Конспект Урока развития речи 3 класс «Дикие животные: ёж»

Фамилия имя отчество автора:Мальцева Мария Валентиновна

Место работы: ГБОУ «Тверская школа-интернат №1»

Должность автора: учитель начальных классов


Конспект Урока развития речи

(3 класс VIII вида)

Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Мальцева М.В.

Тема: «Дикие животные: ёж».

Цели:

Образовательные задачи:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Домашние животные».

  • Дать понятие о диких животных на основе знакомства с ежом.

  • Проверить умение выявлять отличительные признаки домашних животных от диких.

  • Учить различать и выделять в словосочетаниях имён прилагательных.

  • Закрепление навыка моделирования рассказа – описания.

Коррекционно-развивающие:

  • Корригировать внимание путём выполнения упражнений «Найди соответствия», «Кто где живёт?».

  • Коррекция и развитие связной устной речи при составлении рассказа по предложенному плану и при работе над деформированным текстом.

  • Корригировать слуховое восприятие и воображения посредством дидактических игр «Узнай по описанию», «Отгадай загадку».

  • Коррекция и развитие мыслительной деятельности при установлении логических и причинно-следственных связей посредством выполнения дидактических игр «Исключи лишнее», «Рассеянный художник», «Когда это бывает?»

  • Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса через знакомство с многозначностью слова «иголка» и при образовании словосочетаний к слову «овца»

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к предмету.

  • Воспитывать бережное отношение к природе, животным.

Программа:

  • Программа специальных образовательных учреждений 8 вида под редакцией Воронковой В.В.

  • Учебник Худенко Е.Д., Тереховой И.А. «Знакомство с окружающим миром». Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида; АРКТИ, 2004.

Тип урока: комбинированный.

Технологии: Технологии коррекционно-развивающие Е.Д. Худенко, элементы здоровье сберегающей технологии В.Ф. Базарногосмена динамических поз – работа за конторкой; технология личностно-ориентированного обучения: разноуровневые задания.

Оборудование: интерактивный комплекс, слайдовое сопровождение к

уроку; предметные картинки «Дикие животные».

Дидактический (раздаточный) материал: индивидуальные карточки «Внешний вид ежа», шаблоны ежа, предметная наглядность: ветка ели

швейная иголка; карточки с деформированным текстом.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой на работу.

Долгожданный дан звонок – начинается урок.

Улыбнёмся солнышку: «Здравствуй, золотое!»

Улыбнёмся птичке: «Приходи, весна!»

Улыбнёмся дождику: «Лей как из ведра!»

Пожмём друг другу руки и пожелаем удачи и добра.

(Коррекция эмоционально-волевой сферы)

II. Зарядка для языка.

(Подготовка органов речи (губ, языка) к работе)

— На уроке нам придётся много говорить.





— Чтобы чисто говорить, надо с язычком дружить. Выполним зарядку для языка.

Погулять язык собрался:

(открыть рот)

Он умылся,

(кончикам языка быстро провести по верхним и нижним зубам)

Причесался,

(несколько раз провести языком сверху вниз по верхним и нижним зубам; высунуть его вперёд и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся,

(провести языком по губам – «облизнуться»)

Вправо, влево повернулся,

(повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез,

(опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз — и в ротике исчез.

(спрятать язык во рту).


III. Повторение, обобщение и систематизация понятий.

Упражнение «Исключи лишнее». (Слайд №2)

1. — Посмотрите на экран.

К.рова С.бака Л.са Лошад.

— Назовите животных, которых видите.

— Вставьте пропущенные буквы.

— Кто здесь лишний? Почему?

— В какую группу можно объединить оставшихся животных? Почему их так называют?

(Коррекционное упражнение по формированию умственных и практических действий и способностей анализировать и обобщать).


2. Упражнение «Рассеянный художник».

— На этом кадре мы тоже видим домашних животных, но что-то наш художник тут напутал.

— Помогите найти соответствия между животным и тем, что оно даёт человеку.

Курица – яйцо. Корова – молоко. Свинья – мясо. Шерсть — ?

— Какое животное художник забыл нарисовать?


(Коррекция воображения, анализа и синтеза)


3. Вы дома готовили мини проекты об этом домашнем животном – овце.

— Прошу представить ваш проект.

(На экране появляется план рассказа и картинка овцы. Ребята выходят к доске опорными картинками об этом животном, составляют рассказ).

  План.

1.Внешний вид.

2.  Питание.       

3. Жилище.

4.  Уход.

5.  Польза, приносимая людям.

(Учитель добавляет сведения об овце).

(Овца — это домашнее животное. Тело овцы покрыто густой шерстью. Она питается травой. За овцой ухаживает человек, из шерсти овцы получают пряжу, ткани, валенки. Из шкурок — меха (каракуль, цигейка). В пищу употребляют мясо, жир, а из молока делают сыр.)

—      Молодцы, вы правильно составили рассказ.

(Коррекция зрительного восприятия, памяти).

4. Словообразовательная работа.

— Внимание на экран. Прочитайте слова.

— Образуйте словосочетания, которые относятся к слову «овца».

(Появляются слова левого столбика. После ответов детей – словосочетания правого столбика).

Овца, сыр — овечий сыр.

Овца, кожа – овечья кожа.

Овца, мех — овечий мех.

Овца, шерсть – овечья шерсть.

Овца, полушубок — овечий полушубок.

(Коррекция слухового и зрительного восприятия на основе упражнения в узнавании и соотнесении).

5. Зрительная гимнастика. Внимание на экран. Не поворачивая головы, следите глазами за движущимся предметом.

(снятие напряжения и укрепление глазных мышц)

6. Упражнение «Когда это бывает?»

— А на экране следующее задание. Только самый внимательный с ним справится.

— Расставьте слова в правильной последовательности.

Снег Ручей Солнце

Май Март Апрель

— К какому времени года относятся все слова?

— Какой сейчас месяц на календаре? А какое число?

Если солнышко печёт —

Тает снег, ручей течёт.

(Коррекционное упражнение по формированию умственных и практических действий и способностей анализировать, классифицировать).

— Все домашние животные зимой жили в тёплых помещениях и за ними ухаживал человек, а теперь они радуются теплу, солнышку. Ведь весной вся природа оживает, наполняется весенними звуками.

IV. Введение в тему урока.

— Закройте глаза, услышьте звуки весны.

(Звучит запись «Лесные звуки».)

— Откройте глаза. Какие звуки вы услышали?

— Где их можно услышать? (В лесу).

— В лесу всегда свежий, целебный воздух.

Сделаем глубокий вдох носом.

Выдохнем 3 раза ртом.

(Коррекционное упражнение слухового восприятия направленное на интеграцию звуковой информации в целостный образ).

(На экране – лес весной).

— Назовите обитателей леса.

— Как называют животных, которые живут в лесу?

— Почему их так называют?

V. Изучение нового материала.

1. Весна внесла оживление в лесную жизнь. Животных пока не видно. Значит, они спрятались. Давайте угадаем, кто где живёт.

— Обратите внимание на экран. Вместо вопроса определите дикое животное.

(Появляются словосочетания с вопросами. После ответов учеников появляются картинки диких животных).

(Кто?) юркнула в дупло. (Белка)

(Кто?) залез в берлогу. (Медведь)

(Кто?) спрятался в нору. (Лиса)

(Кто?) шмыгнул в логово.(Волк)

(Кто?) укрылся под кустом. (Заяц)

— Прочитайте полученное предложение.

2. Предлагаю вам игру «Узнай по описанию».

— У меня на столе спрятались несколько животных (перевёрнутые картинки волка, лисы, зайца). Кто-то из вас, по желанию выберет картинку, не называя животное, подберёт к нему 3-4 имени прилагательных, характеризующих внешний вид этого животного. Ребята должны догадаться, о каком животном идёт речь.

3. «Звуковая разминка».

— Молодцы, хорошо поработали. Правильно назвали животных и точное описание подобрали. Но в лесу ещё много разных животных.

— Послушайте «голоса» обитателей леса и назовите их.

(Звучат голоса кукушки, волка, дятла, ёжика).

(Совершенствование речевого развития через способность ученика подбирать слова по заданному формальному признаку).

     —   Сердитый недотрога живет в глуши лесной    Иголок очень много, а нитки ни одной! (Ёж)

(На экране – ёж).

  4. Сообщение темы урока.

а) —   Сегодня мы познакомимся ещё с одним с лесным животным. Это: ёж.

— Как Вы догадались, что это ёж?

(Проверка первоначальных знаний по теме урока, активизация активного словаря)

б) Назовите всех членов семьи ежа.

ЁЖ – отец.

— мать.

Детёныш? (Ежонок).

Много? (Ежата).

в) – Смотрим на экран. На экране незаконченные чистоговорки. Вам надо будет четко и громко произнести каждый звук и закончить их.

(По строчке появляется на экране)

Жа – жа – жа – в лесу мы встретили … (ежа)

Жи – жи – жи у нас в лесу живут … (ежи)

Жу – жу – жу – молоко дадим … (ежу)

(Коррекция артикуляционной моторики через отработку повторяющегося звука).

Поднимите руку, кто из Вас видел ежа?

— Кто пробовал взять его в руки?

— Что сделал ёж? (Свернулся в клубок).

-Для чего ему нужны иголки?

Ребята, не всегда иголки помогают ежу спастись от врагов. Ежи очень боятся воды, поэтому лиса, например, зная это, лапкой подталкивает его в воду, он разворачивается и становится беззащитным.

-Найдите на парте предмет, который напоминает ежа. Поиграем с нашим воображаемым ёжиком.

г) Пальчиковое упражнение.

«Я с ежонком поиграю,

Меж ладошек покатаю.

Ой, колючий ты какой! (разжимают)

Ёжик, ёжик, не колись! (гладят)

Ты со мною подружись!» (сжимают обеими руками)

( Коррекция и развитие тактильного восприятия).

д) – Ребята, сейчас мы будем работать над составлением рассказа – описания ёжика.

— В помощь вам предлагается опорная таблица (у каждого лежит на парте) со словами, которые помогут описать внешний вид ежа.

тело

округлое

шея

короткая

мордочка

вытянутая

заострённая

уши

небольшие, стоячие

глаза

маленькие, чёрные

лапки

короткие

иголки

серые, длинные, острые, тонкие, колючие. Защита от врагов.

е)      ВНЕШНИЙ ВИД

—   Какой формы тело?

—   Какой формы мордочка, ушки?

—   Чем покрыто тело ежа?

—   Соберём картинку ежа.

-Посмотрите, что лежит у Вас на партах? (Геометрические фигуры).

— Назовите их. (Один большой овал, 4 маленьких, 1 треугольник)

— Начнём собирать ежа с туловища. (На экране все действия дублируются, сопровождаются визуальной картинкой).

— Возьмём большой овал. Тело округлое, шея короткая.

— У ежа есть голова, возьмём её. Мордочка вытянутая, заостренная, вся покрытая короткими серыми волосками.

— У ежа есть передние и задние лапки, возьмём небольшие овалы. Ноги короткие. На лапках маленькие коготки.

— Уши небольшие, стоячие, треугольной формы.

— Дорисуйте носик – он чёрный, и маленькие чёрные глазки.

Чёрные, как бусинки глаза, кажутся внимательными и умными, но видит он плохо, но зато у него прекрасный слух и обоняние.

Тело покрыто жесткими, торчащими иглами.

ж) ПИТАНИЕ ЕЖА

—  Мы с вами ранее читали рассказы о еже. Вспомните, чем питается еж?

Питание

Ягоды, грибы, орехи, жёлуди, корешки растений, жуки, червяки, мыши, лягушки, гадюки.

(Ёж питается личинками насекомых, жуками, червями, мышами, гадюками. Ящерицами, лягушками. К осени ежи отъедаются, и толстеют)

з)      ЖИЛИЩЕ ЕЖА

— Где живёт ёжик? Есть ли у него дом?

(На доске иллюстрация «Спячка ежа).

Жилище

Осенью в лесу, под пеньком устраивает гнездо – норку, укрывается упавшими листьями. Выпавший снег укрывает его до весны.

Учитель рассказывает: Осенью ёж устраивает зимнее гнездо. В лесу, под поваленным пнем, ёж устроился на зимнюю спячку, свернувшись в клубок. Он прикрыт опавшими листьями, ветками, мхом. Выпавший снег закрывает его до весны. Весной в ежиной норе появляются малыши. Они родятся с закрытыми глазами и ушами. Иголок на ежатах сначала нет вовсе, они появляются через час – полтора после рождения – белые, мягкие. Мать кормит их молоком.

(Коррекция зрительного восприятия, памяти)

и) Физкультминутка.

Ёжик топал по тропинке

И грибочек нёс на спинке. (Ходьба на месте).

Ёжик топал не спеша,

Тихо листьями шурша. (Дети имитируют тихую ходьбу ёжика).

А навстречу серый волк,

Ёжик наш скорей в клубок. (Дети приседают, как бы сворачиваясь клубочком).

Получился шар колючий,

День у волка невезучий. (дети встают).

Порадуемся вместе с ежиком, что ему удалось «обмануть» волка.

Физминутка с музыкальным сопровождением.

(Направлено на снятие общего мышечного напряжения через имитацию движений).

VI. Словарная работа над многозначностью слова «иголки».

1.  Послушайте внимательно загадку и скажите, о чем в ней идет речь.

Маленького роста я, тонкая и острая,

За собой я хвост тащу, носом путь себе ищу. (ИГОЛКА)

(Демонстрация предметной наглядности, рисунок на доске).

—  Верно, это швейная игла. Возьмите иглу у себя на парте.

— Опишите ее. Какая она? (стальная, острая, тонкая, блестящая) —   Что можно делать этой иглой? (Шить, вышивать, пришивать, зашивать…)

2.  — Следующая загадка.

Его так боятся дети,

Он главнейший враг на свете.

Как увидят — убегают.

Или в голос зарыдают?

(Показываю детям шприц).

— Шприц состоит из корпуса и иглы.

— Какая иголка у шприца? (Холодная, железная, острая).

3. Ещё одна загадка.

Ну и платье, сплошь иголки! Его вечно носят …  (ЕЛКИ)

— Про какие иголки идёт речь?

 (Демонстрация предметной наглядности, рисунок на доске).

Практическая работа.

— Возьмите с подноса веточку ели. Какие иголочки по форме, по цвету? Чем они пахнут?

(Зелёные, маленькие, острые, колючие, ароматные).

Вывод:   Вот видите, какое интересное слово «иголка», как много предметов называют этим словом.

(Коррекционное упражнение направлено на формирование умственных и практических действий и способностей анализировать и обобщать).

VI Закрепление. Самостоятельная творческая работа.

Работа с деформированным текстом на карточках.

— Ребята, наш ёжик принёс нам телеграммы, но по дороге некоторые слова «потерялись».

— Возьмите на партах эти телеграммы. Помогите их восстановить.

Если вы правильно вставите слова, пользуясь словами для справок, то у вас получится рассказ про ежа.

Ёж —————— животное. Живёт в ———————. Тело ежата покрыто ———————. При опасности он сворачивается в ——————.

Ёж питается насекомыми, —————-, ———————-, ———————.

Ёжик —————— животное.

(Слова для справок: дикое, лесу, иголками, клубок, мышами, червяками, полезное).

Родиону ёжик принёс индивидуальное задание: на доске собрать из частей картинку ежа и составить одно предложение. (Работает на доске).

VII. Итог урока + оценивание.

а) — С каким животным мы познакомились сегодня на уроке?

— Домашнее или дикое животное ёж?

— Что интересного вы узнали про ежа?

б) Сейчас вы сами оцените свою работу на уроке.

Красное яблочко Вы приклеите ежику, если довольны своей работой на уроке.

Зелёное – те, кто работал хорошо, но чуть – чуть затруднялся.

Жёлтое те, кто материал не понял и ему требуется помощь.

Слайд 13. (Звучит фонограмма «Песенка про ежа»)

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!!!

Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса на тему «Мёртвые души»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: