Конспект урока в 6 классе по теме:
«Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»
составил учитель русского языка и литературы
Сапсай Анны Андреевны
МБОУ СОШ № 66
Класс: 6
Предмет: литература
Учебник: Коровина В.Я.Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, М.:«Просвещение», 2010 г.
Название раздела, темы: Произведения русских писателей XIX века. А.С. Пушкин. Роман «Дубровский».
Тема мероприятия: «Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»
Цели урока: знакомство с А.С. Пушкиным, его писательской судьбой. Чтение и идейно-художественный анализ рассказа, обучение навыкам выразительного чтения, чтении по ролям, инсценировки, развивать самостоятельную поисковую деятельность учащихся, создавать возможность «погружения в текст»; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков; развивать навыки работы в группах; развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусств: музыки, живописи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.
Планируемые результаты:
предметные: ввести в творческую лабораторию классика русской литературы А.С. Пушкина, организовать работу по восприятию романа и осмыслению философских и эстетических проблем произведения, создать условия для развития читательского интереса обучающихся, уяснения общности гуманистических тенденций в жизни и литературе;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение, преобразование текста с целью выявления общих законов, анализ, умение доказывать;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, использование для решения познавательных задач различных источников информации;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, рефлексия, саморегуляция;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения:
Вербальные средства (учебники, справочная литература, иллюстрации, дидактические материалы, толковый словарь С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, репродукции картин
Технические средства обучения (ИКТ, фрагмент художественного фильма «Благородный разбойник Владимир Дубровский» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»).
Литература:
А.С. Пушкин. Роман «Дубровский».
История русской литературы XIX века. 1800-1830 гг. / Под ред. В.Н. Анашкиной, С.М. Петрова.
Кутузов А.Г. , Гутов А.Г., Колосс Л.В. Как войти в мир литературы. 6 класс / Методическое пособие. М., 2009.
Н.В. Егорова. Литература, 6 класс. Поурочные разработки. М., 2008.
Литература в 6 классе «Урок за уроком». Б.И. Турьянская, Изд-во: Москва, 2002.
Игровые уроки по литературе 6 класс. В.А. Малюгина, О.Г. Черных, Москва «Вако», 2009.
Поурочное планирование по литературе к учебнику-хрестоматии В.П. Полухиной и др. «Литература 6 класс», Москва, «Экзамен», 2006. О.А. Еремина.
Литература. 6 класс М.: «Просвещение», 2010 г. в двух частях. Авторы-составители: В.П. Полухина, В.Я. Коровина,
В.П. Журавлёв, В.И. Коровина.
Словарная работа: (Словарь Ожегова).
Любовь — глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности (к родителям к детям, близким); постоянная сильная склонность, увлеченность; пристрастие, вкус к чему-то; интимные отношения и др.
Эпиграф: «Любовь все побеждает» (Вергилий).
Межпредметные связи: История, живопись, русский язык.
Ресурсы сети Интернет:
Литературные имена (https://www.library.ru)
Сайт жизни и творчества А. П. Платонова (https://forum.template-cms.ru)
Социальная сеть работников образования (https://nsportal.ru)
Ход урока
Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы обучения | |
Организация начала занятия | личностные: внимание, уважение к сверстникам; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: мобилизация сил и энергии, саморегуляция | Психологический настрой детей на урок. Учитель: -Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю. | Самоопределение, оценивание готовности к уроку. | Объяснительно-иллюстративный |
Мотивация к учебной деятельности | личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к культуре других народов; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Мы продолжаем разговор о судьбах главных героев романа А.С. Пушкина «Дубровский». На прошлом уроке мы говорили о вопросах чести в произведении. | Актуализации знаний, полученных на прошлых уроках. | Объяснительно-иллюстративный |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Что же помешало совершить кровавый подвиг Владимиру Дубровскому? К кому же испытывал романтические чувства Дубровский? | — Любовь. — к Маше Троекуровой. | Репродуктивный |
Выявление причин затруднения и постановка цели (совместное целеполагание) | личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к культуре других народов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | — Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока? Учитель: Вы, абсолютно правы. Давайте вместе попробуем сформулировать тему нашего урока? Учитель: Теперь, когда мы определили тему урока, скажите, пожалуйста, что нам нужно сделать на уроке? Учитель: Сейчас я порошу одного ученика найти определение слова любовь в толковом словаре. А пока она это делает. Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово любовь? УЧИТЕЛЬ: Красивое высокое чувство, точное определение которому еще не смог дать никто. Но люди знают, что оно сильнее смерти, прекраснее жизни. | Знакомство с эпиграфом, вывод о том, что речь пойдет о спасительной силе любви, которая помогает выжить в сложный ситуациях и сохранить свою честь. Формулируют тему: «Любовь главных героев»; «Романтические отношения Маши и Владимира»; «Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой» Целеполагание:
Работа со словарем, высказывание личного мнения. В словаре 6 определений этого слова, но для нас более подходит следующее: Любовь — глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. | Эвристический |
Основной этап. | личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к культуре других народов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; регулятивные УУД: рефлексия, саморегуляция; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать, инсценировка фрагмента романа. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Избранница Дубровского – Маша Троекурова. Кто же такая Маша, которую полюбил Владимир? УЧИТЕЛЬ: Можно ли любовь Владимира назвать возвышенной и красивой? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к гл. XII. Прочитайте самостоятельно и найдите те слова, которые помогут ответить на этот вопрос. | ДЕТИ (инсценировка): Я дочь богатого дворянина Троекурова Кирила Петровича – Марья Кирилловна. Мне 17 лет. Я знаю, что папенька меня любит безумно, угождает малейшим прихотям. Но порой он пугает меня своим суровым, иногда жестоким обращением. Поэтому я никогда не высказывала ему доверия, хотя и привязана к нему. В нашем доме очень редко бывают жены и дочери соседей, поэтому у меня нет подруг, и я провожу дни в одиночестве, читая французские романы, в которых рассказывается о любви, красивой и возвышенной. «как небесное видение», «видеть ваше белое платье», «следовал за вами», «счастливый мыслью» «Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства. Целые дни я бродил около садов Покровского в надежде увидеть издали ваше белое платье. В ваших неосторожных прогулках я следовал за вами, прокрадываясь от куста к кусту, счастливый мыслию, что вас охраняю, что для вас нет опасности там, где я присутствую тайно». | Исследовательский |
| ||||
|
| УЧИТЕЛЬ: Прощаясь, ему хочется услышать следующее: Читает учитель: стр. 134 Тут раздался легкой свист — и Дубровский умолк. Он схватил ее руку и прижал к пылающим устам. Свист повторился. — Простите, — сказал Дубровский, — меня зовут, минута может погубить меня. — Он отошел, Марья Кириловна стояла неподвижно — Дубровский воротился и снова взял ее руку. — Если когда-нибудь, — сказал он ей нежным и трогательным голосом,- если когда-нибудь несчастие вас постигнет и вы ни от кого не будете ждать ни помощи, ни покровительства, в таком случае обещаетесь ли вы прибегнуть ко мне, требовать от меня всего — для вашего спасения? Обещаетесь ли вы не отвергнуть моей преданности? Что означает обещание не отвергнуть преданности? Обратимся к исторической справке.
УЧИТЕЛЬ: Дубровский понимает, что Марья Кириловна не может стать его женой. Он хочет лишь служить ей и просит, чтобы она не отвергала его помощь. Такую любовь мы сейчас называем романтической, ту любовь, которую и ждала Маша. | Дети внимательно слушают, следят по тексту.
Подготовленный ученик, рассказывает классу: В средневековой Европе существовала традиция рыцарски служить своей даме, не требуя от нее ничего, кроме того, чтобы дама принимала преданность своего рыцаря. | Исследовательский |
| | Но Троекуров отнял имение у Дубровских, в результате чего Андрей Гаврилович заболевает и вскоре умирает, Владимир становится разбойником. Сейчас вам придется ответить на очень сложный, взрослый, вопрос. Как вы думаете, влюбившись в Машу, не предал ли Владимир память отца, отказавшись от мести? УЧИТЕЛЬ: В сборнике афоризмов «Максимы», составляющих кодекс житейской философии французский писатель Франсуа де Ларошфуко (15.09.1613 — 17.03.1680) утверждает: «Пока люди любят, они прощают». Не менее известно высказывание Махатма Ганди (руководитель национально-освободительного движения Индии), отвергавшего насилие в любой форме. Он говорил: «Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают». Разве В. Дубровского можно назвать слабым? Нет. Поэтому и сам Дубровский называет свое желание мстить — безумием. Иными словами, любовь подводит его к христианской заповеди: не отвечай на зло злом, прощай врага своего, не убий. Дубровский сумел сделать самое главное: среди бед, которые ему пришлось пережить, он остался человеком чести. | Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над образом главного героя, отвечают на проблемные вопросы. Владимир хотел совершить «кровавый подвиг», т.е. убить. Мстить, значит, запятнать свое честное имя, встать на путь бесчестья, стать таким же, как Троекуров. | Проблемного изложения |
Подведение итогов |
| УЧИТЕЛЬ: И именно к нему обращается за помощью Маша, когда это стало необходимо.
Что произошло в жизни Маши, после чего она вынуждена была прибегнуть к помощи Дубровского?
УЧИТЕЛЬ: Почему Троекуров соглашается на этот брак? УЧИТЕЛЬ: И как значительна его фраза: «Вот тебе жених, КНЯЗЬ тебя сватает».
УЧИТЕЛЬ: А как же Маша воспринимает известие о сватовстве? (Гл. XIV)
УЧИТЕЛЬ: — Почему Маша так против этого брака?
УЧИТЕЛЬ: Совершенно верно. УЧИТЕЛЬ: В своем романе Пушкин затрагивает очень важную проблему, существовавшую во все времена: проблему неравного брака. УЧИТЕЛЬ: Как вы понимаете, что такое неравный брак?
УЧИТЕЛЬ: Как сам А. Пушкин относился к подобным бракам? Приведите пример из текста: Глава ХIII. Что напоминает вам это строчка? Как вы понимаете слово чудовище? УЧИТЕЛЬ: Какой из этих определений нам подходит больше всего? УЧИТЕЛЬ: Правильно ребята. Неравный брак! Как много горя и жестоких страданий приносили подобные браки своим жертвам! Сколько глубоких трагедий породили они в прошедшие времена! Тема неравного брака не случайно прошла через все русское искусство. С огромной силой отражена трагедия русской женщины в ряде произведений великих писателей, например: А. Н. Островский – «Бедная невеста», «Бесприданница», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад». Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». И.С.Тургенев «Первая любовь». А.П. Чехов «Анна на шее». Л.Н.Толстой «Анна Каренина» и др. Например, в романе А. Пушкина «Евгений Онегин» няня, женщина из простого народа, рассказывает о себе главной героине Татьяне Лариной: …и наконец Благословил меня отец. Я горько плакала от страха, Мне с плачем косу расплели Да с пеньем в церковь повели. «Я горько плакала, расплели, повели» — какое бесправие, какая безысходность! Действительно, горькой была судьба русской женщины, не зависимо оттого, бедная она или богатая. | Дети подтверждают ответы примерами из текста.
Князь Верейский посватался к Маше, и ее отец Троекуров соглашается на этот брак. «Но прежде просил Кирила Петровича приехать к нему в гости с Марьей Кириловной — и гордый Троекуров обещался, ибо, взяв в уважение княжеское достоинство, две звезды и 3000 душ родового имения, он до некоторой степени почитал князя Верейского себе равным». Маша остолбенела, смертная бледность покрыла ее лицо. Она молчала. Князь к ней подошел, взял ее руку и с видом тронутым спросил: согласна ли она сделать его счастие. Маша молчала. — Согласна, конечно, согласна, — сказал Кирила Петрович, — но знаешь, князь: девушке трудно выговорить это слово. Ну, дети, поцалуйтесь и будьте счастливы. Маша стояла неподвижно, старый князь поцаловал ее руку, вдруг слезы побежали по ее бледному лицу. Князь слегка нахмурился. — Пошла, пошла, пошла, — сказал Кирила Петрович, — осуши свои слезы, и воротись к нам веселешенька. Они все плачут при помолвке, — продолжал он, обратясь к Верейскому, — это у них уж так заведено… Теперь, князь, поговорим о деле — т. е. о приданом. Она побежала в свою комнату, заперлась и дала волю своим слезам, воображая себя женою старого князя; он вдруг показался ей отвратительным и ненавистным — брак пугал ее как плаха, как могила… «Нет, нет, — повторяла она в отчаянии, — лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского». Кн. Верейский стар, он старше Маши на 33 года, она его не любит…
Брак по расчету, когда женятся старый и молодой. «Старики и красавица сели втроем и поехали» Вспоминается сказка «Чудовище и красавица». Чудовище 1. В сказках: устрашающее, уродливое существо;2. уродливый, безобразный, внушающий страх человек или животное; 3. перен. значение: о жестоком и безнравственном человеке. Переносное значение. Жестокий, безнравственный человек. Учащиеся внимательно слушают, | Проблемного изложения |
Рефлексия |
| |||
Домашнее задание | | Эта тема занимала особое место, как в зарубежной, так и в русской живописи. Давайте посмотрим на интерактивную доску: Наиболее значительным произведением является картина Василия Владимировича Пукирёва — «Неравный брак» (1862, Третьяковская галерея), в которую он вложил себя — весь отпущенный ему талант и душевную силу. Эта картина – горячий протест против бесправия женщины и превращения брака в коммерческую сделку. Это связано с бесправным положением женщины в русском обществе ХIХ века. (Василий Владимирович [1832, с. Лужники, ныне Тульской области, — 1(13).6.1890, Москва], русский живописец. Василий Владимирович Пукирёв — известный русский живописец, прославился картиной «Неравный брак», написанной в 1862 году.) Сейчас учащиеся подготовили для нас небольшие описания картин, чтобы мы могли глубже прочувствовать весь трагизм неравных браков.
| Дети смотрят на репродукции картин, соотносят их с произведением. Полутемная приходская церковь. Сильный поток света резко освещает центральную группу — жениха, невесту, священника и небольшую группу участников свадебного обряда, окруживших венчающихся. Фигура старого жениха (важного генерала, судя по осанке, надменному выражению лица и ордену на фраке) под кистью Пукирёва превратилась в собирательный образ человека, далеко не глупого, но черствого эгоиста и холодного насмешника (стоит приглядеться, с каким ироническим пониманием и как безжалостно смотрит он на свою заплаканную невесту). В невесте же бросается в глаза безвольная покорность своей безрадостной участи. В бессильно опущенной руке со свечой, в обреченном жесте руки, протянутой священнику, чтобы тот тяжелым обручальным кольцом навсегда сковал ее судьбу с этим чужим ей, нелюбимым человеком, даже в роскошном платье, в бриллиантах, во всем одно беспредельное несчастье. (Опустив заплаканные глаза с припухшими от слез веками, не глядя на священника, она на грани обморока.) | Исследовательский |
| | ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ | |
|
| | Учитель: Столкнувшись с бедой лицом к лицу, Маша пытается избежать горькой участи. Что она предпринимает, чтобы не стать женой нелюбимого человека?
УЧИТЕЛЬ: Вашим домашним заданием было подготовить пересказ той главы, в которой Верейский, получает письмо от Маши. Гл. XVI, | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы
Учащиеся пересказывают фрагмент произведения. | Репродуктивный |
| | ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (ПРОДОЛЖЕНИЕ) | |
|
|
| УЧИТЕЛЬ: Какого отношения заслуживает Верейский к себе? УЧИТЕЛЬ: На примерах из текста мы увидели как Маша относилась к свадьбе с Князем Верейским. Но так, же нам важно понять какой ей представлялась перспектива замужества с Владимиром Дубровским? Найдите цитату из текста: Гл. XVII. УЧИТЕЛЬ: Однако этому свиданию не суждено было состояться, т.к. Кирила Петрович приказал не выпускать дочь, она была под арестом. | Ребята работают с текстом, делают выводы, строят высказывания. Князь Верейский – жестокий и подлый человек, привыкший только к собственному благополучию. Учащиеся подтверждают ответы примерами из текста.
Главное было для нее: избавиться от ненавистного брака; участь супруги разбойника казалась для нее раем в сравнении со жребием, ей уготовленным. Она взглянула на кольцо, оставленное ей Дубровским. Пламенно желала она с ним увидеться наедине и еще раз перед решительной минутой долго посоветоваться. | Эвристический |
|
| УЧИТЕЛЬ: Чтобы понять, почему же Марья Кирилловна не сбежала с Владимиром Дубровским после венчания, давайте посмотрим фрагмент фильма «Владимир Дубровский» 49.30/ 51.20 – 54.53. УЧИТЕЛЬ: Посмотрев этот фрагмент, что мы можем сказать о каждом из героев? Так что же помешала Марье Кирилловне оставить князя после венчания? УЧИТЕЛЬ: Мы можем сделать вывод, что и Марья Кирилова, и Владимир Дубровский ценят в людях внутренние качества, которые помогают делать правильный выбор. Какие качества помогают героям делать правильный выбор в жизни? | Просмотр фрагмента фильма, обмен мнениями. Князь Верейский – всё так же груб, жесток, самодоволен и саркостичен, и эгоистичен. Дубровский — человек чести, как бы сложно ему не было, он с честью сдерживает своё слово. Маша – девушка с благородной душой, у нее необычайное чувство ответственности и долга перед мужем, хоть и нелюбимым, и перед Богом заставили Машу отказаться от запоздалой помощи Дубровского. Она не может нарушить клятву верности, потому что для нее это не просто пустые слова, а таинство, совершенное на небесах. Мораль, которую усвоила девушка с детства и которой прониклась вся её душа, научила её отвечать за свои слова и поступки. В этом достоинство и жизненная драма Маши Троекуровой. Истинные, настоящие ценности: Честь, любовь, доброта, смелость, ответственность, следование заповедям Божьим. | Эвристический |
|
| Рефлексия.– С каким героем хотел бы встретиться? – Какие вопросы по тексту остались? – Чью роль исполнил бы в спектакле? В фильме? | Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над вопросами. | Эвристический |
|
| ЗАДАНИЕ НА ДОМ |
|
|
|
| Придумать продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский» (объёмом не менее 25 предложений) и подготовиться к его устному рассказу. |
| Исследовательский |
Методическая записка
Заключительный урок по «Дубровскому». Основная цель − раскрыть мир внутренних переживаний героев путем проведения параллелей с искусством. Апробация данного урока была проведена на региональном семинаре.