Урок литературы в 11 классе
Тема: «Своеобразие сатиры А. Аверченко».
Автор:
Ратвина Ольга Владимировна,
ГБОУ СОШ № 2029,
Г. Москва, район Ховрино САО
Тип: урок развития речи.
Цели: проверить остаточный уровень знаний учащихся по предыдущему уроку; закрепление знаний учащихся по творчеству Аверченко; выявить основные особенности сатиры Аверченко методом рецензирования рассказов писателя; организовать работу по оцениванию рецензии ученика всем классом;
развивать критическое мышление учащихся, усовершенствовать их умение рецензировать текст;
воспитать любовь и уважение учащихся к творческому наследию писателя.
Методы: репродуктивный, эвристический.
Приемы: подготовка учащимися индивидуальных сообщений, рецензирование учащимися текста рассказов, постановка учителем проблемных вопросов.
Виды деятельности учащихся: рецензирование учащимися текстов рассказов Аверенко; подготовка индивидуальных сообщений.
Структура урока:
Оргмомент. (1м)
Вступительное слово учителя. (1-2м)
Проверка домашнего задания (тест), (до 5м)
Рецензии (4), (20м)
Сообщение (5).
Вывод о своеобразии сатиры Аверченко (презентация), (6м)
Итог урока (вопрос о школьном изучении). (1м).
Комментарии оценок. (1м)
Домашнее задание. (1м)
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, садитесь. На прошлом уроке мы начали знакомство с творчеством знаменитого писателя-сатирика А. Аверченко. Для проверки остаточного уровня знаний с предыдущего урока проведем небольшую творческую работу. Откройте свои рабочие тетради, подпишите «Проверочная работа».
На сегодняшнем уроке мы подробнее познакомимся с особенностями сатиры А. Аверченко. Как прошло ваше знакомство с творчеством писателя мы выясним не только путем выявления остаточного уровня знаний о нем и его творчестве, но ваше восприятие и отношение прежде всего будет отражено в выполненных вами дома рецензиях на рассказы писателя. План, по которому вы работали, представлен на слайде. Выступление каждого рецензента будет оценивать весь класс.
Итак, фронт работы таков: рецензент читает свою работу, в это время класс отмечает для себя недостатки и достоинства данной работы, готовит дополнения, если кто-то тоже рецензировал тот же рассказ и желает представить свою точку зрения. Подумайте, в чем вы не согласны с рецензентом или же какой вопрос, однозначно решенный в его работе, считаете спорным. Над чем заставила задуматься вас прочитанная работа. То есть я предлагаю вам выступить в роли критиков, но помните, что критика бывает не только злой, но и доброй.
Проверка домашнего задания.
Тест. Биография А. Аверченко.
1. Аверченко родился…
А) Харьков;
Б) Севастополь;
В) Петербург;
Г) Москва.
2. Отец писателя был…
А) Ремесленником;
Б) Мореплавателем;
В) Служащим конторы;
Г) Купцом.
3. Литературная деятельность Аверченко началась…
А) 1903;
Б) 1904;
В) 1907;
Г) 1910.
4. Аверченко был основателем журнала…
А) «Москвитянин»;
Б) «Вестник Европы»;
В) «Сатирикон»;
Г) «Пчела».
5. В эмиграции Аверченко жил…
А) Прага;
Б) Берлин;
В) Шанхай;
Г) Париж.
6. Аверченко умер…
А) В 1923;
Б) 1924;
В) 1925;
Г) 1926.
Ответы к тесту: 1. Б; 2. Г; 3, Б; 4. В; 5. А; 6. В.
Тест 2. Своеобразие сатиры Аверченко.
С каким литературным произведением можно по сюжетной линии соотнести рассказ «Робинзоны»…
А) «Робинзон Крузо» Д. Дефо;
Б) «Ревизор» Гоголя;
В) «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»;
2. Рассказы Аверченко «Русалка» и «Поэт» объединены общей тематикой, так как в них…
А) высмеивается искусство;
Б) обывательский быт;
В) взяточничество чиновников.
Рассказы Аверченко отличаются…
А) небольшим объемом, наличием комических диалогов, яркой характеристикой речи персонажей, сатирическое изображение жизненных ситуаций;
Б) большим объемом, тонким психологизмом, обилием реалистических деталей;
В) передачей чувств и эмоций героев через пейзаж, лиричностью, обилием изобразительно-выразительных средств.
4. Аверченко продолжал традиции…
А) Гончаров, Тургенева, Толстого;
Б) Фонвизина, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова;
В) Жуковского, Пушкина, Лермонтова.
5. Средствами сатиры служат…
А) Гротеск, гипербола, градация;
Б) Эпитеты, метафоры, сравнения;
В) Олицетворение, метонимия, синекдоха.
6. Ярким примером использования гротеска служит рассказ…
А) «Поэт»;
Б) «Робинзоны»;
В) «Русалка».
Средства изображения сатиры в рассказах Аверченко.
Проверочная работа.
Аверченко продолжал традиции…
Объектом сатирического изображения в произведениях Аверченко является…
Средствами достижения сатирического эффекта являются…
Дайте им определения.
Соотнесите название рассказа с его идеей
«Робинзоны» — высмеиваются дешевые штампы, выдаваемые за творчество;
«Поэт» — оторванный от жизни романтизм, модернистские изыски;
«Русалка» — разоблачение взяточничества чиновников;
«Виктор Поликапович» — чинопреклонство, заискивание перед вышестоящими, ограниченность, невежественность обывателей.
Ярким примером использования приема гротеска является рассказ…, потому что…
Дымба является одним из персонажей рассказа Аверченко…. Этот рассказ можно соотнести с комедией… по следующим параметрам…
Рассказы Аверченко отличаются…
2 этап урока.
Рецензии.
Дима Семенов «Алло».
Стас Князев «Поэт».
Андрейкин Сергей «Новогодний тост».
Катя Гурченко/Артем Динисенков «Русалка».
Вопрос учителя и ученика по рецензии: мнения, дополнения, пожелания.
Критерии оценки:
1) Предмет изображения сатиры;
2) Актуальность;
2) Средства;
3) Логика изложения.
Что не сказано досказать: раскрытие идеи (какие пороки высмеиваются,
актуальность, трансформация пороков).
Отзыв на рецензию: 1) аргументация оценки; 2) достоинства / недостатки; 3) рекомендации.
Вопросы ученикам:
Какой человеческий порок изображается?
Какими средствами это достигается?
Ответы на вопросы (выводы):
Рассказ «Поэт».
Назойливость, бездарность, взяточничество, ограниченность человека.
Комический диалог, нагнетение комического эффекта за счет многократного появления записки в самых неожиданных местах (градация комического)…
Актуальность данного произведения в том, что порок, который он обличает, по сей день существует в нашей жизни, ведь в современное время публикуется масса абсурдных произведений бездарных авторов.
«Робинзоны».
Ограниченность людей, принадлежащих к разным сословиям, заискивание перед вышестоящими по чину, готовность на все ради повышения чина.
Использование традиций Салтыкова-Щедрина, художественным фоном для сатиры служит необитаемый остров, подчеркивая абсурдное соблюдение человеком своих должностных обязанностей.
Главная идея данного рассказа остается актуальной и по сей день. Люди становятся все более мобильны и в чужих для себя условиях могут начать вести себя абсурдно.
«Русалка».
Оторванный от жизни романтизм, модернистские изыски, навязчивая идея.
Гипербола (поведение русалки).
Произведение остается актуальным, так как и сегодня часто можно встретить человека, смотрящего на мир «через розовые очки», то есть пустого мечтателя, который совершенно далек от реальности и при столкновении с жизнью получает только одно сплошное разочарование, терпит крах иллюзий.
«Пылесос».
1. Сатира направлена на высмеивание человеческой глупости, дураков.
2. Гипербола, комический диалог.
3. Произведение остается актуальным, так как нет и не будет предела человеческой глупости, но если бы не было дураков, на чьих ошибках учится умным, ведь умные учатся у дураков.
«Алло».
1. Высмеивается поведение навязчивых девушек, сатира направлена на выявление человеческого порока – глупости, недальновидности.
2. Гипербола, комический диалог, представляющий собой обрывистый телефонный разговор, построенный на ситуации, когда молодой человек не воспринимает всерьез звонки его поклонниц и издевается над ними, либо делая вид, что связь плохая и он не слышит девушку, либо рассказывая какую-то историю и прерывая ее на самом интересном месте все той же фразой: «Алло, ничего не слышно!!!», но при этом не вешая трубку.
3. Актуально произведение и по сей день, так как и в современности встречаются веселые молодые люди, которые издеваются над девушками.
«Петушков»
1. Сатира направлена на разоблачение нерадивого мужа, автор иронизирует над мужской неверностью.
2. Средства сатиры: комическая градация, гипербола.
3. По проблематике произведение сохраняет свою актуальность, так как известно, что мужчине изменять простительно только потому, что он мужчина, а вот женщине нет.
«Новогодний тост».
Иронизирует автор над пьянством до состояния белой горячки, когда уже человек допивается до состояния глюка и за этим состоянием в принципе он и приходит в гости.
Градация комического, гипербола.
По поставленной проблеме произведение сохраняет свою актуальность, так как русское пьянство – это один из наших национальных пороков.
«Виктор Поликарпович».
Социальная среда, бюрократизм, взяточничество чиновников.
Достигается комический эффект путем создания реминисценции гоголевского «Ревизора». Реминисценция – обозначение черт в художественном произведении, вызывающих воспоминание о другом произведении с помощью применения характерных образов, речевых оборотов, ритмико-синтаксических ходов. Реминисценция напоминает сюжет пьесы Гоголя. Гоголевский город находится в такой же глуши. Персонажи также трепещут перед вышестоящим чиновником. Неожиданный финал.
Произведение и сегодня остается актуальным, так как были и будут ревизоры, покрывающие друг друга, но напыщенно строгие со своими подчиненными, были и будут подчиненные желающие продвинуться по служебной лестнице любыми путями, и для них первостепенно жить и работать в угоду начальству.
Вывод: тематика рассказов Аверченко отличается удивительным многообразием. За основу бралась житейская ситуация, комический эффект достигался различными средствами. Его произведения современны.
Мы рассмотрели рассказы, которые относятся к предреволюционному этапу жизни Аверченко, как вы знаете, революция 1917 года очень сильно повлияла на творчество знаменитых писателей Серебряного века и во многм изменила и их творчество и их судьбу. Не остался равнодушным к революции и Аверченко. О том, как она повлияла на творческую манеру писателя мы можем узнать, обратившись к сборнику рассказов, изданному в эмиграции «Дюжина ножей в спину революции». Послушаем сообщения, основные моменты зафиксируем в тетради.
Сообщение «Дюжина ножей в спину революции».
Вопросы по сообщению.
Как вы думаете, почему Аверченко посылает дюжину ножей в спину революции? Откуда такое неприятие ее? Неужели он не любил свою родину и не смог бы выдержать все испытания вместе со своей страной?
Какова авторская позиция по отношению к революции? Согласны ли вы с позицией автора. Аргументируйте свою точку зрения.
Как автор «Дюжины ножей в спину революции» разъясняет общий смысл и идейно-художественную направленность своего сборника?
Выделите и охарактеризуйте основные художественные приемы Аверченко-сатирика. Какую роль в идейно-композиционной структуре сборника играет прием контраста?
Анализ рассказа из сборника (вариативная работа, если не подготовлено сообщение).
«Осколки разбитого вдребезги».
Смысл названия.
Структура рассказа: пейзаж – герои – действие — время (какие годы), портретные характеристики. Рассказ построен на диалоге героев. В основе его – воспоминания о прежней России. Отдельные элементы: называются улицы Москвы, отдельные места. Подчеркивается духовность, сила искусства
Открытый финал. Размышления о революции учеников. Почему автор так заканчивает свой рассказ?
Учитель: Ребята, мы подходим к завершающему этапу нашей работы. Скажите, пожалуйста, что вы для себя отметили в рассказах этого писателя, как его неповторимую индивидуальную особенность? Каковы черты его авторской манеры? Начнем, пожалуй, сначала с биографических этапов, какие этапы вы бы выделили?
Этапы жизни писателя. Своеобразие творческой манеры писателя.
2 периода в его жизни: доэмиграционный и эмиграционный.
Теперь к особенностям творчества.
2. Быт города, бег бытия. Остроумные сюжеты, рассказ из ничего. Столичный быт предопределял тематику. Рассказы посвящены одному типу женщины, подтрунивает над женскими слабостями. Мишень насмешек недостатки от Адама и Евы недостатки мужчины и женщины.
Выставляет напоказ скудоумие обывателя, глупость здоровой мещанской семьи. Аверченко выступает поборником реалистического искусства. Простота художественного вкуса, здоровый демократизм. Тяжело было писать без России. Имена героев, говорящие фамилии.
Использовал следующие сатирические средства: гротеск, гипербола, комические сравнения, метафоры, многократные повторы отдельных деталей, диалоги, речь персонажей.
Стиль писателя остроумный, меткий, лаконичный. Чеховские традиции. Усеченные формы глаголов, экспрессивная оценочная лексика, междометия, лексические повторы. Восклицательные и вопросительные предложения, обилие неполных предложений. Диалоговая манера повествования.
В основе рассказов лежит изображение незначительного жизненного эпизода, по воспоминаниям Тэффи, он создавал свои рассказы «из ничего».
Домашнее задание.
Прочитать рассказ Короленко «Чудная».
Выявите позицию автора по отношению к героине.