Конспект урока русской словесности по сказке К.Г.Паустовского Тёплый хлеб, 5 класс

Государственное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24 города Павлодара»

Павлодарской области Республики Казахстан












Конспект урока русской словесности
в 5 классе

«К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»



подготовили

учитель русского языка и литературы

Шопинская Людмила Петровна,

учитель русского языка и литературы

Шопинская Валентина Алексеевна















г. Павлодар
2013


Тема урока: К. Г. Паустовский. «Теплый хлеб».

Цели урока:

1)познакомить с жизнью и творчеством писателя, с его сказкой о труде и взаимной выручке, показать значение народной мудрости и народной морали в сказке, победу добра над эгоистичными чувствами;

2)развивать умение анализировать текст, давать оценку героям;

3)воспитывать любовь к труду, чувство сострадания, милосердия, помочь учащимся осознать поведение героев,

Оборудование: портрет К. Г. Паустовского, книги писателя и о писателе, иллюстрации к сказкам и рассказам К.Г.Паустовского, карточки с заданиями для групп, интерактивная доска.


Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

Рассказы учащихся о писателе.

Беседа о прочитанных произведениях Паустовского с пересказом фрагментов.

II.Мотивационный этап.

1. Слово учителя.

К. Г. Паустовский — по преимуществу лирик, и проза его лирическая. В пейзажах, в авторских отступлениях, в воспоминаниях о людях и книгах, в образах героев — всюду он выражает свое отношение к миру. Оно подчинено большой мечте о прекрасном человеке на прекрасной земле, прославлению доброты и труда. Паустовский писал очерки, рассказы, повести, а также умные и добрые сказки. Какие сказки писателя вы читали?

Понравились ли они вам? Чем?

Какие чувства вызвали у вас герои этих сказок?

2. Мини-викторина.

На ИАД иллюстрации к произведениям Паустовского. Соотнести их с названиями произведений («Стальное колечко», «Барсучий нос», «Заячьи лапы», «Дремучий медведь», «Квакша», «Тёплый хлеб»)

2. Сегодня мы познакомимся с произведением «Теплый хлеб». Давайте попробуем определить цели урока.

(Учащиеся называют цели, затем проверяют себя по записи на ИАД.)


III. Операционный этап.

1. Обсуждение сказки. (Дома учащиеся прочитали текст).

Из скольких частей состоит произведение?

Обратимся к первой части. Какой эпизод вас особенно удивил? (Рассказы учащихся)

Как зовут главного героя произведения? Каким он показан в тексте?

Как вы думаете, Филька был злой? Найдите слова, которые характеризуют героя. (Молчаливый, недоверчивый).

Как его прозвали? Почему? (Это его любимое выражение; это его формула жизни: он никого не любит, хочет отмахнуться ото всех).

А каким мы увидели Фильку в сцене с раненым конем? (Жестоким, злобным, отвратительным).

Свежие документы:  Сочинение на тему: ""Не верят в мире многие любви" (М. Ю. Лермонтов)"


2.Работа в группах. Анализ эпизодов сказки. (Задания для анализа на карточках)

1) Почему обезумела метель? Что слышал Филька сквозь ее рев?

2) Как мороз прошел по деревне, что он принес с собой?

3) Рассказ бабки о злом мужике — в лицах.


Презентация работы групп.

Как природа отреагировала на Филькин проступок? А каково ваше отношение?


Поразмышляем.

Для чего автор вводит в сказку рассказ бабки о событиях столетней давности?

Как вы понимаете слова бабки « об охлаждении сердца»?

Как Филька слушал рассказ? Можно ли предполагать, о чём он думал в это время?


3.Беседа по содержанию

Можно ли поправить злодейство? Как можно исправить зло?

Для чего автор вводит в сказку рассказ бабки о событиях столетней

давности?

Как вы понимаете слова бабки « об охлаждении сердца».

Как Филька слушал рассказ? Можно ли предполагать, о чём он думал в это время?

Когда Филька понял, что поступил очень плохо? (Когда заплакал над рассказом бабки).

Зачем побежал к деду Панкрату? Ведь он сказал: «Да ну его, Панкрата», сказал и затих. А сам побежал. Что с ним произошло? Чтобы понять это, давайте отправимся вместе с Филькой к деду Панкрату.


4. Чтение по ролям. Обсуждение эпизода.

Какую картину видит Филька? Как скрипит снег? Каким был воздух? Как идет Филька? (Дети зачитывают слова)

Вывод: холодно, страшно, но Филька идет, потому что это единственное спасение.

Что посоветовал Панкрат? Что надумал Филька? (Понял, что ребята хорошие, помогут).

Что стало бы с Филькой, если бы Панкрат и все жители села отмахнулись от него? («Да ну тебя» может сказать только очень плохой человек, и Филька это понимает.).

Как помогла Фильке старая сорока? (Ей кажется, что она разбудила теплый ветер, упросила его помочь людям. Никто не знает, правду ли она говорила).


5.Выполнение задания на стр. 95 ДМ

«Сорока — самая болтливая птица на свете». Почему автор изобразил именно эту птицу? Какова ее роль в сказке?

Задание по выбору:

1) Где проживала сорока? Нарисуйте место обитания.

2) Почему никто ее не заметил? Ведь она жила на самом видном месте. И все-таки ее кто-то заметил и даже немного испугался. Нарисуйте, кто это был.

Проверка задания. Показ рисунков и комментарии.

Как пришло спасение? (Рассказ о совместной работе, о том, как пустили в ход старую мельницу)

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Круг. Окружность"

Что бы вы придумали, чтобы исправить ошибку Фильки? Был ли такой случай в вашей жизни, когда приходилось выручать друга из беды?

Как Филька помирился с раненым конем? (Прочитать эпизод).

Прав ли Панкрат, когда говорит: «Филька не злой человек»? Как изменился Филька?


6.Анализ языка сказки.

— Найдите в сказке описание хлеба:

1) который Филька закинул в снег;

2) который злой мужик дал старому солдату;

3) который Филька протянул коню.

В каком описании больше холодных, а в каком — теплых красок? Почему?

— Индивидуальное задание: Найдите по словарю значения слова «теплый». В каком значении употреблено это слово в названии сказки?

Слово «теплый» употреблено в прямом или переносном значении? Как называется этот литературный прием? (Эпитет)

Кроме теплого хлеба есть еще и теплый ветер. Что общего между словами? Какова роль ветра в произведении?

Когда же хлеб становится теплым? (Общая радость, когда согрет теплом души).

Почему «Теплый хлеб» называется сказкой? Нам надо разобраться, в чем проявляются сказочные, а в чем реальные, жизненные мотивы произведения?

— Заполнение таблицы. Работа по вариантам.

1 вариант выписывает реальные мотивы, 2 вариант — сказочные в тетради.

Реальные мотивы

Сказочные мотивы

1. Война, раненый конь, голод, злоба людская, равнодушный озлобленный мальчик.

2. Инвалид, просящий подаяние, унижение просящего.

3. Решение Фильки идти за помощью к людям.

4. Совместная работа, труд, растопляющий льды; возвращение к жизни мельницы и всей деревни.

5. Радость прощения и примирения. Чуткость коня.

1. Мельник — колдун, свист, вызывающий стужу и наказывающий злого человека.


2. Рассказ бабки о происшествии столетней давности (легенда).

3. Сорока, летящая за помощью к теплому ветру. Ее болтовня, которой никто не верит.


При проверке учащиеся заполняют таблицу на интерактивной доске, а остальные заполняют в тетради графу другого варианта.


Вывод. Это сказка, потому что присутствуют сказочные мотивы и превращения:

  • Филька из молчаливого, недоверчивого превращается в смекалистого, эмоционального, дружелюбного;

  • погода холодная, с замерзшим воздухом — в солнечную;

  • черствый, заплесневелый хлеб превращается в теплый, с коричневой коркой.

Все персонажи взаимосвязаны: люди, животные, сама природа.

Какие выражения сказки могут быть поговорками, пословицами, выражают народную мудрость?

Флипчарт. Из написанных на доске поговорок, пословиц, выражений выбрать и прочитать выражения из сказки. Лишние убрать.

Зачем помирать? Надеяться надо.

Трещала, как пулемет.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Всем известно, что сорока — самая болтливая птица на свете.

Терпение и труд все перетрут.

Доброе слово и кошке приятно.

Бери хлеб, мирись!

От теплоты лед начал оседать.

Хлеб-соль подносить.


IV. Рефлексия.

В чем мудрость этой простой сказки? (Злое дело надо обязательно исправлять, но лучше зла не делать никому и никогда)

Какой урок извлекли из путешествия в сказку? Чему она научила? (Победа добра над эгоистическими чувствами мальчика).


Напишите пятистишие на слово добро.


V. Домашнее задание (на выбор):

1. Выписать цветообразы, звукообразы, вкусовые образы.

2. Написать мини-сочинение «Какой сказочный герой вам больше всего понравился и почему?»

3. Подготовить пересказ сказки от лица Фильки.


Список использованной литературы


1. Русская словесность: фольклор и литература. Дидактический материал для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П.Чаплышкина, А.М.Садвакасова и др. – Алматы: Атамұра, 2010.

2. К. Паустовский «Заячьи лапы». Рассказы и сказки. М.: «Детская литература», 1987.



Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. осka3ke.ru/skzkipaustovskogo
2. dic.academik.ru/dik.nsf/enc_literat…




Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: