Учитель: Хохлова И.В.
Урок развития устной речи в 4 «А» классе
Тема: Рыбы. Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы.
Цель: познакомить детей с общими признаками рыб, особенностями строения, питания, передвижения;
Задачи: развивать познавательную активность учащихся, умения согласовывать слова, составлять описание предмета; развивать умение детей работать с учебником; коррекция мышления на основе упражнения в сравнении, в классификации, зрительной памяти на основе упражнений в запоминании; воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Оборудование: предметные картинки рыб речных и морских, учебник, рабочая тетрадь, «Календарь природы», раздаточный и дидактический материал, рисунок батискафа.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: словесные (беседа, фронтальный опрос, постановка проблемного вопроса, работа с книгой); наглядные (предметные картины, демонстрация, показ), практические (упражнения для коллективной и дифференцированной работы) Технологии: личностно-ориентированная, коррекционно-развивающая, здоровьесберегающая
План урока.
I. Организационный момент.
а) Упражнение по коррекции памяти
б) Работа с Календарем природы.
II.Сообщение темы и целей урока.
III.Актуализация опорных знаний и представлений.
а) Вводная беседа.
б) Упражнение в классификации
IV.Изучение нового материала.
а) Рассказ учителя.
б) Упражнения в словообразовании
V.Физминутка.
VI. Обобщение.
VII. Закрепление.
а) Программированное задание.
б) Упражнения в составлении предложений.
в) Работа в тетрадях.
VIII. Итог урока. Оценка знаний.
IX. Домашнее задание.
Тема: Рыбы. Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы.
Цель: познакомить детей с общими признаками и разнообразием рыб, особенностями строения, питания, передвижения;
Задачи: развивать познавательную активность учащихся, умения согласовывать слова, составлять описание предмета; развивать умение детей работать с учебником; коррекция мышления на основе упражнения в сравнении, в классификации, зрительной памяти на основе упражнений в запоминании; воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Оборудование: предметные картинки рыб речных и морских, учебник, рабочая тетрадь, «Календарь природы», раздаточный и дидактический материал, рисунок батискафа.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: словесные (беседа, фронтальный опрос, постановка проблемного вопроса, работа с книгой); наглядные (предметные картины, демонстрация, показ), практические (упражнения для коллективной и дифференцированной работы) Технологии: личностно-ориентированная, коррекционно-развивающая, здоровьесберегающая
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
I. Организационный момент.
а)Коррекционное упражнение
б)Упражнение в словообразовании
| Ребята, посмотрите на гостей, подарите им свои улыбки. Улыбка – это залог хорошего настроения. — Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу. Если хотите получить удовольствие от урока – прошу вас быть моими активными помощниками, слушать меня внимательно, отвечать правильно и полными ответами. Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте.
Упражнение по коррекции памяти. Запомнить как можно больше предметов.
Назови предмет во множественном числе. Один Карась- много карасей река – много рек Окунь- окуней щука- щук
|
Дети запоминают сюжетную картинку, как можно больше деталей |
II. Сообщение темы и целей урока | Ребята, жизнь — самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях, и в вечных снегах, на суше, в воздухе и воде. Кто же является одним из самых многочисленных и интересных жителей воды? Вильнёт хвостом Туда-сюда — И нет её, И нет следа. —Кто такие рыбы? |
Отгадывают загадку
Рыбы — это водные животные. |
III.Актуализация опорных знаний и представлений.
а) Вводная беседа.
б) Упражнение в классификации
| Где живут рыбы? Продолжите предложение: речными называются рыбы, …(вся жизнь которых проходит в пресных водоемах) Реках, озерах, ручьях Морские рыбы, …вся жизнь которых проходит в соленых водоемах Речные рыбы Морские рыбы Подбери слова-«родственники» к слову рыба.
| Они обитают в озёрах и прудах, в реках и в морях, в океанах и даже в аквариумах.
Распределяют рыб (морские, речные)
К слову рыба подбирают однокоренные слова |
IV .Физминутка. | Физкультминутка для тела «Рыбки». Рыбки весело резвятся В чистой тёпленькой воде. То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. То плавниками шевеля Играют в прятки больше дня. И никогда покоя Не знает дно морское. |
|
V.Изучение нового материала. а) Рассказ учителя.
Развитие слухового восприятия
б) Работа с Календарем природы. Физминутка. Упражнения для глаз.
Согласование существительных с прилагательным в роде, числе и падеже.
Упражнение в подборе слов-действий
Работа в тетрадях.
Коррекционный прием перенос способа информации на свое инд.задание
Упражнение в подборе антонимов.
Упражнение в словообразовании
Работа по учебнику.
Упражнение на согласование числительных с существительными. | Сегодня мы отправимся в подводную экспедицию, но куда я вам сразу не скажу. Догадайтесь сами. Отгадайте загадку. Течет – не вытечет, Экспедиция — это путешествие с определённым заданием. А отправимся мы в экспедицию на подводном спускательном аппарате — батискафе. Он предназначен для наблюдения за рыбами и изучения речного или морского дна. Батискаф — маленькая подводная лодка, находясь на которой, вы должны соблюдать определённые правила: Не шуметь. Быть внимательными. Отвечать на поставленные вопросы. А сейчас закройте глаза (включает аудиозапись шума моря, крика чаек). Предстоит большая исследовательская работа. Что слышите? Ветер (какой?) сильный, тихий, слабый. Волна (какая?) быстрая, высокая, бегущая. Посмотрите, какие разные рыбы. Рыбы (что делают?) (двигаются, питаются, размножаются, растут, дышат) Собрать «осколки». Давайте рассмотрим их. — Посмотрите, какие разные рыбы получились. — Скажите, из каких частей они состоят? В бортовом журнале делаем запись. Образуй новые слова. —Зачем рыбам плавники? — Найти слово с противоположным значением. Рыбка плавала в море: — Питаются ли рыбы? Чем питается? — Поиграем в игру “Замени два слова на одно” Суп из рыбы … (рыбный) Котлета из рыбы … (рыбная) Пирожки из рыбы … (рыбные) Пирог из рыбы … (рыбный) — Чем дышит рыба в воде? Вывод: дышат рыбы растворенным в воде кислородом при помощи жабр. Размножаются и растут (самки рыб выметывают икринки, — Детеныши рыб появляются из …? ( икры) — Они называются …? (мальки) — Почему детеныши рыб называются мальки? Цикл развития рыб — (икра- мальки- взрослые рыбы) Упражнение «Посчитай. 1малек , 10 …, 15 …, 25 … | Отгадывают загадку. река
Описывают погоду.
Подбирают слова признаки
Собирают рыбу из «осколков».
плавники, голова, овальное туловище, хвост, плавники покрыто чешуей, живет в воде)
Ответы детей.
(червями, насекомыми, мелкой рыбешкой, рачками, часто лакомится икринками других видов рыб).
(потому что маленькие, крошечные, их плохо видно)
|
VI. Обобщение. | Обобщающая беседа. Каковы же основные признаки рыб? -Где обитают рыбы? — А без воды они могут жить? Почему? — Как дышат рыбы? При помощи чего? — Чем покрыто тело рыб? -Чем рыбы отличаются друг от друга? Кто такие рыбы? (Животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело покрыто чешуей.)
| Жабры, чешуя, плавники, плавательный пузырь. В водоёмах. Нет. Потому что рыбы дышат кислородом, растворённым в воде. А на суше они погибают. Чешуей Формой плавников, головы, хвоста, размерами, окраской. |
VII. Закрепление. Программированное задание. Упражнения в составлении предложений. | 1)Описать по плану щуку, акулу, карася 2)Работа в тетрадях. 3) Человек научился у птиц летать. Как выдумаете, чему он научился у рыб? — Какую пользу приносят рыбы человеку? 4) В наше время рыбам живется очень трудно. И не потому, что люди их ловят и едят, а потому, что человек нарушает среду обитания рыб. А вы знаете, как человек нарушает среду обитания рыб? – Загрязнение водоемов промышленными отходами: нефть и нефтепродукты (нефть образует на поверхности воды пленку, которая не пропускает воздух, и рыбам становится нечем дышать); – загрязнение удобрениями, которые стекают с полей; – загрязнение бытовыми отходами и мусором. Мы должны научиться существовать с природой и быть ее защитниками. Так какая же у нас с вами задача?
| Описывают рыб по плану. Выполняют тест. (1гр.) (плавать, плавать на лодках, кораблях) (люди едят рыбу, она полезная, вкусная) Ответы учащихся
(Оберегать и охранять, а если необходимо, и защищать природу.) |
VIII. Итог урока. | Если я чувствовал себя как «рыба в воде», рисуете улыбающееся выражение лица, а если как сом на дне, грустное . На удочке расположите оценку, на которую вы считаете, прошёл наш урок, на которую вы поработали. |
|
IX. Домашнее задание. |
|
|