Муниципальное казенное образовательное учреждение «Казанцевская средняя общеобразовательная школа»
Урок литературного чтения в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века». Учитель – Синчукова С.Г.
А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»
Цели урока:- познакомить детей со стихотворением А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя,…»;
— учить детей выражать свои мысли и чувства словами, делиться впечатлениями (развитие речи);
— воспитывать чувство прекрасного, любовь к поэзии.
Задачи урока:- учить находить средства художественной выразительности в лирических текстах;
— учить передавать эмоциональное настроение в лирическом произведении, выразительно читать;
— ввести понятие олицетворения;
— формирование умения коллективно обсуждать прочитанное, высказывать свое суждение
— формирование навыков сравнения, анализа, умения делать выводы;
— формирование познавательного интереса к предмету
Ход урока
Основное содержание деятельности учителя | Деятельность учащихся | |
Эмоциональный настрой Цель: создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия произведения Тема, цель урока
Первичное восприятие текста
Цель: обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому произведению;
Проверка первичного восприятия Введение понятия «олицетворение»
Цель: оценка качества самостоятельного восприятия текста; корректировка задуманного учителем хода анализа текста; Словарная работа Устное рисование
Физминутка для глаз
Работа над художественно-изобразительными средствами стихотворения и выразительностью
Собственное восприятие художественного текста
Заучивание стихотворения по картинам Рефлексия
– Домашнее задание (на выбор):
| -Здравствуйте, ребята, Здравствуйте, мы друг другу сказали Что особенного мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте, больше ведь ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? И на капельку радостней сделалась жизнь.
Ну и скажем «Здравствуйте» великому русскому поэту А.С. Пушкину. Над произведением которого мы будем работать на уроке (слайд 2) И также ласково (жест в сторону портрета) Пушкин будет смотреть на своих потомков, говоря: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!». — Что вы знаете об А.С.Пушкине? — Какие сказки он написал? -Чем его сказки отличаются от сказок других писателей?
— Многие художники, поэты, писатели, композиторы посвятили свои произведения одному из самых красивых времён года — зиме. Сегодня на уроке мы узнаем, как в своих произведениях описывал зиму великий русский поэт А. С. Пушкин Тема нашего урока: отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Вот север, тучи нагоняя…» Давайте, определим задачи урока
— Мы будем читать стихотворение А. Пушкина и попытаемся посмотреть на зиму его глазами, почувствовать его сердцем. — Совершим путешествие в далекое, далекое прошлое. В то время, когда жил А.С. Пушкин. (Слайд3)
– Никогда еще зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – багровые кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил. Он предчувствовал скорую ее гибель…. Вечером он долго не мог заснуть…. В трубе гудел ветер. Пушкин вышел на крыльцо. Звезд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег. Приводит с собой зиму… Утром он увидел еще ярче белый свет. Ветки деревьев наклонились под снегом. Снег лежал на них шапками. Как чудо явилась зима. И по– новому нарядила, украсила природу.
— Послушайте отрывок из романа «Евгений Онегин» и попробуйте представить себе картины, которые описывает А. С. Пушкин (учитель читает отрывок «Вот север, тучи нагоняя…») — Какие картины возникли перед вами, когда вы слушали стихотворение? — Какую картину зимы нарисовал поэт? Как назвал зиму? Почему зима-волшебница? Подберите синонимы к слову волшебница. Какие волшебства совершила зима? Что она сделала? Подчеркните в тексте слова (пришла, рассыпалась, повисла, легла и т.д.) — Но ведь зима — явление природы и по-настоящему идти, повиснуть, лечь, резвиться не может. — Зима совершает действия как человек, она в стихотворении — живое существо. В литературе такой приём называется олицетворение — оживление персонажа. Найдите в учебнике определение и прочитайте его — Кто ещё в стихотворении действует как живое существо? (север) Как о нём говорит поэт? (Он дохнул, завыл.) — Перечитайте стихотворение (работа с учебником). — В тексте встретились малознакомые слова и выражения. Как вы думаете, что они обозначают? (слайд 5) Брега, недвижная река, пелена, проказница
— Люди пытаются изобразить зимнюю природу по-разному. Композиторы рисуют её с помощью звуков, писатели и поэты с помощью слов, а художники это делают с помощью красок. Представьте себя художниками. Нарисуйте устно иллюстрации к строкам этого стихотворения. (Слайды 6 -17- дети устно рисуют картины к данным строкам стихотворения)
Слайд18
Подумайте, на сколько частей можно разделить стихотворение? -Прочтите первую часть стихотворения. -О чем говорится в этой части?
-Где надо сделать паузу? Правильно, ребята, после слова «завыл», так как дальше говорится не о севере, а о зиме. -Прочтите вторую часть, какие слова во второй части следует выделить голосом? — Какое предложение необходимо отделить от предшествующей части паузой и почему? (И рады мы проказам матушки- зимы — показывает, как приход зимы действует на человека. Мы рады зиме, как долгожданному гостю). Обычно мы говорим: река, покрытая льдом, застывшая река. А как у Пушкина?
Брега с недвижною рекоюСравняла пухлой пеленою…
Послушайте как читает это стихотворение Олег Табаков – артист театра и кино (Слайд 4)
— Как мы будем читать это стихотворение? — Правильно. Тон не может быть заунывным, он скорее торжественный: — Отметьте слова, которые необходимо выделить при чтении. — На какие знаки препинания необходимо обратить внимание при чтении? Сделайте разметку стихотворения. (Работа в парах)
— В стихах всегда передаётся настроение человека. Тот, кто пишет о природе, невольно наделяет её теми чувствами, что испытывает сам. Какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение? — Прочитайте выразительно стихотворение, пользуясь разметкой. (Слайд19)
(Несколько человек читают стихотворение. Остальные учащиеся отмечают правильно ли читающие расставили в стихах паузы и выделили главные слова; чувствуется ли при чтении детей музыкальность стихотворения.)
— Кто сможет рассказать стихотворение по данным иллюстрациям? (слайды 20-32)
Над каким произведением работали на уроке? Сделайте модель обложки этого стихотворения
За что на уроке вы могли бы похвалить своих товарищей? Себя?
А я хочу похвалить вас за активную, творческую работу и говорю вам «Спасибо за работу» (Сдайд34)
Вот и закончилась наша зимняя сказка. Но вы еще не раз встретитесь с ней, если побываете в зимнем лесу, полюбуетесь легким полетом снежинок, серебристым инеем и тогда невольно всплывут слова Пушкина: « И рады мы проказам матушки зимы». И может тогда вам захочется написать свою сказку о красоте зимней природы и ее волшебстве.
выучить стихотворение написать сказку о зиме нарисовать картину к стихотворению.(слайд33) | Звучит лирическая миниатюра В. Солоухина
Ответы детей
Высказывания детей
Звучит музыка П.И. Чайковского «Ноябрь».
Обмен впечатлениями
Ответы детей
Дети дают свои определения
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
(радостно, торжественно).
(темп чтения ровный, четкий)
Чувства наслаждения от красоты природы
|