вопрос:
Чем покрывается земля?
Какие цветы можно встретить весной?
— Найдите в теме ответ на наши вопросы.
(дети находят в рассказах ответ на этот вопрос и зачитывают предложения).
— Молодцы, а теперь вы будете работать в парах:
«цветочные» карточки.
Задание, подпишите как называются эти цветы.
Самостоятельно сравните ваши ответы.
Итог:
— За ваши правильные ответы, прикрепите на нашу картину первые весенние цветы.
-…, что тебе больше всего нравится на нашей картине?
Подробный пересказ рассказа «Май».
— Прочитай громко 6 вопрос, ……
Какие деревья весной?
-Назовите третий месяц весны.
— Вспомним, что же нас ждёт в мае.
-Догадайтесь, какое название дерева здесь зашифровано?
оль.а, ос.н., б.р.з., ч.р.м.х., к..н.
— Найдите это дерево на иллюстрациях?
-Что происходит с деревьями весной?
….., расскажи подробно рассказ «Май» с опорой на картинки.
Итог:
— Что мы теперь должны прикрепить к нашей картине?
— Что сейчас делала ….
Разгадывание кроссворда «Птицы»
-Послушайте 7 вопрос:
7. Какие птицы прилетают весной из тёплых стран?
Чтобы на него ответить, нам нужно разгадать кроссворд «Птицы»
(работа у доски коллективная)
Для какой птицы люди строят домики?
Самая первая птица, прилетающая весной.
Перед какой птицей стало стыдно девочке из рассказа?
Песня этой птицы звонко льётся над полями.
— Молодцы, птицы украшают нашу землю своим пением.
Итог:
-Кого не хватает на картине? Давайте украсим картину птицами.
— …., тебе нравится наша картина?
— Что больше всего нравится?
Драматизация отрывка из сказки «Как заяц и белка друг друга не узнали».
Отгадывание загадки:
-Послушайте загадку и скажите, кто это?
В дупле живёт Летом серенький
Да орешки грызёт. Зимой беленький.
— Из какого произведения они к нам пришли? Найдите его в учебнике и прочитайте название.
Давайте вспомним эту сказку.
(Драматизация отрывка учащимися)
— Скажите, почему белка и заяц не узнали друг друга?
Животные не узнали друг друга потому что,…….
Посадите наших героев на картину.
Кто нарисовал рисунок к сказке?
Итог урока.
-Ребята, посмотрите, какая красивая картина у нас получилась.
— Назовите, что вы видите на ней.
-Давайте закроем глазки и мысленно окажемся на нашей картине.
Нужно вспомните правила, которые должны соблюдать все люди в природе.
(чтение правил поведения в природе.)
— не рвите цветы; — не ломайте деревья;
не обижайте птиц
-Понравился ли вам урок?
— Какой этап урока запомнился больше всего?
— Покажите ваше настроение от урока.
Самоанализ урока чтения для учащихся
2 класс II отд. и 3 спец. класса.
Урок проводился по учебнику «Чтение 1 класс». Авторы: Т.С. Зыкова, Н.А. Морева, учебник для спец. (корр.) обр. учреждений I вида, М., Просвящение 2007 г.
Урок спланирован по теме «Весна» как урок обобщение по изученным произведениям.
Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы.
Задачи:
-сформировать целостное представление об изученной теме;
-развивать формирующиеся в ходе чтения умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы;
-развивать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения;
-развивать творческое воображение, слуховое восприятие;
-обогатить и расширить словарный запас,
-воспитывать экологическую культуру – бережное отношение к природе.
Средства обучения: детские эмоции, аудиозапись (шум воды, крик грачей), элементы конструктивной картины (солнышко, небо, цветы, птицы, деревья, трава, река с льдинками), тексты в учебнике, иллюстрации птиц и деревьев, словарные таблички, элементы костюмов зайца и белки, кроссворд «Птицы», «цветочная» карточка, рисунки детей.
Данный урок связан с темой по самообразованию « Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха на уроках чтения».
Содержание занятия соответствует программным требованиям данного года обучения и возможностям учащихся (уровень общего и слухоречевого развития).
Анализ организации учебного процесса урока.
Кратковременность оргмомента, быстрое включение всех детей в деловой ритм урока послужило стимулирующим введением в учебную деятельность, создало эмоциональный настрой и обеспечило необходимую мотивацию. Ребятам предъявлялись организационные фразы, дети определили и прокомментировали эмоциональный настрой на урок.
В уроке имеют место логические переходы от одного этапа к другому. Порядок следования этапов был определён согласно составлению конструктивной картины «Весна».
Система предлагаемых вопросов и заданий позволила выявить как имеющиеся трудности в восприятии, так и степень обогащения читательского опыта.
Выполнялись психолого-гигиенические, эстетические требования( смена динамических поз, культура речи, виды деятельности).
Время урока использовалось рационально, отступления от плана урока можно отнести к индивидуальным особенностям учащихся данного класса.
На уроке использовались элементы игровой технологии и элементы развивающего обучения (создание условий для развития и проявления познавательной активности, раскрытие личных знаний и опыта обучающихся, создавались ситуации общения на уроке, предлагалось сформулировать выводы, результат выполненного задания).
Анализ дидактической и методической деятельности.
С целью обобщения детьми учебного материала проводилась работа на основе зрительно-слухового восприятия с использованием словаря, иллюстраций.
На уроке развивалось умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, читать выразительно.
Имела место фронтальная и парная форма работы учащихся.
Создание конструктивной картины «Весна», рисунки детей по теме определили степень осознанного изучения темы.
Использование «цветочной» карточки при работе в парах явилось экономичным по времени.
Деление учащихся и работа в парах строилась на основе индивидуально-дифференцированного подхода.
Задавались вопросы, позволяющие раскрыть личный опыт детей по теме.
Использование игровых форм создало условия для проявления познавательной активности школьников.
Инсценировка отрывка из сказки, чтение стихотворений наизусть и выразительно явилось развитием эмоционально-эстетической сферы.
Анализ деятельности учащихся.
На уроке чтения сочетались словесно-наглядно-практические способы деятельности учащихся, умеренная смена видов учебной деятельности.
Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельности подчинены цели и задачам урока и соответствуют уровню обученности учащихся 2-3 класса.
На протяжении всего урока отмечена высокая активность и работоспособность учащихся.
Школьники показали хороший уровень понимания прочитанного, эффективно использовали в устных ответах полученные ранее знания по теме.
Учащиеся показали умение организовать свою деятельность на рабочем месте во времени и в соответствии с заданной целью урока, умение работать в парах, мобилизировать себя на восприятие и обобщение материала.
Учащиеся класса показали хорошие навыки выразительного чтения, умения устно выражать отношение к прочитанному и увиденному и впечатление от прочитанного (детские эмоции).
Урок достиг поставленной цели.