Тема урока /занятия/мероприятия | Литературная мозаика (по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор») | |||
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) | Коровина В.Я. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2010. | |||
Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями) | Урок обобщения и систематизации знаний Модель урока — инновационная Форма урока — интеллектуальная игра с использованием ИКТ (мультимедийная презентация с интерактивными элементами) Урок является заключительным в системе уроков по творчеству Н.В.Гоголя в 8-м классе Временные критерии – сдвоенный урок (90 минут) | |||
Цели урока/ занятия/ мероприятия
| Образовательные:
Развивающие:
| |||
Задачи урока/ занятия/ мероприятия | Обобщение и систематизация знаний в рамках темы «Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор», совершенствование навыка анализа текста, навыка составления характеристики литературного героя | |||
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия | В процессе урока учащиеся актуализируют знания по указанной теме, а также некоторые литературоведческие понятия (тема, идея, жанр, ремарка, литературный образ и др.), совершенствуют свои умения, связанные с анализом текста художественного произведения, выразительным чтением по ролям, познакомятся с интересными биографическими данными. | |||
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс (личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия). | Данный урок направлен на формирование исследовательских компетенций учащихся (небольшие исследовательские работы в группах), развитие аналитического и ассоциативного мышления (задания, связанные с анализом произведения, характеристикой героев; выполнение ассоциативного кроссворда). Учащиеся включены в процесс коллективной и индивидуальной работы, совершенствуют свою коммуникативную культуру. Кроме того, предусмотрен активный процесс поиска и обработки информации, генерации новых идей и нестандартных мнений в форме обсуждений и дискуссий. | |||
Необходимое оборудование и материалы, | Тексты комедии «Ревизор» (у каждого), проектор, сенсорная панель, ноутбуки (в группах) или компьютеры, оснащенные «тонким клиентом», импровизированные костюмы, магниты, «облака», картина «Горный пейзаж» (работа ученика), пластиковые «почтовые ящики», конверты, аудиозаписи композиций Kenny G | |||
Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия (изложение в предложенной форме и последовательности с учётом обязательного включения основных этапов модерации, указанных ниже) | ||||
Этап урока/занятия/мероприятия | Время, продолжительность этапа | Подробное описание АМО по установленной схеме | Описание действий участников образовательного процесса | Обоснование отсутствия этапа/АМО на этапе (если такое существует) |
Инициация | 5 мин. | «Мозаика» Цель: создать определенной коммуникативное поле, для которого характерны позитивный настрой и доброжелательная атмосфера. Участники: все учащиеся, учитель Время проведения: 5 минут Необходимые материалы : фрагменты фотографий, открыток с любимыми видами, пейзажами , квадратики бумаги любимого цвета (как вариант – просто цветные магниты) – все, что нравится ребятам (заранее получают задание принести на урок) Музыкальное оформление —Kenny G – Morning Проведение: Учитель предлагает учащимся прикрепить картинки, фотографии, открытки, которые вызывают у них положительные эмоции, связаны с радостными эмоциональными ощущениями. Оценка результата урока: получается необыкновенно красивый коллаж, выполненный совместными силами. Цель достигнута: задан позитивный настрой, намечен путь для дальнейшей работы – сотрудничество и сотворчество. | 1 этап. Учитель: Ребята, я так рада вас видеть. Здравствуйте! Давайте начнем урок с «Мозаики» — такое начало созвучно теме нашего заключительного урока по творчеству Н.В. Гоголя. 2 этап Все ученики крепят на магнитную доску заранее приготовленные фрагменты коллажа «Мозаика» (это могут быть просто магниты любимого цвета или цветная бумага, но лучше – любимые фотографии и открытки). 3 этап Учитель читает небольшое авторское стихотворение, последнюю строку читаем все вместе. Синее небо, зелень лесов – С этой палитрой, дружок, ты знаком. Дождик серебряный, алый рассвет – Выберет каждый любимый свой цвет! (ученики)Красному солнышку ты улыбнись – яркой мозаикой пусть будет жизнь!
|
|
Вхождение или погружение в тему
| 5 минут | Игра-лото «Моя роль» Цель: формирование умения адекватно оценить свои способности. Участники: все учащиеся, учитель (может приготовить себе табличку «модератор». Ребята, вкладывают в это понятие вполне близкий к предполагаемому смысл – модератор сайта,on—line конференции, например). Время проведения: 5 минут Необходимые материалы: таблички с напечатанными «ролями», бейджики Проведение: Из предложенных табличек ученики выбирают ту, которая определяет их собственную роль на уроке: «теоретик», «читатель», «писатель», «лектор», «актер», режиссер», «костюмер», «художник», «программист» и др. Затем таблички подписываются, выкладываются как лото, при этом соблюдается тематический принцип. Получились группы, участников, которых объединяют одинаковые или смежные по задачам роли. Участники одной группы занимают отведенные учителем места, таблички вкладываются в бейджики, которые прикрепляют участники. Оценка результата урока: Уже на этом этапе удается достичь определенной образовательной цели – повышения уровня мотивации к дальнейшей учебной деятельности на уроке, к изучению предлагаемого учителем материала, т.к. ученики сами выбирали себе роли, а это значит, что они будут с удовольствием выполнять задачи, которые данная роль (а она им понравилась!) предполагает. | 1 этап Учитель: Ребята, наш урок не совсем обычный – урок-интеллектуальная игра «Литературная мозаика» по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Побежденных в ней не бывает, все получают заслуженную награду – это еще одна встреча с литературным наследием великого русского писателя Н.В.Гоголя, еще одно наше прочтение бессмертной комедии «Ревизор». А самые активные получат в конце урока медали с портретом писателя. Есть одно небольшое условие, которое заключается в том, что вы должны сегодня сами определить, какова будет ваша роль на уроке, каков будет ваш интеллектуальный и творческий вклад в наш совместный проект. 2 этап Выбор «ролей» учениками, которые затем выкладывают «лото» и объединяются в группы. Группы рассаживаются для совместной подготовки. У каждого участника бейджик с именем и своей «ролью». Объективно больше всего «читателей», потому что с этой ролью и задачами, которые она предполагает, знаком каждый, а в других кроются определенные загадки. |
|
Формирование ожиданий учеников/воспитанников/обучающихся | 5 минут | Пятиминутка «Письмо» Цель: выявить ожидания и опасения обучающихся на уроке. Участники: все обучающиеся Время проведения: 3 минуты Необходимые материалы: Маленькие конверты, «почтовые ящики» из прозрачного пластика, на одном из которых наклеено желтое солнышко, а на другом — солнышко прикрыто тучкой Проведение: Учитель предлагает учащимся написать короткое письмо, в котором под №1 указать, чего они ждут на уроке, а под №2 – чего опасаются. В конце занятия учащиеся бросают в 1-й ящик свои письма, если их ожидания сбылись, а опасения не подтвердились. Во 2-й ящик («тучка») попадают письма, если ожидания не сбылись, а опасения подтвердились. Оценка результата урока: Переполненный 1-й почтовый ящик – цели достигнуты, впоследствии учитель может прочитать «письма», сделать дополнительные выводы. Если оказался полным 2-й ящик – значит, планирование такого урока нуждается в корректировке.
| 1 этап Учитель объясняет правила пятиминутки, цель данного АМО. 2 этап Ученики выполняют творческую работу, лаконично определяя свои ожидания и опасения. Подготовленными конвертами с «письмом» можно обменяться с одноклассником с наделением его правом прочтения своей работы – это создает дополнительный контакт (по желанию ученика). |
|
Интерактивная лекция (Примечание – лекцию проводят ученики)
| 10 минут | АМО: методика быстрого чтения. Дискуссия. Цель: совершенствование навыка монологической и диалогической речи, формирование умения оппонировать, вести дискуссию Участники: группа «лекторов», все обучающиеся, учитель (только на правах модератора) Время проведения: 5 минут Необходимые материалы: 3-10-й слайд презентации Проведение: группа «лекторов» достаточно быстро знакомится с материалами лекции (на слайдах) и в произвольной форме передает информацию аудитории, вполне возможно, что интерактивное общение будет эмоциональным и убедительным в процессе дальнейшей дискуссии (ученики готовят во время прослушивания лекции вопросы) Оценка результата урока: Реакция аудитории: вопросы по ходу лекции, прямое одобрение, устная благодарность приветствуются и свидетельствуют о том, что цель достигнута, лекция проведена группой участников на достойном уровне | 1 этап Учитель представляет группу «лекторов», которым предстоит работать с презентацией (управляется либо с помощью сенсорной панели, либо с ноутбука). Информация на слайдах хорошо знакома учащимся – это биография писателя, история создания комедии «Ревизор». Они практически должны лишь «пробежать» ее глазами. 2 этап «Лекторы» Далее начинается лекция с показом соответствующих иллюстраций. В помощь «лекторам» информация выводится на слайдах, хотя, конечно, в презентацию не рекомендуется включать такой объем текста, но это сделано для того, чтобы ученик все-таки мог обратиться в нужный момент к цитате, прервав свой произвольный рассказ (условие – просто читать НЕЛЬЗЯ) 3 этап Ученики внимательно слушают, затем задают вопросы по содержанию лекции (записать в тетрадь), высказывают пожелания и благодарность. Организуется небольшая дискуссия. Подводится итог. (учитель) |
|
Проработка содержания темы Задания:
Релаксационная пауза
| Общее время — 55 минут 10 мин. 5 мин. 10 мин. 5 мин 3 мин. 22 мин 5 мин. | 1.Интерактивное задание «Портретная галерея» (слайд 11-13) Цель: совершенствование навыка монологической и диалогической речи, умения анализировать текст художественного произведения, речевые характеристики персонажей Участники: группа «художники», все обучающиеся, учитель (только на правах модератора) Время проведения: 10 минут Необходимые материалы: 11-13-й слайд презентации Проведение: На слайдах изображены персонажи комедии «Ревизор». «Художникам» необходимо по речевым характеристикам угадать их (правильность подтверждается интерактивными стрелками), затем описать их, продемонстрировав знание текста, создать словесный портрет. Оценка результата урока: Интерактивные стрелки правильно соотнесли портрет персонажа и его речевую характеристику – задание выполнено. Описание героя может оценить как учитель, так и сами ученики. 2.Релаксационная пауза
KENNY G — OCEAN BREEZE
3. Задание «Ассоциативный кроссворд» (авторская методика) Цель: развитие ассоциативного мышления, аналитических навыков, повторение изученных литературоведческих терминов Участники: группа «читателей», все обучающиеся, учитель (только на правах модератора) Время проведения: 10 минут Необходимые материалы: 14-15-й слайд презентации Проведение: «Читатели» находят в кроссворде-криптограмме слова, имеющие отношение к комедии. При правильном нажатии клетки со словом окрашиваются в определенный цвет. Далее нужно дать толкование этому слову (понятию), какие литературные ассоциации оно вызывает. Оценка результата урока: Интерактивные клетки кроссворда окрашиваются в разные цвета – значит слово угадано. Ассоциативный ряд может оценить как учитель, так и сами ученики. 4.Задание «Собери фразу» Цель: развитие аналитических навыков, мнемонических навыков, орфографической и пунктуационной зоркости Участники: группа «писателей» и «программистов» Время проведения: 5 минут Необходимые материалы: 16-17-й слайд презентации Проведение: Перейти в режим редактирования («программисты»), составить слова в фразу из комедии. Оценка результата урока: Сверяем с текстом – все правильно. Физкультминутка (упражнения для плечевого и шейного отдела для снятия напряжения и усталости мышц) Время проведения – 3 минуты 5.АМО «Импровизация». «Театральная фантазия» Цель: развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся (выразительное чтение, сценическое мастерство, рисование и др.). Участники: группа «актеров», «режиссеров», «костюмеров», «театральных критиков» и др. Время проведения: 22 минуты Необходимые материалы: Текст произведения Проведение: Распределение ролей, подбор костюмов, создание сценической версии. Оценка результата урока: Аплодисменты зрителей.
| 1.Учитель объясняет «художникам» задание 2. «Художники» работают с презентацией, угадывают, кому из персонажей принадлежат слова (выразительно должны прочитать), нажимают на прямоугольник с цитатой (стрелка указывает на соответствующего героя). Далее ученики этой группы создают словесный портрет литературного героя. 3. Ученики из других групп внимательно следят за выполнением данного задания (на экране), участвуют в обсуждении, работают с текстом комедии, проверяют ответы одноклассников Учитель: Ребята, мы с вами достаточно долго работали с визуальной и текстовой информацией. Пришло время релаксационной паузы. Послушайте негромкую приятную музыку, закройте глаза и просто положите голову на согнутые в локтях руки, получилась такая импровизированная подушка. Вам очень мягко и удобно. Вы спокойны и удовлетворены своей работой на уроке. Глазки ваши отдыхают. Мы отдыхаем. Мы слушаем музыку… Мы отдохнули, восстановили свои силы и вновь продолжаем работу. Учитель объясняет последовательность задания. «Читатели» по очереди находят нужные слова, постепенно «закрашивая» клетка кроссворда на сенсорной панели. Литературные ассоциации могут быть, например, такими: «Пришли, понюхали и пошли прочь …» О ком идет речь? (Городничий о крысах из своего «вещего» сна). Остальные ученики, наблюдая за экраном, активно участвуют в подборе ассоциаций, дополняют, зачитывают цитаты, записывают ассоциации в тетрадь. «Программисты» в режиме редактирования переставляют слова, «писатели» корректируют, остальные записывают фразу в тетради. «Режиссер» выбирает фрагмент пьесы, объясняет на ходу задачу, костюмеры в динамичном режиме «одевают» актеров в импровизированные костюмы из фонда кабинета литературы, актеры читают с листа, импровизируют. Участники других групп наблюдают за коротким рабочим процессом, а затем уже становятся полноценными зрителями – смотрят театрализованный фрагмент. В конце этого этапа дается слово критикам. |
|
Подведение итогов | 5 минут | Рефлексия «Облака» Цель: оценить собственный вклад в работу группы, найти пути улучшения взаимодействия в группе, создать ситуации успеха; отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока. Участники: все обучающиеся. Время проведения: 1 минута Необходимые материалы: картина,на которой изображен прекрасный горный пейзаж, большую часть занимает небо ровного белого (нейтрального) оттенка, «облака»-стикеры голубого , белого и темно-синего (мрачного) цвета. Проведение: каждый оценивает свой вклад в работу группы: темно-синий – сделал не все, что мог; белый – мог бы лучше; голубой– сделал все, что в моих силах для успеха группы. Листочки наклеиваются на пейзаж, затем идет обсуждение и намечается дальнейшая стратегия для подобных заданий. Награждение медалями с портретом Н.В. Гоголя активных участников игры (выбирают сами ребята, учитель регулирует, направляет в нужную сторону обсуждение)
| Все учащиеся наклеивают облачка на картину (область «неба»). Подводится итог. Каких облаков больше? Если голубых, то ребята сами делают вывод о результативности урока. Отдельные тучки говорят о том, что некоторым нужно было активнее включаться в работу, видимо, что-то им помешало. Необходимо выяснить, что именно. Белые (нейтральные) облака означают, что есть ребята, которые находились в резерве, хотя могли выполнять задачи на самом высоком уровне. Обсуждение ведет учитель, не забывая о своей роли модератора. |
|
Домашнее задание | 3 минуты | Написать эссе «Почему чиновники принимают Хлестакова за ревизора. Моя версия» | Учитель напоминает об особенностях жанра эссе. |
|
Дополнительная информация | ||||
Результативность урока/занятия/мероприятия, его методическая ценность (возможность использования урока или мероприятия другими учителями) | Подобный урок может быть проведен в соответствии с тематическим планированием по любым учебно-методическим комплексам. Методическая ценность заключается в повышении уровня мотивации учащихся к изучению литературы, в вариативности дидактических ресурсов, оригинальной мультимедийной презентации, которая позволяет структурировать урок, и безусловно, инновации представлены не только формой урока, но и содержанием, основанном на использовании технологии модерации. | |||
Какие АМО, используемые на уроке/занятии/мероприятии, являются авторскими (Перечислите, пожалуйста, названия методов) | Формы АМО: «Ассоциативный кроссворд», «Портретная галерея», «Мозаика», игра-лото «Моя роль», а также адаптированные АМО (на основе предложенных): «Письмо», рефлексия «Облака» | |||
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия/мероприятия | Кроме мотивации учащихся, следует отметить, что технология модерации способствует формированию самостоятельности мышления учащихся, способности принимать решения как в индивидуальном режиме работы, так и коллективном. Подобный урок повышает уровень читательской культуры и стимулирует интерес к русской классической литературе, к собственному литературному творчеству. | |||
Анализ и оценка учителем/преподавателем апробации урока/занятия/мероприятия построенного на основе технологии модерации и с применением АМО (если апробация состоялась) | Апробация данного урока состоялась на базе лицея №110 г. Казани в рамках республиканского семинара «Использование терминальных технологий в образовательном процессе». В процессе урока учащиеся работали на компьютерах, оснащенных «тонким клиентом», и на сенсорной панели. Успешность, информативность, динамичный темп данного урока обеспечило, прежде всего, применение АМО и моделирование инновационной формы занятия на основе технологии модерации. Роль учителя заключалась в направлении хода урока, создании психологически комфортного климата, особого коммуникативного поля, которые позволили всем участникам образовательного процесса реализовать свои творческие и интеллектуальные способности, обратившись к изученному ранее материалу. | |||
Указание приложений к уроку/занятию/мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. | Авторская презентация «Интеллектуальная игра «Литературная мозаика» по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» (PowerPoint).
| |||
Обоснование целесообразности использования АМО и технологии модерации для выполнения целей и задач урока/занятия/мероприятия (Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования АМО и технологии модерации) |
|
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Биографический материал, иллюстрации https://www.ngogol.ru/
2. Материалы образовательного портала «Мой университет» https://www.moi-universitet.ru/
16