Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе
специальной (коррекционной) школы VIII вида
по теме: «В.А. Осеева. «Волшебное слово»»
Цели: познакомить детей с рассказом В.А.Осеевой “Волшебное слово”, развивать внимание, навыки чтения, умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста; находить главную мысль; учить связно излагать прочитанное; воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование: мультимедиопроектор, экран, ноутбук, пословицы в деформированном виде на карточках, карточки с кроссвордом, с квадратами с зашифрованными словами, с характеристикой героев рассказа, тест, презентация, книжная выставка.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Метод: эвристическая беседа
Ход урока.
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребятишки:
Девчонки и мальчишки!
Рада видеть всех вас, дети!
С добрым утром, с ясным днём!
Я надеюсь: интересно
Мы урок наш проведём.
Вы друг другу улыбнитесь,
А теперь, прошу, садитесь.
Мы начинаем наш урок. Он пройдет у нас немного необычно. Почему необычно? Да потому, помогать нам сегодня будет современная техника – компьютер. Кроме того, работать мы будем в группах. Их у нас 3. Ваша задача – помогать товарищам, работать дружно, стараться, чтобы ответить смог каждый из группы. А ещё, оценивать свою работу на уроке вы будете сами, помогут вам вот такие требования к оценке.
Слайд 2. «Параметры самооценки»
Речевая разминка.
1.Работа над скороговоркой.
На экране дана скороговорка для чтения.
На горе гогочут гуси,
Под горой огонь горит.
Прочитать скороговорку 3 раза – медленно, быстрее, очень быстро, но без ошибок и четко проговаривая все звуки.
2. Работа над дыханием:
а) звукоподражание:
Шум леса -Ш-ш-ш
Полет пчелы -З-з-з
Полет жука – Ж-ж-ж
Накачивание воздуха – Ф-ф-ф
Сдутие мяча – С-с-с
Заканчивается работа над дыханием тем, что дети вдыхают аромат цветка.
б) работа с полосками бумаги:
Дети ставят полоски на уровне губ, набирают больше воздуха и начинают выдыхать его на полоску так, чтобы она не шевелилась. Дети учатся сдерживать дыхание.
Слайд 3. Упражнение на развитие поля чтения, зрительного восприятия слова, совершенствование устойчивости внимания, оперативной памяти «Фотоглаз».
Поля
Леса
Небеса
Буря
Сад
(За короткое время дети должны запомнить эти слова, воспроизвести их по памяти).
Вопросы:
Из какого произведения взяты эти слова? (Первый снег)
Кто написал? (И.Бунин)
Откройте учебник на стр. 72,что было задано?
Проверка домашнего задания
Вопросы по рассказу из учебника
Почему осенняя пора навевает на человека грусть? Найдите в тексте отрывок , где об этом говорится, и прочитайте. С каким чувством нужно читать эти предложения?
Прочитайте описание отлета гусей. С чем сравнивается их стая
Итог по домашнему заданию.
Переход к теме урока
Слайд 4. (Упражнение на развитие аналитико-синтетической деятельности.)
-Ребята, чтобы узнать, чем же сегодня на уроке мы будем заниматься, нужно расшифровать два слова. Посмотрите внимательно, подумайте, что нужно сделать, чтобы выполнить задание? (ответ — вы сможете расшифровать 2 слова, если сопоставите букву с цифрой из квадратов.
На группу карточки
Вопрос классу: Почему я поместила именно эти слова в квадрат?
III. Сообщение темы и задач урока.
Тема урока внеклассного чтения “Волшебное слово” В.А.Осеевой
Задачи урока:
Познакомиться с содержанием рассказа “Волшебное слово” В.А.Осеевой
Продолжать учиться читать выразительно, правильно, осознанно, бегло т.е. развивать навыки чтения
Развивать внимание, память через упражнения
Находить главную мысль
Воспитывать вежливое поведение, взаимоуважение, взаимовыручку, умение работать дружно, согласованно с одноклассниками, доброжелательное отношение к окружающим.
Сегодня вы познакомить с содержанием рассказа В.А.Осеевой “Волшебное слово”
Слайд 5,6,7,8. Презентация «Картины родной природы» — Каков мир природы? . Высказывают свою точку зрения. (Мир природы прекрасен, восхитителен, полон чудес и доброты).
— Какие чувства он вызывает? (Чувства радости, восхищения, удивления. Мир природы вызывает только положительные чувства, добрые).
— А каков мир наш, мир людей? ( Мир людей разный, неодинаковый, неповторимый).
— Каких людей вы встречаете чаще – хороших или плохих? (Люди бывают разные. Люди совершают разные поступки. Но хороших людей гораздо больше, чем плохих).
— Как, по – вашему, можно отличить хорошего человека от плохого? (Хорошие люди вежливые. Добрые люди не совершают плохих поступков. Они оказывают помощь другим людям, не оставляют в беде).
Кроссворд на группу: написать волшебные слова к иллюстрациям.
Слайд 9-13. Иллюстрации.
Слайд 14. Проверка кроссворда.
IV. Изучение нового материала.
(Цель: обеспечение целостного восприятия текста рассказа «Волшебное слово», развитие навыка элементарного анализа текста, совершенствование навыка чтения)
Вступительное слово учителя.
Слайд 15. — Я предлагаю вам послушать рассказ В. А. Осеевой портрет которой вы видите.
Валентина Александровна Осеева (1902- 1969)Родилась в Киеве в семье инженера. В юные годы мечтала стать актрисой и даже поступила на актёрский факультет. В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что её настоящее призвание — воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей.
Первичное восприятие рассказа учащимися. Чтение учителем.
Перед чтением задаём смысловой вопрос, ориентированный на сильного ученика: Каким человеком был Павлик?
Проверка первичного восприятия.
Физкультминутка.
Подготовка к чтению.
Прочтите слова, на карточках, сначала по слогам, а потом целым словом: подвиньтесь
с досадой
покосился
стряпает
ссорился
прислушивается
буркнул
путешественник
кататься
начерченные
Первичное чтение рассказа.
а) чтение текста по ролям.
б) чтение «цепочкой» /до конца/
6. Первичное проверка понимания.
Ответы учащихся на вопросы учителя по содержанию текста.
— О ком этот рассказ?
— Что случилось с Павликом?
— Как об этом узнал старик?
— Можете ли вы найти в тексте отрывки доказывающие, что Павлик говорил с родными грубо, невежливо?
— Как вы думаете, что шепнул старик на ухо Павлику?
— Напомните мне, как нужно говорить это волшебное слово?
— Как вы думаете, зачем Павлик побежал на улицу?
— На какого волшебника, по — вашему, похож старик?
— С какой целью нужно употреблять волшебные слова?
— Какие слова в тексте помогут нам определить настроение Павлика, сестры, бабушки и брата?
— Найдите и прочитайте их?
(Буркнул, сжал кулаки, крикнул)
7. Выборочное чтение.
-Прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда мальчик сказал ей волшебное слово.
-Прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка.
-Почему старший брат согласился взять Павлика кататься на лодке.
V.Закрепление изученного материала.
-В чем состоит главная мысль рассказа. ( В том, что если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми — «За добро добром платят, волшебные слова действительно существуют).
-Кто на самом деле творил «чудеса» в этом рассказе?
-Знаешь ли ты, почему волшебное слово имеет такую силу?
-Как часто и в каких случаях вы употребляете волшебные слова?
-Как вы думаете, что же, по мнению автора, дорого ценится окружающими?
Карточки на группу (отметить слова):
1 группа — охарактеризовать старика
2 группа – охарактеризовать Павлика
3 группа — охарактеризовать сестру, брата, бабушку – близких людей Павлика (подчеркнуть)
Слайд 16. Проверка задания.
Павлик замкнутый внимательный добрые мудрый любящие грубый умеют прощать ласковые не уважительный наблюдательный обидчивый искренний
| Близкие люди Павлика замкнутый внимательный добрые мудрый любящие грубый умеют прощать ласковые не уважительный наблюдательный обидчивый искренний
| |
Старик внимательный мудрый наблюдательный искренний
| Павлик замкнутый грубый не уважительный обидчивый
| Близкие люди Павлика добрые любящие умеют прощать ласковые
|
Слайд 17, 18. Викторина «Кому из героев рассказа принадлежат слова»
«Я скоро совсем убегу из дому». (Павлику)
«Есть такое волшебное слово…» (Старику)
«Это волшебное слово». (Старику)
«Лена, дай мне одну краску, пожалуйста…» (Павлику)
.«Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста». (Павлику)
«Возьми меня, пожалуйста». (Павлику)
«Скамейка была пуста». (Автору)
Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! (Бабушке)
Слайд 19. А теперь свои силы в знаниях рассказов В.Осеевой может проверить каждый участник и получить дополнительные баллы для своей команды.
Программированное задание по рассказу В.Осеевой.
Выбери правильный ответ!
I. Главный герой рассказа «Волшебное слово» — это
1. Павлик
2. Юрик
3. Бум
II.Старичок мальчику сказал волшебное слово:
1. Спасибо
2. Пожалуйста
3. Доброе утро
III.Вспоминая старика, он повторял:
«Эх ты, путешественник!»
«Волшебник! Волшебник!»
«Голубчик мой!»
Слайд 20,21,22. Подбери текст из рассказа к иллюстрации
Слайд 23. Восстановление деформированных пословиц.
Жизнь на дана дела добрые.
(Жизнь дана на добрые дела.
Добрый учит человек добру
(Добрый человек и учит добру)
Вежливости все открываются двери.
(Вежливости открываются все двери.)
— Всю жизнь человек познает, что такое хорошо и что такое плохо. Люди понимают: за все, что для тебя делают хорошего, надо платить добром. Но всегда в мире добро противостоит злу, и между ними всегда идет постоянная борьба.
Подводит детей к выводу.
— Как выдумаете, от чего зависит сила волшебных слов? Обобщает ответы детей. Высказывают свое мнение. (От того как его произносят, каким тоном, искренне или нет. Нужно произносить их тихо, глядя в глаза человеку).
Подводит учащихся к выводу по уроку:
— Мы начали урок с мира природы, с описания его красоты, доброты, нашей любви к нему. И сказали, что в мире людей не все так красиво. Что же необходимо сделать нам, людям, чтобы наш мир был также красив, как мир природы, от которого зависим мы, и который так зависит от нас?
VI. Итог урока.
– Чем понравился рассказ?
– Как бы вы поступили на месте главного героя?
– Будете ли вы в своей жизни использовать “волшебные слова”?
«Параметры самооценки»
Домашнее задание:
Прочитать любой рассказ В.Осеевой из предложенных рассказов.