Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
Конспект урока по литературе
в 11 классе
Современная женская проза
(По произведению Г.Щербаковой «Женщина в игре без правил»)
подготовила
учитель русского языка и литературы
Курносова Елена Александровна
Петровск 2010
Курносова Елена Александровна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МОУ СОШ № 5 г. Петровска Саратовской области
План – конспект урока
по роману Г.Щербаковой «Женщины в игре без правил».
Тема урока: «О любви, о женщине, о жизни…»
Задачи урока:
научить приемам целостного анализа художественного произведения;
расширить представление учащихся о русской прозе XX века, в частности, о творчестве Г.Щербаковой;
способствовать развитию логического мышления, устной монологической речи, формированию высоких нравственных ориентиров.
Оборудование: портрет Г.Щербаковой, выставка ее книг, таблица (которая заполняется учащимися), карточки с вопросами для самостоятельной работы.
Содержание карточек (работа в группах):
1 – я карточка. Психологический портрет героинь.
1. Возраст.
2. Внешность.
3.Особенности поведения.
4. Прошлое.
5. Настоящее.
2 – я карточка. Спор о женщине.
1. Мировоззрение Елены, в частности, взгляды на женщину, ее роль и место в жизни.
2. Особенности мировоззрения Марии Петровны.
3. Специфика мужского мировоззрения (Куклачев).
4. Ваше отношение к обсуждаемому вопросу.
2 – я карточка. Разговор о любви.
1. Позиция Елены.
2. Какой секрет любви раскрывает Мария Петровна?
3. Как стать любимой, по мнению Аллы?
4 – я карточка. Рассуждение о жизни.
1. Как характеризуют героини современную жизнь?
2. Какой смысл вкладывают каждая из героинь в понятие жизнь?
5 – я карточка. Что есть судьба?
1. Какова судьба Марии Петровны?
2. Какова судьба Елены?
3. Нужно ли одаривать судьбу?
Эпиграф к уроку написан на доске.
Из поколенья в поколенье вновь и вновь
Поем и плачем о тебе, любовь.
Ты тайна вечная. И как тебя постичь?
Что ты? – блаженство, мука или бич?
Соблазны ада? Божья благодать?
Как нам, любовь, самих себя познать?…
Ф.И.Тютчев.
I.Организационный момент.
II.Слово учителя.
Современное искусство часто сравнивают с бурным мутным потоком, в котором смешалось все: сиюминутное и вечное, высокое и низменное, истинное и ложное. И среди этого бурного потока всевозможностей, часто противоречивой, подчас шокирующей информации как глоток чистой родниковой воды – встреча с умным произведением, с писателем, который доверительно и мудро беседует с тобой.
Современная проза как нельзя лучше отражает реалии современности.
Среди писателей литературы конца XX века хочется выделить имя
Галины Щербаковой.
Галина Щербакова родилась и выросла на Украине. Закончив педагогический институт в Челябинске, несколько лет работала учительницей русского языка литературы, потом в газете.
«Газета – самая дальняя дорога к писательству, — считает Галина Николаевна, — журналистика затягивает и уводит в сторону», но это было давно. Сейчас у писателя Щербаковой более тридцати книг. Это по ее повести был снят одноименный фильм «Вам и не снилось».
Сегодня мы поговорим о ее романе «Женщины в игре без правил», который вы, как предполагается, уже прочитали.
III. Беседа по вопросам.
Каковы ваши первые впечатления от прочитанного?
( Злободневность – но не сиюминутность;
Откровенность – но не пошлость;
Мудрость – но не назидательность).
Сюжет незамысловат. Напомните его.
Форма повествования? (Монолог, диалог).
Остановимся подробнее на такой форме повествования, как диалог. В каких произведениях русских классиков активно используется этот прием?
В чем достоинство такой формы повествования?
А для чего автор использует монолог? (Возможно, это разговор с самим собой, способ разобраться в себе, подумать о судьбе).
Как бы вы объяснили название романа? (Женщины в игре без правил… Прежде всего разговор о женщине, о ее жизни, ее судьбе. А если речь идет о женщине, значит, и о любви. И как все- таки жить: по правилам? играя? а может, все решает судьба?).
Вот мы и подошли к главной проблеме этого романа, сквозь кото- рую просматривается и ряд других проблем. Какие же это проблемы?
(Женщина и ее место в семье и жизни, проблема любви, «возрастная» любовь, смысл и название человеческой жизни, проблема судьбы.)
Роман многопроблемен и настолько глубок, что одного прочтения недостаточно, чтобы многое заметить. Поэтому давайте обратимся к тексту и, распределив задания, оформленные на карточках, подготовимся к беседе.
IV. Беседа по карточкам.
Обсуждаемые вопросы:
Женщина, ее место и роль в семье, в жизни.
Любовь. Имеет ли она ограничение?
Жизнь. Назначение человека в жизни.
Судьба. У всех одна?
2) Составление таблицы (заполняется учащимися)
Мария Петровна 57 лет | Елена средний возраст | Алла 15 лет | |
|
|
|
|
V. Итог.
В каждом возрасте своя мудрость… Галина Щербакова не пытается определить границы человеческой индивидуальности, любви, свободы, ведь эти понятия беспредельны.
— Как вы считаете, случаен ли финал романа?
(В финале романа все–таки «все по правилам». Новый день, зарождение новой жизни. И какой она будет, зависит только от женщины. В ее руках прошлое, настоящее, будущее).
VI. Рефлексия.
— Ребята, захотелось ли вам продолжить разговор с этой писательницей?
— Захотелось ли еще почитать книги Г.Щербаковой?
— Я могу утверждать, что произведения Г.Щербаковой дают представ —
ление о жизни, дают возможность выбрать правильный путь.
Поговорить об этом вы можете дома, работая над домашним сочинением.
VII. Домашнее задание. Темы сочинений.
1.Вечные темы в романе Г.Щербаковой «Женщины в игре без правил».
2. «О женщине, о любви, о жизни…» (по роману Г.Щербаковой).
3.Размышляя над прочитанным.
4.Роль мужчины в судьбе женщины.
VIII. Выставление оценок.
Список использованной литературы
Абашеева М. чистенькая жизнь не помнящая зла// Литературное обозрение. – 1992.- №5-6.
Агжихина Н. Парадоксы «женской прозы» // Новая волна: русская культура и субкультура на рубеже 80-90-х гг. – М.,1994.
Анализ литературного произведения /Под ред. Л.И. Емельянова и А.Н. Иезуитова. Л., 1976.
4. Валикова Д. Наперекор Гендеру. Взгляд на женскую литературу
итература. – 2006. -№5
5. Кайда Л.Г. Композиционный анализ художественного текста Теория. Методология. Алгоритмы обратной связи /Л.Г. Кайда. – М.: Наука «Флинта», 2000.
Лотман Ю.М. Женский мир// Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 1998.
Щербакова Г. Женщины в игре без правил.- М.: Вагриус.-2006.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Грушанский А.Интервью с Галиной Щербаковой // Учительская
Дарк О.// www.russ.ru
2.Литературная гостиная – Галина Щербакова (http://world—of—love.ru/forvt/ showthread/php?t= 10150).
3.Отзывы на книги Г.Щербаковой // www.эксмо.ru газета.- 23.12.2002.