Учитель начальных классов: Рыспаева А.Б., СОШ №39 г.Павлодара
2 класс Литературное чтение | |
Тема урока: | Малые фольклорные жанры. Песни, заклички, считалки. |
Цель: | Ознакомить с малыми жанрами фольклора: Песни,заклички,считалки. |
Задачи:
| — ввести понятие «фольклор», обогатить знания учащихся видами и формами малых жанров устного народного творчества; — развивать интерес и способности детей к творчеству; — прививать уважение к народному творчеству. |
Источники | Учебник 2 класса «Литературное чтение» стр.21-22, 24-25. |
Дополнительная литература | Словарь Ожегова, Песни. Заклички. Считалки. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Организационный момент. Приветствие. | Покажите свое настроение в начале урока, поднимите полоску Красная – отличное настроение, готов работать, желтая – хорошее настроение, но не настроен на работу, Зеленая – настроение плохое, не хочу работать. | Дети поднимают полоску и объясняют свой выбор. |
Мотивационный этап. Психологический настрой на урок. | Упражнение «Приветствие». «Солнышко» Деление на 3 группы (3 вида фантиков:1 группа –зелёные, 2 группа – жёлтые, 3 группа -красные) | Танцуют под весёлую песенку «Солнышко», повторяя за ученицей. Рассаживаются в группы по 8 человек. |
Разработка правил работы в группах | — Мы поделились в группы, давайте составим правила, которые нам помогут хорошо работать на уроке и не мешать друг другу. | В группах обсуждают, записывают на листе. От группы выступает один ученик. Другие слушают и оценивают «согласны» (большой палец вверх) «не согласны» (большой палец вниз). |
III. Введение в новую тему.
| Что такое фольклор? Знакомо ли вам это слово? Прочитайте в учебнике на с.21
3 ученика-спикеры работают со словарём. находят и читают в словаре, пользуются интернетом.
| Самостоятельно читают и отвечают: Фольклор –в переводе с английского языка «народная мудрость». Из века в век, из уст в уста передавались песни, пословицы, поговорки, загадки, сказки. |
| Презентация: «Фольклор». | Просмотр разделов: «Песни, заклички, считалки.». |
| — Сегодня мы познакомимся с малыми жанрами фольклора, а Алёнушка нам поможет.
| В класс входит Алёнушка в русском национальном костюме, с лукошком в руках. Алёнушка вынимает из лукошка куклу и поет:Баю-баю-баиньки, Прибежали заиньки: — Спит ли ваша девочка, Девочка-припевочка? — Уходите, заиньки, Не мешайте баиньки. |
| — Что делала Алёнушка? — Какую? -Какое настроение вызвала у вас эта песня? В колыбельных песнях матери обещают детям что-то хорошее, предсказывают будущее. Колыбельные очень ритмичны, ритм песни совпадает с покачиванием колыбели. | — Она пела песню. — Колыбельную.
|
| Учитель предлагает познакомиться с казахской колыбельной песней.
| Поёт красавица Айслу в народном костюме: Элди, элди ақ бөпем, Ак бесікке жат, бөпем! Жылама, бөпем, жылама, Жілік шагып береін. Майын жесең тоясын, Жылауынды қоясың. |
| Работа в группах. 1 группа. 1. Какие бывают песни? 2.Прочитать казахскую колыбельную народную песня настр.21,ответить на вопросы:
3.Составьте кластер колыбельныепесни.
2 группа: 1. Что такое закличка? 2.Прочитайте заклички, подготовьте выразительное чтение. 1.Солнышко, солнышко, С чистой водицей, С шелковой травицей, С лазоревым цветом, С теплым летом!
3. Разучить и показать 1 закличку.
3группа 1.Что такое считалка? 2. Прочитайте считалки:. 1. Бегал заяц по болоту, Он искал себе работу. Да работы не нашел, Сам заплакал и пошел. 2.Раз, два, три, четыре, Пять, шесть, семь, восемь Ходит бабка с длинным носом, А за нею дед. Сколько деду лет? 3. Ты — хомяк, на землю бряк, А ты — хорек, встань в уголок, Ты — зайчишка, прыг да скок. Ты — лисица, ах, певица! Ты — охотник, пиф-паф! Ой, беда! Разбегайтесь, кто куда ! 4.Встали мыши в хоровод И танцуют — прыг да скок. Раз, два, три, четыре, Уши выше, лапы шире. Кот Василий услыхал И мышей всех разогнал! 3. Проведите их с одноклассниками. | Работа в группах. 1 группа -колыбельные, игровые, Читают в учебнике с.21, с 22 Самостоятельно, в паре.
— Это значит качать малыша, убаюкивать. — Мама любит своего малыша и своим пением она показывает свою любовь. Составляют кластер
2 группа. Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Читают самостоятельно, в парах.
Выбирают в группе одну закличку, разучивают , готовятся к выступлению. —Это малый жанр устного народного творчества в стихотворной форме. Считалки нужны для распределения ролей в игре.
Выступление .Игры со считалками. |
Физминутка музыкальная |
| Движения под музыку «Друзья» показывает девочка |
Оценка работы групп | Ребята оцените работу своих товарищей: Возьмите стикер своего цвета (1 группа –зелёные, 2 группа – жёлтые, 3 группа -красные) напишите свое имя. Приклейте свой стикер на лист той группы, выступление которой вам понравилось больше всех. (Свою группу не выбирать.) -Почему ты выбрал именно эту группу? (спрашиваю выборочно) | Пишут свое имя. Приклеивают свой стикер на лист той группы, выступление которой им понравилось больше всех.
Объясняют свой выбор: Эту группу я выбрал потому, что…… |
Домашнее задание. | 1. Запомнить определения произведений малых фольклорных жанров. 2. Подготовить закличку, считалку. колыбельную песню. 3.* Расспросите своих бабушек, мам – какие колыбельные песни они вам пели в детстве, какие считалки, заклички знают. Подготовьте и расскажите в классе.
| Записывают в дневник. |
Рефлексия : | — Ребята, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока:Было легко и интересно – зелёный цвет.Было трудно , но интересно – жёлтый цвет. Было трудно и неинтересно – красный цвет.
— Объясните свой выбор.
| Ребята, закрашивают ту часть круга, которая соответствует их впечатлению от урока.
Ответы детей: Было легко и интересно, потому что…Было трудно , но интересно потому что…Было трудно и неинтересно , потому что…. |