Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №34
г. Мурманск
Конспект урока по внеклассному чтению
«Стихи А.Барто»
1 класс
подготовила
учитель начальных классов
Притворова Вера Андреевна
г. Мурманск
2012
Пояснительная записка
Предлагаю конспект урока по внеклассному чтению, посвящённому творчеству А.Л.Барто. Рекомендую учителям при подготовке к занятию учесть, что в сборниках этой писательницы многие стихи уже не современны и не будут понятны детям, поэтому лучше порекомендовать учащимся, что почитать и выучить наизусть. Например:
«В школу»
«По дороге в класс»
«Серёжа учит уроки»
«Муха»
«Звонки»
«Я выросла»
«Маляр»
«Я расту»
«Зубки режутся»
«Почему телефон занят»
«Дело было в январе»
«В защиту Деда Мороза»
Урок внеклассного чтения «Стихи А.Барто»
1 класс
Цели:
Познакомить с творчеством А.Барто.
Учить выразительному чтению стихов, артистическому исполнению.
Учить анализировать, давать свою оценку поступкам героев произведений.
Расширять словарный запас учащихся, учить связной речи.
Воспитывать трудолюбие, скромность, ответственность и другие хорошие качества на примерах героев стихотворений писательницы.
Подготовка к уроку:
Подготовить выставку книг.
Рекомендовать детям стихи для заучивания наизусть.
Разучить с детьми или подготовить фонограмму песни «Любитель-рыболов».
Подготовить инсценировку стихотворения «В театре».
Вступление.
— Каждый ребёнок и взрослый знает эти стихи:
«Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу…»
«Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик…»
«Я люблю свою лошадку.
Причешу ей шёрстку гладко…»
Для многих из нас «Игрушки» — одна из первых книг детства. Кто-то по ней научился читать.
Автор этих строк Агния Львовна Барто, замечательная детская писательница. Я вам немного расскажу о ней.
Свои первые стихи А.Барто принесла в издательство, когда ей было 19 лет. Стихи получили высокую оценку редактора. Когда книжка вышла, её сразу раскупили. Она была интересна и взрослым и детям.
Каждый год появлялись новые книги А.Барто. Дети их не только читали, но и заучивали, разыгрывали на сцене.
Однажды, выступая перед детьми в Колонном зале, Агния Львовна произнесла строчку «Уронили мишку на пол…» — дальше продолжить не удалось – зал дружно проскандировал стихи до конца.
Готовясь к сегодняшнему уроку, вы прочитали много стихов А.Барто. Узнали интересные истории о разных детях. Героев своих писательница не придумывала. Они пришли в книжки из реальной жизни. Пришли такими, какими А.Барто увидела их в детском саду, в школе, в семье.
Викторина
— А теперь посмотрим, кто много прочитал и сумеет определить, из каких стихов А.Барто я вам прочту строчки.
«Кому охота в Новый год
Попасться в лапы к волку!» («Дело было в январе»)
«Но тут сама
Открылась дверь,
И вдруг я вижу –
Входит дед.
Он с бородой,
В тулуп одет». («В защиту Деда Мороза»)
«Всё сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу». ( «В театре»)
«Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг». («Любочка»)
«Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал.
Папа бросился в догонку –
У дверей его догнал». («В школу»)
«Но тут её Никита спас,
Он проявил отвагу.
Сказал: — Иди спокойно в класс!-
И отогнал дворнягу». («По дороге в класс»)
«- Как много стали задавать!-
Вдруг он сказал сердито.
Сижу над книжкой до сих пор
И всё не выучил озёр». («Серёжа учит уроки»)
«Ну, а если единица,
Он тихонько в дверь стучится». («Звонки»)
«Деревянную посуду
Я пока дарить не буду». («Я выросла»)
«Ну наконец сарай готов!
Мой дедушка так рад». («Маляр»)
Выступления детей. После выступления каждого ученика – вопрос по содержанию. Дети обсуждают поведение героев стихотворений, высказывают своё мнение.
Исполнение или слушание песни «Любитель-рыболов».
А.Барто знаменита не только стихами. Она написала несколько пьес для детского театра. По её сценарию были сняты кинокомедии «Подкидыш», «Слон и верёвочка» и др.
Вместе с композиторами она создала несколько шутливых песен. Например, «Любитель-рыболов». Сейчас мы её с вами споём.
Рассказ учителя.
-Я продолжу свой рассказ об Агнии Барто. В годы Великой Отечественной войны многие дети остались сиротами, но не у всех из них родители погибли. Дети потерялись во время эвакуации, во время бомбёжек.
Агния Львовна однажды побывала на празднике в детском доме. О своих впечатлениях она написала поэму «Звенигород» и вскоре получила такое письмо от одной читательницы: «Читала «Звенигород и думала: а может, и моя Ниночка всё-таки жива, выросла в хорошем детском доме».
А.Барто заинтересовалась судьбой девочки. Обратилась в специальные организации с просьбой помочь отыскать её. И вот после многолетней разлуки мать встретила свою 18-летнюю дочь. В московском журнале появилась заметка об этой встрече.
И незнакомые люди стали присылать писательнице письма с просьбой найти детей, потерявшихся во время войны.
Боль чужих людей, их горе, Агния Львовна восприняла как свою беду. Она занялась розыском пропавших. Несколько сотен семей соединила писательница.
Впоследствии обо всём этом она написала интересную книгу – «Найти человека!»
Инсценировка стихотворения «В театре».
Итог занятия.
Список использованной литературы
А.Барто «За цветами в зимний лес» — М.: Издательство «Детская литература», М., 1970.
Разумневич В. Книги на всю жизнь. Рассказы о творчестве современных детских писателей. М., «Просвещение», 1975.
Серия «Школьная библиотека» А.Барто «Где живёт герой?» — М.: Детгиз, 1959.