Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Конспект урока
в 3 классе
«По рассказу Александра Ивича «Про чай»
подготовила
учитель начальных классов
Авдакова Елена Владимировна
г. Октябрьский
2013
Урок внеклассного чтения в 3 классе
Тема: «По рассказу Александра Ивича «Про чай»
Цели: 1 . учить учащихся работать с текстом, получать нужную информацию,
формировать навык выразительного чтения; развивать исследовательские навыки, речь, творческое мышление, память, интерес к читаемому, неизвестному; расширять кругозор, отрабатывать дикцию; развивать сценические и творческие способности учащихся, умение работать в группе; воспитывать коммуникабельность, любовь к родному краю, бережное отношение к природе.
Оборудование:
(плакат с пословицей, карточки слов, «медаль» для чая, рисунки лекарственных трав, чай в пачках (черный, зеленый, травяной), 3 электрических чайника и 3 заварных, 100 маленьких пластиковых стаканчиков,
портрет автора произведения А. Ивича, карта, флажки, «костюм» чайного куста, салфетки, шаблон чашки с блюдцем, чайный сервиз, энциклопедии и книги.
ХОД УРОКА I.Организационный момент
1 ученик: Новых книг живые строки
Открывает путь широкий.
Жить без книг мы не могли бы.
Дорог нам их вечный свет.
Книгам добрым, интересным…
ХОРОМ: Мы всем классом шлем привет!
Наше мероприятие посвящено добрым и интересным, а главное умным книгам!
М.Горький когда-то сказал: «В простоте слова — самая великая мудрость пословицы… всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги».
— Поэтому алгоритм урока я решила составить из старинных русских пословиц и поговорок:
«Ученику -удача, учителю -радость»-
(разминка и психологический настрой)
«Повторение — мать учения»- (проверка домашнего задания)
«Книга — источник знаний» — (выставка книг к уроку)
«Жизнь дана на добрые дела» — (беседа об авторе)
«Много читать -много знать» — (чтение нового рассказа)
«У кого какой вкус: кто любит дыню, кто арбуз»-
(практическая работа)
«На вкус и цвет товарищей нет» — (дегустация)
«Конец — делу венец»- (итог урока)
«По ниточке найдешь и клубок»- (задание на дом)
— Старинная пословица не мимо молвится.
I. «Ученику -удача, учителю -радость»
«Кто хочет разговаривать.
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно.
Чтоб было все понятно».
ХОРОМ:
«Мы будем разговаривать,
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно».
«Этот тихий, тихий стих.
Тише всех стихов других»
(шёпотом и скороговоркой)
(психологический настрой)
Откиньтесь на спинку стула, положите руки на коленки и закройте глаза!
Повторяйте за мной только последнее слово:
Наши глаза внимательно смотрят и всё…
= видят (хором).
— Наши уши внимательно слушают и всё …
= слышат (хором).
— Наша голова хорошо …
= думает (хором).
II. «Повторение — мать учения»
Проверим, как вы выполнили моё задание.
Краткое содержание рассказов из книги «Сто тысяч почему» М.Ильина
и рисунки к ним.
= 17 рассказов, 17 учеников, 17 рисунков (оценивание) (Выставка рисунков — лучший рисунок).
III. «Книга — источник знаний»
— Прочитать такие рассказы вы сможете в таких книгах…
(просмотр и показ книг с выставки — энциклопедии)
— Они смогут ответить на многие ваши вопросы: почему, как, когда?
(читают ХОРОМ)
«В каждом доме,
В каждой хате –
В городах и на селе
Начинающий читатель
Держит книгу на столе.
Мы дружны с печатным словом.
Если б не было его
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!» С.Михалков.
ФИЗМИНУТКА
«Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь».
IV. «Жизнь дана на добрые дела»
— Много интересного мы узнаем с вами из нового рассказа, который написал Александр Ивич (псевдоним).
Настоящее его имя Игнатий Игнатьевич Ивич-Бернштейн (русский советский писатель, литературовед).
Родился 17(30) августа 1900 г. В г.Хабаровске.
Начал печататься в 1927 году.
Автор научно-популярных, художественно-технических книг для детей и юношества.
«Приключения изобретений» (1930 г.)
«Как запрягали ветер» (1961 г.)
«Нужно объехать страну» (1957 г.)
V. «Много читать -много знать»
( класс делится на группы и инсценирует прочитанную часть текста)
1 группа: 1 ученик читает первую часть текста;
2 ученик показывает по карте (политической) места выращивания чая; учитель ставит на наборное полотно «ключевые» слова
2 группа и 3 группа: (инсценировка) —
4 ученика имитируют чайное дерево, сидя, подняв руки с закрепленными листочками «чая»;
2 ученика читают текст (часть) —
1 ученик собирает «верхние листочки», учитель ставит карточки слов
4 группа: 1 ученик читает часть текста,
2 ученик в белом халате и колпаке «работает на фабрике»
Учитель выставляет карточки-слова:
группа: 1 ученик читает последнюю часть текста;
2ученик на подносе проносит листовой чай между рядами, показывая учащимся;
3ученик показывает упаковочную тару (картонную, керамическую, стеклянную, металлическую);
4ученик демонстрирует пакетики-фильтры (однокамерные, двухкамерные, с ниткой и без нитки)
«У кого какой вкус: кто любит дыню, кто арбуз»
— Почти все люди любят чай. Но чай бывает разный. У каждого человека свой вкус и возможность выбрать чай, который ему нравится больше, (учитель открывает таблицу).
(как читали) (особый сорт без печи) (травы Башкортостана)
— Наши девочки-помощницы (помогают старшеклассницы) заварят нам эти три вида чая. А делать они это будут так:
— сначала чайник ополаскивают кипятком;
— затем засыпают чай 1 ч. ложку на 1 ст. воды;
— настаивают 3- 8 минут;
— Пока девочки заваривают чай, расскажите мне, что вы узнали о чае; используй!
слова — опоры для рассказа. ( дети рассказывают по цепочке)
ФИЗМИНУТКА
Встаньте, шепните своему соседу что-нибудь приятное и снова сядьте, понюхайте мешочки с травой.
— Я расскажу вам, что именно заваривают девочки.
чайник: Чай «Ристон» — цейлонский, крупнолистовой, черный, байховый.
Он дает заряд бодрости, хорошее настроение, в сочетании с сахаром избавляет от головной боли.
чайник: Чай «Принцесса Ява» — китайский, зеленый, байховый, с ароматом жасмина. Он укрепляет зрение, нервную систему, укрепляет стенки кровеносных сосудов, убивает вредные бактерии и многое другое.
чайник: Чай «Целебный» — зверобой, мята, душица, липа, гречиха, малина, ромашка и др. Он избавляет нас от простуды, лечит желудок, печень, почки, сердце, заживляет раны, лечит от малокровия, дипрессии, головной боли, бронхитов и многого другого.
— В старину говорили: «Лечись родными травами».
VII. «На вкус и цвет товарищей нет»
— А теперь проведем дегустацию, т.е. пробу образцов чая.
(франц., пробовать на вкус) (у каждого на парте стоят по 3 стаканчика; девочки разливают 3 чая каждому ученику; дети пробуют и выделяют понравившийся чай; голосуют за выбранный чай; учитель подсчитывает количество голосов по каждому образцу и делает вывод).
VIII. «Конец — делу венец»
-Победил … ЧАЙ!
— Награждается пачка чая … почетным званием «Самый детский чай».
(На пачку чая клеится медаль)
IX. «По ниточке найдешь и клубок»
Задание для дальнейшей работы:
У вас на столе шаблон чайной пары.
Нарисуйте в чашке вкус того чая, который вы выбрали сегодня.
Сегодня вы пробовали натуральный чай без добавления сахара.
Хотелось бы узнать, а откуда взялся сахар?
В этом вам тоже помогут наши умные и полезные книги.
Мероприятие окончено! До новых встреч!
Авторская разработка
Список использованной литературы
Губанова Г. «Родничок. Книга для внеклассного чтения в 3 классе». М.: АСТ, 2006.