МКС (К) ОУ «Ветлужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
Урок развития устной речи в 1 классе.
Тема: Овощи: помидор.
Цель: уточнить и расширить представления детей об овощах на основе знакомства со свойствами помидора.
Задачи:
образовательные — формирование умения составлять описание предмета, отвечать на вопросы.
Коррекционно – развивающие — коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.
коррекция мышления на основе упражнений в сравнении;
Воспитательные — воспитание мотивации к учению.
Здоровье сберегающие – предупреждать переутомление детей путем смены деятельности.
Тип урока: урок изучения нового.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
картинки помидора, трафареты геометрических фигур,
цветные полоски каждому ученику.
Свежие овощи или муляжи: помидор, огурец, морковь, картошка, лук, свекла.
Презентация к уроку.
Составила Юрова Л. В. учитель начальных
классов МКС (К) ОУ «Ветлужская специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа
VIII вида»
Ветлуга 2012
Нижегородская обл.
Ход урока:
Организационный момент. Слайд 1.
Артикуляционная гимнастика. Слайд 2, 3.
а) упражнение «Бегемот» (дети широко открывают и закрывают рот)
б) «Качели» (язычок делают вверх-вниз)
в) «Хоботок» (губы вытягивают вперед)
г) « Я лошадка – серый бок (цокают 4 раза)
я копытцем постучу (цокают 4 раза)
если хочешь — прокачу (цокают 4 раза)
3.Введение в тему.
а) Работа с загадками. Слайд 4 -9.
— Отгадайте загадки, выберите отгадку на столе.
( Отгадывают загадку, затем овощ выбирают среди овощей на столе.)
— Как назвать одним словом, что это? (Овощи)
— Где растут овощи? ( На грядке, в огороде)
б) Игра «Волшебный мешочек»: достать и угадать на ощупь овощи.
( помидор, огурец, картошку, лук)
Сообщение темы урока.
— Сегодня на уроке мы узнаем об овощах и более подробно рассмотрим один из овощей. Слушаем внимательно, какой овощ я произнесу несколько раз: помидор, огурец капуста, помидор, лук, помидор. (Помидор) Слайд 11.
— Тема урока – помидор, рассмотрим форму, цвет, попробуем на вкус.
5.Изучение нового материала.
а) Анализ и описание предмета.
— Выберите среди шаблонов геометрических фигур, только те, на которые похож помидор (В классе разложены шаблоны фигур, дети ходят по классу и выбирают, похожие на помидор, фигуры (круг и овал). Слайд 12.
— Проверим, на какую же фигуру похож помидор. (Ответы детей)
( учитель прикрепляет к доске картинку помидора и под ней шаблон круга, затем овала).
б) Уточнение цвета.
— Среди цветных полосок на парте выберите ту, какого цвета помидор.
(показывают и объясняют, красный, желтый, зеленый)
Учитель прикрепляет на доску цвет помидора: полоски зеленого, красного, желтого цвета.
— Какого цвета помидор? ( На слайде 13 зеленый, красный, желтый помидор)
Дети отвечают: помидор зеленого цвета и т.д.
— Какого цвета помидор нельзя кушать? (зеленого)
6. Физкультминутка.
Между грядками шагаю, (Дети шагают на месте, высоко поднимают ноги —
Ноги выше поднимаю. на первые 3 строчки)
В огороде много гряд.
Здесь капуста и салат, (На 4 -6 строчки – наклоны вправо и влево)
Тут и свекла, помидор,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород (на последние 2 строки – бег на месте)
Нас прокормит круглый год.
в) Уточнение вкуса:
— А сейчас попробуем помидор. Но прежде чем кушать, его нужно вымыть, я это сделала заранее.
— Какой на вкус помидор? (Сладкий, сочный, кислый)
г) Упражнение в составлении описания помидора.
Учитель задает вопрос, указывая указкой на соответствующую схему.
— Что это? ( Это помидор.)
— Какой формы? (Помидор круглый, овальный)
— Какого цвета? (Помидор красного цвета, желтого, зеленого.)
— Какой на вкус? (Помидор сладкий, кислый, сочный)
д) Дидактическая игра «Назови ласково»
Дети сами выбирают любой овощ из овощей в корзинке и называют ласково ( помидор, огурец, картошка, морковка и т.д)
7. Продолжение этапа изучения нового материала.
Рассказ учителя о помидоре.
— Но прежде чем вырастить такой помидор, людям нужно немало потрудиться. Посмотрите на эти семечки, это семена. Мы сажаем их в землю в начале весны в ящики, и выращиваем рассаду. Слайд14.
Потом, в мае, когда становиться тепло высаживаем в теплицу, на грядку.
Появляются зеленые помидоры (слайд15), потом они зреют, становятся желтыми, красными. Мы идем и срываем помидор. Слайд 16.
8. Закрепление.
— Счет помидоров: один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров.
— « Один – много». Слайд 17 – 18.
Один помидор – много помидоров, один огурец – много огурцов, одна морковка – много моркови, одна луковица – много луковиц.
— Что растет на грядке? (Овощи) Слайд 19 – 20.
— Если показываю овощ – хлопаем в ладоши, другой предмет – топаем.
— Как назвать одним словом: банан, лимон, яблоко? (Фрукты)
9. Итог урока.
— Подведем итоги, чему же мы учились на уроке? Дополните мои предложения.
— Мы узнали, что в огороде на грядке растут (овощи).
— Красный, желтый, зеленый, круглый, овальный это (помидор).
— На вкус помидор (сочный, сладкий)
— Овощи перед едой нужно (мыть).
— Молодцы. Слайд 21.
Список литературы:
Е.Д. Худенко, Д.И. Барышникова «Планирование уроков развития речи в 1 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида» методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2003.
О. И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно» пособие по логопедии для детей и родителей. – Издательский Дом «Литера», 2003
Худенко Е. Д. , Кремнёва С. Н. Развитие речи: Учебник для специальных (коррекционных) школVIII вида. 1 класс.- М. :АРКТИ, 2003.