Нечипоренко Любовь Николаевна
преподаватель
КГАОУНПО «Профессиональный лицей №40»
Город Ачинск, Красноярский край
Конспект урока – рассуждения в 11 классе
по рассказу М.А. Шолохова « Судьба человека»
Цели: — повторить и закрепить знания студентов по рассказу Шолохова «Судьба человека»;
— в процессе коллективной работы доказать, что главный герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» — Андрей Соколов – настоящий герой;
— развить у студентов логическое мышление, умения рассуждать, доказывать;
— воспитать чувство патриотизма, долга, смелости.
Оборудование урока:
интерактивная доска
На интерактивной доске появляется эпиграф к уроку, который комментируют обучающиеся в начале урока.:
«С врагом сражаться не впервые,
Нам покоренными не быть,
Мы поклялись самой России
И выстоять, и победить»
В. Инбер
ХОД УРОКА:
(На интерактивной доске фотография М.А. Шолохова и Андрея Соколова- героя его рассказа «Судьба человека»)
Слово преподавателя:
ребята, давайте представим, что в этой аудитории сегодня присутствуют иностранные гости, они мало знакомы с творчеством русских писателей и не верят тому, что многие художественные произведения настолько правдивы, что по ним можно учиться жизни и с положительных героев брать примеры для подражания. Давайте постараемся им это доказать. На предыдущем уроке мы познакомились с рассказом Шолохова «Судьба человека», и сегодня я предлагаю вам урок-рассуждение, в результате которого мы должны прийти к общему мнению, что этот рассказ является книгой мужества, а его главный герой достоин подражания. Начинаем рассуждать по поводу истории создания рассказа «Судьба человека».
На экране вопросы на повторение материала:
Что подтолкнуло М. Шолохова к написанию рассказа «Судьба человека»?
Почему Шолохов напечатал рассказ «Судьба человека» только через 10 лет после его написания?
Почему рассказ Шолохова «Судьба человека» можно назвать исповедью?
Откуда у Шолохова такие подробные знания о Великой Отечественной войне?
Слово преподавателя:
теперь поговорим о композиции рассказа «Судьба человека»
Сначала дадим определение слова «композиция», пользуясь словарями.
Затем студенты дают ответ на вопрос, как построен рассказ Шолохова «Судьба человека», и из скольких частей он состоит, приводят примеры
Группа учащихся делится на три подгруппы.
Первая подгруппа готовит краткий рассказ о том, как сложилась судьба А. Соколова до войны,
Вторая подгруппа готовит рассказ о том, как сложилась жизнь героя во время войны,
Третья подгруппа готовит сообщение о жизни героя в послевоенное время после войны
В первой подгруппе обсуждаются такие вопросы:
1. Каким Андрей Соколов был мужем, отцом, главой своего семейства?
2. Всегда ли он был положительным героем?
3. Отличалась ли судьба героя от судеб других людей страны?
Каждая подгруппа обращает внимание на такие стороны жизни главного героя, начиная с его детства, которые могут быть доказательством тому, что Андрей Соколов – настоящий герой.
Преподаватель:
Андрей Соколов ДОМА. Казалось бы, надо жить и радоваться, но война не оставляет Соколова в покое и наказывает снова его.
А КАК?
Ребята вспоминают содержание книги и поясняют, какая беда свалилась на плечи нашего героя, и был ли он одинок в своей беде.
Рыдала земля, оплакивая своих погибших сыновей и дочерей. Криком кричала от боли!
А ПОЧЕМУ? Ведь война уже заканчивалась.
Похоронив в немецкой земле последнюю свою радость и опору в жизни, Соколов потерял все… А ЧТО ИМЕННО?
Обучающиеся приводят примеры из жизни Андрея Соколова, как он переживал потерю близких ему людей.
9 мая 1945год.
Что это за день? После ответов учащиеся смотрят фрагменты фильма «Летят журавли».
Конец войне. Люди возвращались домой с разными чувствами. А почему?
Что мешало людям быть счастливыми?
После войны жизнь Андрея Соколова стала скучной и неинтересной, бессмысленной и однообразной. Хотелось одного – УМЕРЕТЬ. Но, надо было как-то жить.
И Соколов продолжал жить. Но как?
Учащиеся приводят примеры из текста рассказа » Судьба человека »
И снова фрагмент фильма. Учащиеся смотрят отрывок из фильма » Судьба человека «о встрече Соколова с маленьким осиротевшим мальчиком, которая на героя произвела глубокое впечатление.
Что решил в отношении малыша для себя А.Соколов?
( зачитываются страницы книги)
Итак, практически мы еще раз коснулись судьбы А.Соколова, почему же этого героя можно назвать человеком с несгибаемой силой воли?
Можно ли назвать героя рассказа Шолохова «Судьба человека» — Андрея Соколова героем?
Соответствует ли содержание рассказа правде?
Чему же учит молодое поколение эта книга?
В конце урока всем присутствующим предлагается написать сочинение-миниатюру «Смог ли я вынести достойно то, что перенес А. Соколов во время Великой Отечественной войны?»
Преподаватель: война никого не делает счастливым, а почему?
Первый счастливый день для Андрея Соколова. Он с большим удовольствием бегает по магазинам, делает покупки.
ЧТО ЖЕ ПРОИЗОШЛО С ГЕРОЕМ РАССКАЗА, КОТОРЫЙ ЕЩЕ ВЧЕРА ГОТОВ БЫЛ УМЕРЕТЬ?
Наступили дни, когда Соколов начал жить со смыслом, еще болела душа, ныло сердце, снились родные, близкие ему люди, но появилась маленькая надежда, появился смысл—- ради кого жить.
Зачитываются последние строчки рассказа, которые комментируются учащимися.
Рефлексия урока. Учащиеся поясняют, что они взяли для себя полезного с урока, что им понравилось, а что нет, дают оценку своей работе.
Общий вывод:
Домашнее задание: написать небольшое резюме по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека».
Подведение итогов.
Домашнее задание:
Ответить на вопрос, что требует современная армия от молодых людей?