Конспект урока
Тема урока: Проблема семьи, долга, любви в «Повести об отцах» Нины Куратовой и в рассказе К. Паустовского «Телеграмма».
Цели урока:
Познавательные:
— уметь выразительно читать и анализировать прозаический текст, устанавливать связи между духовным миром героев и жизнью страны;
— владеть коммуникативными умениями.
Развивающие: показать, как исполнена авторами гражданская и прозаическая миссия Нины Куратовой и К.Паустовского, как история страны преломляется и отражается в их героях;
Воспитательные:
— воспитание гражданской позиции у подростков, таких личностных качеств, как мужество, стойкость, любовь и верность семье в экстремальных ситуациях;
— выяснить, что такое истинный гуманизм в жизни каждого человека; что главное в жизни женщины: ее личное счастье или ее служение другим во имя счастья?
— способствовать формированию уважения к историческому прошлому страны, создание активной жизненной позиции.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Вид урока: урок-знакомство с творческой биографией писательницы, анализ повести и рассказа.
Оборудование: мультимедийная установка, «Повесть об отцах», рассказ «Телеграмма», словарь С.И.Ожегова, использование регионального компонента.
Методические приёмы: сообщения учеников, анализ произведений, беседа, составление кластера..
Особенность роли учителя: урок-презентация с представленным в мультимедийной форме информационным материалом сопровождает как рассказ учителя, так и заранее подготовленных учеников ученика.
Словарная работа: гуманизм, экстремальная ситуация,
Ход урока.
Краткая биография Н.Куратовой. (Презентация)
Сообщение подготовленных учеников.
2. Анализ произведений
? Кто являются главными героями?
?Какие проблемы поставлены автором в «Повести»?
? Подумайте и скажите, в какие ситуации ставит своих героев Нина Куратова?
? Где развиваются события? Кто герои?
(в коми деревне, где «не гремят орудия, не летают фашистские бомбардировщики, не падают бомбы».
? Почему, на ваш взгляд, произведение названо «Повесть об отцах»?
(писательница больше времени сосредотачивает на мужских характерах, особенно интересен Васька-кузнец. В коми селах встречаются обращения к взрослому человеку с прибавлением суффикса «к». В русском языке обращение «Васька»- пренебрежение, уменьшительный оттенок, а коми- ласкательный).
? Какие проблемы поставлены в повести Н.Куратовой?
? На чем должны основываться человеческие взаимоотношения? Какие они в данной семье? (на взаимной любви и доверии. Рая. спустя много лет, признается себе, что она любила отца больше всех. С.71-72 текста
? Что это за семья?
(Она радостно готовит ужин, а отец степенно сидит за столом, следит за порхающей матерью. Шутки, смех, веселье — в свободные минуты. Отец играл на балалайке, пел).
? Как складывались отношения с людьми? В чем видит писательница истоки этой дружбы?? Какими чертами характера наделила Куратова своих героев? Как показаны герои в экстремальных условиях?
(война… моральные страдания людей, причиняемых войной; похоронка на Василия-кузнеца, нет писем от учителя. Горе убило молодую женщину).
Расскажите о дальнейших событиях жизни.
Женщина-труженица. Какая она? (твердость характера, мужество, вера в собственные силы, доброта. Она заменила мать сиротам).
Составление кластера
? осудила ли свою мать Рая, ведь она была еще мала? (Поняла, не осудила мать за «измену» памяти отца, она знала, что учитель — хороший человек. Детским умом старается понять учителя. С.82 (зачитать).
? Сильны ли эти люди? Правильно ли они поступили?? Что принесла война героям произведения?
-Письмо с фронта Василия-кузнеца. Какие чувства проявились у этих людей?
(Нравственная чистота, чувство долга, мудрость женщины, знание характера мужа удержали Дарью от сообщения на фронт о втором замужестве. Удержала от неверного шага Дарья и Василия- учителя.
? О чем прежде всего думала женщина?
О счастье детей. Долг перед детьми, необходимость сохранения семи.
? А каким вернулся Василий-кузнец? Оказался ли он сильным, узнав правду?
С.87 -89 текста
? Какова концовка повести? Учитель умер, Василий в один день собрался и уехал, чтобы помочь Дарье.
? Стал ли родным отцом для детей учителя Василий-кузнец?
? Что хотела писательница показать в образе Василия- кузнеца?
? В чем заключается истинный гуманизм в жизни человека.? В чем своеобразие рассказа?
?А что ценит в людях К.Паустовский? Вспомните рассказ «Телеграмма», который мы с Вами уже читали, анализировали. Попробуем сравнить с «Повестью об отцах». Что сближает эти произведения? (тема: взаимоотношения детей и родителей)
? Почему рассказ назван «Телеграмма», если речь идет о взаимоотношениях матери и взрослой дочери? Телеграмма… слово-то какое! В «Повести…» Рая, получив телеграмму: « Отец при смерти приезжай», спешит в родительский дом, «вылечим. выходим, не дадим умереть…», а Настя…?
— «Телеграмма». Их две. Какую из них имел в виду автор и почему?
Доброта. Какая она должна быть?
Настя. Она секретарь в союзе художников. У нее много работы, конкурсы, выставки. Даже письмо матери некогда прочитать. А мать ждет, надеется.
Чтение письма.
? Как Настя относится к своей работе ?Как автор относится к Насте. (Он подчеркивает самолюбование Насти. Глаза — зеркало души человеческой.
? Почему Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд скульптуры Гоголя (олицетворение- художественный прием). А почему именно Гоголя?
Гоголь — сатирик, который легко угадывал человека. «А письмо-то в сумочке не распечатанное… Эх, ты, сорока!». И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри, доброта ее показная, ненастоящая, не как у героев Нины Куратовой.
? От чего предостерегает нас К.Паустовский? Во что верит автор? (от беспамятства, нелюбви. Когда мы забываем в суете повседневности о главном; верит автор в ее искреннее раскаяние и исправление, ведь Настя (греческое)-воскрешающая).
? Кого из героев рассказа можем назвать сердечным, душевным? (чувствуется симпатия и любовь автора к простым сельским жителям; это земля «любимая», родная для тех, кто здесь родился, рос, работал. И поэтому она разделяет их скорбь)
? Потеряна ли связь времен и поколений в рассказе? (да, любя искусство, служа ему, Настя могла бы сделать многое для увековечивания памяти своего дедеушки, и тогда бы связь времени и поколений не прервалась.Настя могла стать значимой на земле своих предков. Катерина Ивановна не терзалась бы вопросом: что будет с домом после ее смерти)
? Какую библейскую заповедь нарушает Настя? («Чти отца и матерь твою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле» (пятая заповедь Божия)
Вот как просто писал поэт В.Берестов:
Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Вот эту – то опору в жизни потеряла Настя. От карьеризма пострадала ее душа.
Рефлексия. Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?
Что Вам в этом помогло?
Какие трудности возникли?
IV. Итоги урока. Оформите краткую запись в любой форме
Вывод. Проанализировав два произведения, мы не должны забывать о самых близких, самых родных, которые так нуждаются в вас, а то может оказаться поздно. «Будь человеком»- говорит Паустовский.- За добро плати добром!» Будьте ими.
Домашнее задание: написать сочинение на свободную тему: «Я хочу Вам рассказать…»
Использованная литература:.
1. Нина Куратова «Горсть солнца». Повести и рассказы. Перевод с коми. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1980.-240с.
2. Н.Куратова — первая коми-писательница-прозаик.
3.Журнал «Литература в школе» №6 -1996г.
4.Приложение к журналу «Литература в школе» №2-2002
4