«Зима недаром злится…».
Ф.И.Тютчев
Цели: 1) способствовать полноценному
восприятию учащимися произведения;
2) формировать систему читательских
умений, особое внимание, уделив умению
сопоставлять художественные образы;
3) совершенствовать навык чтения, обучать
выразительному чтению;
4) познакомить учащихся с русскими
обычаями;
5) воспитывать умение чувствовать прекрасное.
Оборудование: мультимедийная установка, сказочный персонаж Петрушка, карточки с кроссвордами, карточки с тестами.
Ход урока
Организационная часть.
Основная часть.
— Сегодня на уроке мы поговорим с вами о том, как провожают зиму и встречают весну. Узнаете, с какими птицами в руках принято встречать весну. Увидите, того, кто был главным героем всех ярмарок. Вы познакомитесь с новым стихотворением. А в конце урока нам предстоит решить кроссворд. Но для этого нужно быть очень внимательным и наблюдательным.
1) Подготовка к первичному восприятию.
— Вот и подходит к концу самое суровое время года. Наступил последний зимний месяц – февраль. Зима была холодная, морозная, но, не смотря на это, много хороших воспоминаний оставила она о себе.
— Расскажите, о своих самых ярких впечатлениях от этого
времени года.
— Как много хороших воспоминаний оставила в вашей памяти зима. Мне же хочется обратиться к нашей истории, к традиции праздновать проводы Зимы.
— Кто из вас знает, как называется этот праздник?
— Что вы знаете о праздновании Масленицы?
— Во время масленичной недели проходили различного рода развлечения. В больших деревянных балаганах (помещения для народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами) давали представления во главе с Петрушкой.
Звонкий голос Петрушки был слышен на всю ярмарку.
(Показываю Петрушку)
— Добрый день, судари и сударушки!
— Красные девицы! Добры молодцы!
— Зазываем гостей – и девиц и парней.
.(Показ, с помощью мультим. устан., эпизодов народных гуляний на Масленицу.)
На улицах попадались большие группы ряженых в масках .Наиболее важным днём масленичной недели было воскресенье. В России этот день называли Прощёным. Это был день, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причинённые им обиды и неприятности. Во всех домах накрывали столы с вкусной едой, пекли блины. Взрослые и дети катались на санках, устраивали народные гуляния. Основным эпизодом были «проводы Масленицы». В России к этому дню делали чучело Зимы из соломы или из тряпок и несли за село. Выйдя за село, чучело либо сжигали, либо топили в проруби. Это действие означало гибель Зимы под лучами весеннего солнца.
Существовал и другой обычай – призыв весны. Призыв весны начинался в начале марта. Дети влезали на крыши амбаров, выходили на ближайшие холмы, на пригорки и оттуда причитывали:
Весна, Весна красная!
Приди, Весна, с радостью,
С великою милостью!
— Давайте и мы с вами выучим эту закличку. (Речевая разминка).
А когда прилетали жаворонки, люди пекли из теста изображения этих птичек, обмазывали их мёдом, золотили им крылья и головы и с такими самодельными «жаворонками» ходили закликать Весну.
— А сейчас я познакомлю вас со стихотворением Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»
2) Первичное восприятие. Чтение стихотворения учителем. (Показ слайдов с репродукциями весны и зимы.)
3) Проверка первичного восприятия.
— Понравилось ли вам стихотворение?
— Кто является главными героями этого стихотворения?
4) Словарная работа. (На доске.)
— Как понимаете смысл слов:
взбесилась – пришла в ярость, сильный гнев;
нудит – принуждает, заставляет уйти.
5) Постановка учебной задачи.
— Прочитайте стихотворение и подумайте, в каком образе предстаёт Зима и Весна у Тютчева.
6) Вторичное восприятие. Самостоятельное чтение учащимися стихотворения.
Физминутка.
7) Анализ.
— Почему слова Весна и Зима написаны с большой буквы?
— Какие слова подтверждают ваш ответ? Найдите слова, называющие действия. (ответы учащихся)
(Находят слова в тексте, а затем выставляют карточки с этими словами на доску.)
Зима Весна
злится стучится
хлопочет гонит
ворчит хохочет
взбесилась шумит
пустила умылася
У Тютчева нет застывших картин природы, на наших глазах происходит постоянное её изменение и обновление.
— Прочитайте ещё раз первую строфу. Почему Зима «недаром злится»?
— Как встречает Весну всё живое в природе? Найдите и прочитайте эти строчки. Почему всё вокруг так радуется приходу Весны? Как нужно читать эти строчки?
— Найдите и прочитайте те слова и словосочетания, которые помогут нам увидеть Зиму и Весну такими, какими их видел поэт.
— Давайте подумаем теперь, как мы будем читать это стихотворение. С каким чувством будем читать? Всё ли одинаково?
— В каком темпе будем читать это стихотворение: быстро или неторопливо?
— А где будем делать небольшие остановки при чтении?
(В конце каждой строки и там, где стоят знаки препинания.)
— Какие слова будем выделять голосом при чтении стихотворения?
(Дети читают по строчке, выделяя голосом слова, обсуждают, пробуют, спорят.)
— А теперь, когда мы подготовились к выразительному чтению, давайте прочитаем его по частям.
(Дети читают по частям и коллективно оценивают чтение каждого ученика, делают замечания, стараются повторно прочитать ещё лучше.)
-Приготовьтесь прочитать стихотворение целиком. Кто лучше прочитает?
(Чтение каждого ученика обсуждается, оценивается.)
8) Выразительное чтение стихотворения.
9) Обобщение.
— Вот и подходит к концу наш урок. Сейчас мы проверим, кто же из вас был сегодня самым внимательным и наблюдательным. Давайте ответим на вопросы и заполним кроссворды, которые лежат перед вами.
— Кого Ф.И.Тютчев называл «прекрасным дитём»?
— Как называется праздник, когда прощаются с Зимой?
— Каких птиц пекли из теста, и зазывали, с ними весну?
— Кто написал стихотворение «Зима недаром злится…»?
—
10) Итог урока.
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Д/з. Выучить стихотворение наизусть. Нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению.
(Если останется время можно предложить сочинить сказку о Зиме и Весне )