Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 10» V вида
г. Новокузнецка
Конспект урока по развитию речи
во 2 классе
«Перелетные птицы»
подготовила
учитель начальных классов
Макарова Оксана Владимировна
Новокузнецк, 2012
Урок развития речи
во втором классе специальной (коррекционной) школе V вида
по теме: «Перелетные птицы»
Цели: повторить о видах птиц, уточнить знания учащихся о строении птиц, о перелетных птицах, закрепить в словаре обобщающее понятие «перелетные птицы», формировать грамматический строй речи; продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопрос, строя предложения из 4-6 слов, развивать зрительное восприятие, внимание, мышление учащихся , воспитывать в детях любовь и бережное отношение к живой природе.
Оборудование: картинки, фонограмма пение соловья, листы с домашним заданием.
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться
Введение в тему урока
Учитель: Ребята, посмотрите, у вас на столах конверты. Откройте их. Что вы видите?
Дети: Это птицы
Учитель: Верно, это картинки с изображением птиц.
Посмотрите внимательно на них и подумайте, изображение какой птицы здесь лишнее?
Дети: Сорока.
Учитель: Правильно, почему именно эта птица лишняя?
Дети: Птицы петух, гусь и гусенок – это домашние птицы, а сорока – зимующая.
Учитель: А теперь посмотрите на вторую картинку. Подумайте, какая птица лишняя?
(Картинки с изображением вороны, воробья, скворца, синицы.)
Дети: Скворец.
Учитель: Кто может объяснить, почему эта птица лишняя?
Дети: Потому что она перелетная.
На доске:
Учитель: Ребята, кто здесь изображен?
Дети: Птицы.
Учитель: Ребята, а какие это птицы?
Дети: Перелетные.
Учитель: Как вы думаете, о ком сегодня на уроке мы будем говорить?
Дети: Мы будем говорить о перелетных птицах.
Учитель: Запишите число и тему урока: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ.
Работа по теме урока.
Учитель: Почему этих птиц мы называем перелетными?
Дети: Потому что они осенью улетают в теплые края, а весной возвращается.
Учитель: Птицы улетают на юг собираясь в стаи. Летят клином, стаей, косяком.
Учитель: Запишите в тетрадь слова: КЛИН, СТАЯ, КОСЯК и зарисуйте схематически.
Учитель: Назовите еще известных вам перелетных птиц.
Уточнение представлений о строении птиц.
Учитель: Посмотрите на доску.
Учитель: Чем похожи птицы?
Дети: У всех есть клюв, крылья, ноги, хвост, тело покрыто перьями, все птицы летают, клюют.
Учитель: Как называются эти птицы?
Дети: Это воробей и грач
Учитель: Чем отличаются эти птицы?
Дети: различие в размерах туловища, клюва, ног.
Учитель: Молодцы, посмотрите на следующую картинку. Как называются эти птицы?
Дети: ласточки скворец.
Учитель: Чем отличаются эти птицы?
Дети: различие окраски оперения.
Учитель: Как называются эти птицы?
Дети: Воробьи и ворона.
Учитель: Чем они отличаются?
Дети: Воробьи чирикают, а вороны каркают.
Учитель: Ребята, а теперь закройте глазки.
(Включается запись пения птиц)
Учитель: Что вы услышали сейчас?
Дети: Пение птиц.
Учитель: А кто из вас знает, какие птицы так красиво поют?
Дети: Соловей.
Учитель: Верно, соловей, а еще ребята, поют свои песни скворец и жаворонок.
Учитель: А как вы думаете, как можно назвать птиц, которые поют песни?
Дети: Певчие.
Учитель: Молодцы. Ребята, а кто из вас знает, какую пользу приносят нам птицы?
Дети: Птицы едят насекомых.
Учитель: Верно, птицы едят вредных насекомых. Посмотрите, какой вред могут приносить насекомые растениям.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что бы было, если бы птицы не помогали растениям и деревьям?
Дети: Многие растения бы погибли, был бы плохой урожай (возможны другие варианты ответов).
Учитель: Молодцы, ребята. Птицы оберегают сады и леса от вредителей.
Упражнение для профилактики зрительного утомления “Стрельба глазами”.
(Данное упражнение выполняется по словесной инструкции учителя.)
Вверх – вниз, вправо – влево
Влево – вверх , вправо – вверх
Влево вниз – вправо – вниз.
Локти на столе, подбородок зафиксирован.
Упражнение «Один-много».
Журавль-журавли, кукушка-кукушки, утка- утки, цапля-цапли, грач-грачи, скворец-скворцы и т.д.
Упражнение «Назови ласково»
Скворец-скворушка, журавль-журавушка, лебедь-лебедушка, кукушка-кукушечка, утка-уточка, соловей-соловушка и т.д.
Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения.
Аист большой, а соловей …. У аиста длинная шея, а у кукушки ….
У соловья серая грудка, а у ласточки …. Аист белый, а грач ….
Упражнение «Скажи одним словом»: Закончи предложения по образцу.
У аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим.
У грача острый клюв, поэтому его называют… (остроклювым).
У соловья звонкий голос, поэтому его называют … (звонкоголосым).
У ласточки хвост длинный, поэтому ее называют … (длиннохвостой).
У журавля длинный клюв, поэтому его называют … (длинноклювым).
У грача черное крыло, поэтому его называют … (чернокрылым).
Физкультминутка “Улетают – улетел”
Скоро белые метели
Снег поднимут от земли,
Улетают, улетают, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел,
Аист крыльями полощет,
Улетает, улетел.
Упражнение «Рассмотри и назови»: Ваня учился фотографировать птиц. Но, когда он напечатал фотографии, оказалось, что птицы на них получились не полностью. Рассмотри Ванины фотографии и отгадай, каких птиц он фотографировал. Составь предложения по образцу: «На этой фотографии ласточкино крыло».
Упражнение «Исправь ошибки»: Посмотри на картинки и исправь ошибки.
Скворец на скворечнике. (В) Скворец вылетел в скворечник. (Влетел)
Аист улетает из поля. (С) Аист прилетает с поля. (Улетает)
Скворец вылетел от скворечника. (Из) Скворец влетает из скворечника. (Вылетает)
Учитель: Запишите эти предложения в тетрадь правильно.
Итог урока.
Учитель: О ком мы говорили сегодня на уроке?
Учитель: Почему птиц надо охранять и заботиться о них?
Дети: Птиц нужно охранять и заботиться о них, потому что они приносят пользу человеку.
Учитель: Названия каких перелетных птиц вы запомнили?
Домашнее задание.
Игровое упражнение «Танины марки». Таня коллекционирует марки. В ее коллекции много марок с изображениями птиц. Найди одинаковые марки, соедини их линиями между собой. Назови птиц, которые на них изображены. Какие это птицы? Обведи в синий кружок марки с изображениями зимующих птиц, в зеленый — перелетных, а в красный — домашних. Составьте и запишите в тетрадь предложения о перелетных птицах.
Список использованной литературы
1. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 3. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2005, 2005. – 32 с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
https://www.gusli.su/12_pesen_solovya/ – пение соловья