Конспект урока «Современная женская проза (по произведению Г. Щербаковой «Женщина в игре без правил») 11 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5











Конспект урока по литературе
в 11 классе

Современная женская проза

(По произведению Г.Щербаковой «Женщина в игре без правил»)





подготовила

учитель русского языка и литературы

Курносова Елена Александровна















Петровск 2010

Курносова Елена Александровна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

МОУ СОШ № 5 г. Петровска Саратовской области

План – конспект урока

по роману Г.Щербаковой «Женщины в игре без правил».

Тема урока: «О любви, о женщине, о жизни…»

Задачи урока:

  • научить приемам целостного анализа художественного произведения;

  • расширить представление учащихся о русской прозе XX века, в частности, о творчестве Г.Щербаковой;

  • способствовать развитию логического мышления, устной монологической речи, формированию высоких нравственных ориентиров.

Оборудование: портрет Г.Щербаковой, выставка ее книг, таблица (которая заполняется учащимися), карточки с вопросами для самостоятельной работы.

Содержание карточек (работа в группах):

1 – я карточка. Психологический портрет героинь.

1. Возраст.

2. Внешность.

3.Особенности поведения.

4. Прошлое.

5. Настоящее.

2 – я карточка. Спор о женщине.

1. Мировоззрение Елены, в частности, взгляды на женщину, ее роль и место в жизни.

2. Особенности мировоззрения Марии Петровны.

3. Специфика мужского мировоззрения (Куклачев).

4. Ваше отношение к обсуждаемому вопросу.

2 – я карточка. Разговор о любви.

1. Позиция Елены.

2. Какой секрет любви раскрывает Мария Петровна?

3. Как стать любимой, по мнению Аллы?

4 – я карточка. Рассуждение о жизни.

1. Как характеризуют героини современную жизнь?

2. Какой смысл вкладывают каждая из героинь в понятие жизнь?

5 – я карточка. Что есть судьба?

1. Какова судьба Марии Петровны?

2. Какова судьба Елены?

3. Нужно ли одаривать судьбу?



Эпиграф к уроку написан на доске.

Из поколенья в поколенье вновь и вновь

Поем и плачем о тебе, любовь.

Ты тайна вечная. И как тебя постичь?

Что ты? – блаженство, мука или бич?

Соблазны ада? Божья благодать?

Как нам, любовь, самих себя познать?…

Ф.И.Тютчев.

I.Организационный момент.

II.Слово учителя.

Современное искусство часто сравнивают с бурным мутным потоком, в котором смешалось все: сиюминутное и вечное, высокое и низменное, истинное и ложное. И среди этого бурного потока всевозможностей, часто противоречивой, подчас шокирующей информации как глоток чистой родниковой воды – встреча с умным произведением, с писателем, который доверительно и мудро беседует с тобой.

Современная проза как нельзя лучше отражает реалии современности.

Среди писателей литературы конца XX века хочется выделить имя

Галины Щербаковой.

Галина Щербакова родилась и выросла на Украине. Закончив педагогический институт в Челябинске, несколько лет работала учительницей русского языка литературы, потом в газете.

«Газета – самая дальняя дорога к писательству, — считает Галина Николаевна, — журналистика затягивает и уводит в сторону», но это было давно. Сейчас у писателя Щербаковой более тридцати книг. Это по ее повести был снят одноименный фильм «Вам и не снилось».

Сегодня мы поговорим о ее романе «Женщины в игре без правил», который вы, как предполагается, уже прочитали.

III. Беседа по вопросам.

  1. Каковы ваши первые впечатления от прочитанного?

( Злободневность – но не сиюминутность;

Откровенность – но не пошлость;

Мудрость – но не назидательность).

  1. Сюжет незамысловат. Напомните его.

  2. Форма повествования? (Монолог, диалог).

  3. Остановимся подробнее на такой форме повествования, как диалог. В каких произведениях русских классиков активно используется этот прием?

  4. В чем достоинство такой формы повествования?

  5. А для чего автор использует монолог? (Возможно, это разговор с самим собой, способ разобраться в себе, подумать о судьбе).

  6. Как бы вы объяснили название романа? (Женщины в игре без правил… Прежде всего разговор о женщине, о ее жизни, ее судьбе. А если речь идет о женщине, значит, и о любви. И как все- таки жить: по правилам? играя? а может, все решает судьба?).

  7. Вот мы и подошли к главной проблеме этого романа, сквозь кото- рую просматривается и ряд других проблем. Какие же это проблемы?

(Женщина и ее место в семье и жизни, проблема любви, «возрастная» любовь, смысл и название человеческой жизни, проблема судьбы.)

Роман многопроблемен и настолько глубок, что одного прочтения недостаточно, чтобы многое заметить. Поэтому давайте обратимся к тексту и, распределив задания, оформленные на карточках, подготовимся к беседе.

IV. Беседа по карточкам.

  1. Обсуждаемые вопросы:

    1. Женщина, ее место и роль в семье, в жизни.

    2. Любовь. Имеет ли она ограничение?

    3. Жизнь. Назначение человека в жизни.

    4. Судьба. У всех одна?

2) Составление таблицы (заполняется учащимися)

Обсуждаемые вопросы

Мария Петровна 57 лет

Елена

средний возраст

Алла

15 лет







V. Итог.

В каждом возрасте своя мудрость… Галина Щербакова не пытается определить границы человеческой индивидуальности, любви, свободы, ведь эти понятия беспредельны.

— Как вы считаете, случаен ли финал романа?

(В финале романа все–таки «все по правилам». Новый день, зарождение новой жизни. И какой она будет, зависит только от женщины. В ее руках прошлое, настоящее, будущее).

VI. Рефлексия.

— Ребята, захотелось ли вам продолжить разговор с этой писательницей?

— Захотелось ли еще почитать книги Г.Щербаковой?

— Я могу утверждать, что произведения Г.Щербаковой дают представ —

ление о жизни, дают возможность выбрать правильный путь.

Поговорить об этом вы можете дома, работая над домашним сочинением.

VII. Домашнее задание. Темы сочинений.

1.Вечные темы в романе Г.Щербаковой «Женщины в игре без правил».

2. «О женщине, о любви, о жизни…» (по роману Г.Щербаковой).

3.Размышляя над прочитанным.

4.Роль мужчины в судьбе женщины.

VIII. Выставление оценок.





Список использованной литературы


  1. Абашеева М. чистенькая жизнь не помнящая зла// Литературное обозрение. – 1992.- №5-6.

  2. Агжихина Н. Парадоксы «женской прозы» // Новая волна: русская культура и субкультура на рубеже 80-90-х гг. – М.,1994.

  3. Анализ литературного произведения /Под ред. Л.И. Емельянова и А.Н. Иезуитова. Л., 1976.

4. Валикова Д. Наперекор Гендеру. Взгляд на женскую литературу

  1. итература. – 2006. -№5

5. Кайда Л.Г. Композиционный анализ художественного текста Теория. Методология. Алгоритмы обратной связи /Л.Г. Кайда. – М.: Наука «Флинта», 2000.

  1. Лотман Ю.М. Женский мир// Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 1998.

  2. Щербакова Г. Женщины в игре без правил.- М.: Вагриус.-2006.






Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Грушанский А.Интервью с Галиной Щербаковой // Учительская

Дарк О.// www.russ.ru

2.Литературная гостиная – Галина Щербакова (http://worldoflove.ru/forvt/ showthread/php?t= 10150).

3.Отзывы на книги Г.Щербаковой // www.эксмо.ru газета.- 23.12.2002.




Свежие документы:  Конспект урока литературы в 11 классе "Между любовью и любовью распят мой миг, мой час, мой день, мой век..." (по творчеству М.И.Цветаевой)

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: