Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Новодугинская средняя общеобразовательная школа»
Новодугинского района Смоленской области
Конспект урока
по литературному чтению во 2 классе
«В. Ю. Драгунский «Заколдованная буква»
подготовила учитель начальных классов
Савицкая Инна Сергеевна
с. Новодугино
2013 г.
Тема урока:
В. Ю. Драгунский «Заколдованная буква»
Цели урока: познакомить детей с писателем В. Ю. Драгунским, его рассказом «Заколдованная буква»; заинтересовать учащихся чтением книг Драгунского; развивать навыки осознанного, правильного чтения; развивать творческие способности детей путём инсценировки.
Оборудование: выставка книг В. Ю. Драгунского, портрет писателя, индивидуальные карточки, учебник по литературному чтению.
Ход урока
1. Организационный момент.
— Сегодня на уроке вам понадобятся: учебник по литературному чтению, ваша светлая голова с умными мыслями, ваше внимание и умение правильно вести себя на уроке.
2. Проверка домашнего задания.
— На дом вам было задано подготовить выразительное чтение сказки «Орёл и овечка» Дональда Биссета.
1) Чтение сказки Дональда Биссета «Орёл и овечка».
2) — За что Мэри проучила орла?
3) Работа на индивидуальных карточках с последующей самопроверкой.
Игра «Найди пару»
Осеева Борис Владимирович
Барто Самуил Яковлевич
Заходер Валентина Александровна
Маршак Агния Львовна
— Кто выполнил без ошибок? Кто допустил 1 ошибку? 2 ошибки?
3. Подготовка к восприятию нового материала.
— Ребята, когда вы сегодня вошли в класс, то обратили внимание, что на выставке появились новые книги. С автором этих книг мы впервые сегодня встречаемся на страницах нашего учебника, но его имя многим из вас знакомо. Давайте хором прочитаем фамилию, имя и отчество этого писателя. (Дети хором читают надпись на доске) Драгунский Виктор Юзефович. – На перемене у вас была возможность рассмотреть книги Драгунского. Можно ли по рисункам на обложках книг сказать, о ком пишет Виктор Юзефович?
Драгунский по профессии был актёром и работал в московских театрах. Несколько лет Виктор Юзефович работал клоуном в цирке. Драгунский очень любил детей, поэтому писал для детей и о детях. — А кто читал произведения Драгунского?
Инсценировка отрывков из рассказов «Друг детства», «Он живой и светится».
— Здорово!
— Здорово!
— Ого! Где достал? А он сам набирает песок? Не сам? А сам сваливает? А ручка? Для чего она? Её можно вертеть? Ого! Дашь мне его домой?
— Нет, домой не дам. Подарок. Папа подарил перед отъездом.
— Не дашь самосвал?
— Отвяжись, Мишка!
— Ну, хочешь, я дам тебе плавательный круг?
— Он у тебя лопнутый.
— Ты его заклеишь!
— А плавать где? В ванной? По вторникам?
— Ну, была не была! Знай мою добрость! На!
( Вертит в руках спичечную коробку)
— Ты открой её, тогда увидишь!
— Что это, Мишка? Что это такое?
— Это светлячок. Он живой, не думай.
— Мишка, бери мой самосвал. Навсегда бери, насовсем. А мне отдай эту звёздочку, я её домой возьму.
— Папа, купи мне грушу!
— Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку.
— Нет, папа, не съедобную грушу! Ты купи мне, пожалуйста, обыкновенную кожаную грушу!
— А тебе зачем?
— Тренироваться! Потому что я буду боксёром и буду всех побивать!
— Сколько же стоит такая груша?
— Пустяки какие-нибудь. Рублей десять или пятьдесят.
— Ты спятил, братец. Перебейся как-нибудь без груши. Ничего с тобой не случится.
— Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. Погоди-ка одну минуточку!
(Вытаскивает медведя)
— Вот! Это тот самый, что тебе тётя Мила подарила. Хороший Мишка, отличный. Живот какой толстый! Чем не груша? Ещё лучше! И покупать не надо! Давай тренируйся сколько душе угодно!
— Если вам захочется узнать, что произошло дальше, обязательно прочтите эти книги.
Беседа по правилам пользования книгой.
Учитель демонстрирует учащимся потрёпанную книгу.
— Ребята, если вы прислушаетесь, то услышите, как плачет эта книга. Как вы думаете, на что она жалуется? Давайте повторим правила обращения с книгами.
— Книги брать только чистыми руками;
— нельзя загибать уголки страницы, нужно пользоваться закладкой;
— нельзя вырывать страницы, рисовать на книгах;
— нельзя читать во время еды, книгу можно запачкать.
— Молодцы, ребята. Я надеюсь, что на вас книги жаловаться не будут.
4. Работа над новым материалом.
— Сегодня на уроке мы будем читать произведение В. Ю. Драгунского «Заколдованная буква». Давайте выполним упражнение, чтобы при чтении вы сделали как можно меньше ошибок. Выполняется упражнение перед текстом (с. 69).
Попутно учитель объясняет значение некоторых слов.
Домоуправление – организация, которая управляет домами.
Заактировать – составить документ, который называется акт.
Шпиц – острый кончик верхушки.
Дворник, поставить «на попа» — выяснить значение этих слов дома.
5. Физкультминутка.
Руки за спинку, головки назад.
Глазки пускай в потолок поглядят.
Головки опустим – на парту глядим.
И снова наверх – где там муха летит?
Глазами повертим, поищем её,
И снова читаем. Немного ещё.
6. Работа над новым материалом.
— Героя всех произведений Виктора Юзефовича Драгунского зовут Дениской, потому что так звали его сына. Догадайтесь, как зовут других детей в этом произведении.
Игра «Восстанови имя, читая только подчёркнутые буквы».
БТМЛГОИРВШУЦЙКФЧЫА
АБЖХЛУСЁЮЧНЖДЮКТВОЕА
Знакомство с текстом в виде прослушивания чтения учителем.
— Как выдумаете, ребята, это сказка или рассказ?
Чтение рассказа детьми в форме игры «Читай до первой ошибки».
7. Итог урока.
— Что нового узнали на уроке?
— Что повторили?
8. Оценивание работы детей на уроке.
9. Домашнее задание.
Прочитать рассказ, ответить на вопросы № 2, 3, 4.
Список использованной литературы
В. Даль. Толковый словарь русского языка для детей. — «Эксмо», 2008.
В. Драгунский. Денискины рассказы. – Москва: «Астрель», 2000.
Драгунская А. В. О Викторе Драгунском. Жизнь, творчество, воспоминания друзей. – Москва: 1999.
Кубасова О. В. Любимые страницы. Учебник по литературному чтению для 2 класса. – Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2009.
С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. – Москва: «Аз», 1996.