Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение гимназия
Г. Вятские Поляны Кировской области
Конспект урока внеклассного чтения
в 7 классе
Образ Родины в поэзии И. А. Бунина
подготовила
учитель русского языка и литературы
Южанина Наталья Николаевна
г. Вятские Поляны
2014
Цели урока:
Познакомить с лирикой И. А. Бунина, способствовать формированию художественного вкуса подростков, совершенствованию читательского восприятия, подготовить подростков к умению отличать настоящую, хорошую литературу от плохой;
Продолжать развивать чувство слова, чувство родного языка, используя стихи Бунина как талантливейшие образцы родной речи, строить монологические ответы, делать самостоятельные выводы, развивать коммуникативные навыки;
Содействовать воспитанию любви к родной земле, её языку и культуре.
Русский пейзаж с его мягкостью, застенчивыми вёснами, с его невзрачностью, которая через короткое время оборачивается тихой печальной красотой, нашёл наконец своего выразителя, никогда не пытавшегося его приукрасить. Не было в русском пейзаже даже самой малой малости, которую бы не заметил Бунин.
К. Паустовский
Я всегда мир воспринимал через запахи, краски, свет, ветер…
И. Бунин
Ход урока
Вступительное слова учителя после чтения первого эпиграфа к уроку.
Этот дар « заметить самую малую малость» в русском пейзаже проявился у мальчика Ванечки Бунина, когда он ещё учился в Елецкой гимназии .
А в молодости обладал столь острым зрением, что видел звёзды, различимые лишь через телескоп. И такой же слух: слышал за несколько вёрст колокольчик, по звуку определял, кто из знакомых едет. Однажды в гостях ощутил запах резеды. Хозяйка торжествовала: в саду резеды не было. Исходили весь участок, пока не нашли искомый куст.
« Я всегда мир воспринимал через запахи, краски, свет, ветер…,»- читаем в дневнике И. А. Бунина.
А как вы воспринимаете окружающий мир, каким вы его видите?
Наша задача с вами – побывать в творческой лаборатории поэта, понаблюдать за красками, звуками, запахами и живописными словами, которыми наполнены стихи И. А. Бунина.
Давайте начнём наши наблюдения со чтения стихов поэта.
Не видно птиц. Покорно чахнет…
Всё лес и лес. А день темнеет
На окне, серебряном от инея
Ещё от дома на дворе
Гаснет вечер, даль синеет
Догорел апрельский светлый вечер»
(Стихи читают заранее подготовленные ученики)
Работа в группах
А теперь мы будем работать с текстами только что прослушанных стихов в группах. Окунёмся ещё раз в музыку слов, звуков и красок.
Задания в группах одинаковые, но у каждой группы свой текст.
Карта заданий
Запишите в тетради слова и выражения, обозначающие цвета, краски, которые встретились в стихотворении
Выясните, какими звуками наполнены стихи Бунина. Запишите эти выражения.
Попытайтесь ощутить, какие запахи мы можем почувствовать, читая стихи Бунина. Запишите их.
Выберите « живописные слова» ( К. Г. Паустовский) и выражения, которые помогают увидеть, услышать, почувствовать картины нашей Родины, дорогой сердцу Бунина России.
Подготовьте сообщение, какой вы увидели Родину в стихотворении Бунина…
звуки | запахи | « Живописные слова» |
4. Беседа по восприятию, оценке стихотворений.
О чём все эти стихи? (Какова тематика этих стихов?)
( о родной природе, о родине)
Какой видит поэт свою Родину, и чем она дорога ему?
( Он видит её прекрасной, чаще неприметны её пейзажи, и красота её печальная. Но этим она ему и дорога.)
Что вас удивило и обрадовало в этих стихах?
( Так просто и красиво, трогательно и задушевно поэт говорит о самых обыденных явлениях природы,)
Есть ли в этих стихах человек? Где он?
( Он среди сосен, леса, полей. Он счастлив, что сливается с природой. Природа находит отклик в его душе: он радуется и грустит, но даже, если и грустит, то эта грусть отрадная.
(отрадный – Доставляющий отраду (радость, удовольствие), приятный)
Что во всех этих стихах общего?
( Их объединяет любовь лирического героя, самого Бунина к Родине, трепетное отношение к русской природе.)
Трепетный — взволнованный, выражающий сильное волнение, напряжённость чувств( восторга, удивления…)
Работа со стихотворением « Родина»
Прочитайте стихотворение.
Какова тема стихотворения?
Читает стихотворение учитель
Какое настроение у вас после чтения стихотворения?
(Каким настроением проникнуто стихотворение?)
— В стихотворении (название, фамилия поэта) царит…
Стихотворение проникнуто…
Работа в группах
— Какие образы и картины вам представились?
— Какого цвета, по-вашему, первая строфа стихотворения?
Только ли «мертвенно-свинцовая» или есть какие-то оттенки?
— В чём ,по-вашему, разница: серое небо и мертвенно- свинцовое?
— Какие слова, сходные по звучанию, близко располагаются в первой строфе?
— Какой смысл приобретает близкое расположение этих слов?
— Какой цвет, по-вашему , доминирует во второй строфе?
— Какое настроение царит во второй строфе?
— Есть ли разница в восприятии первой и второй строф?
( Мрачное, печальное настроение смягчается, переходит в «кроткую печаль»)
— Что значит «кроткая» печаль?
( Кроткий — незлобливый , покорный, смирный)
-Почему печаль кроткая?
( Наши русские зимы с бесконечными лесами, с той прекрасной
« снежной пустыней» тоже радуют.)
— Какие звуки вы слышите в этом стихотворении? Попытайтесь объяснить, почему.
( полозья саней, тишина)
— Какие запахи вы чувствуете? Попытайтесь тоже объяснить.
( морозец, снег, туман)
— Подсчитайте, какие согласные звуки повторяются в этом тексте чаще других?
( н – м)
— Какой смысл при этом появляется?
( Создаёт иллюзию монотонности движения, однообразности, когда лирический герой едет( идёт) по лесной дороге)
— Каков лирический герой этого стихотворения? Как он воспринимает окружающий мир?
— Каково его отношение к Родине?
Первая строфа | Вторая строфа | |
Образы, картины | Бесконечные сосновые леса, небо мертвенно-свинцовое, угрюмые сумерки | Снежная пустыня окутана молочно- синим туманом |
Цвет | Леса сосновые – зелёный | Молочно- синий, белый (снежная пустыня), серый( сумрачная даль) |
Настроение Слова, близко расположенные. Их роль. | Мертвенно, угрюмо, меркнет. Ещё более подчёркивают мрачное, печальное настроение | « кроткая печаль» Наши русские зимы с бесконечными лесами, с той прекрасной « снежной пустыней» тоже радуют |
Звуки | Полозья саней, | тишина |
Запахи | Морозец, снег, | туман |
Лирический герой, его восприятие мира,отношение к Родине | Умеет радоваться бытию, быть | счастливым |
Рефлексия
Каким предстал перед вами И. А. Бунин как человек и как поэт?
( Он проникновенный лирик, мастерски владеет цветом, в стихах всегда присутствует сам)
Какие бунинские слова, выражения вам особенно запомнились?
« Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые впечатления его богаты», — писал Блок.
Какие художественные средства помогают раскрыть его чувства к Родине?
Творческие задания группам
1 группа : Вставьте пропущенные эпитеты в стихотворение Бунина
« Как дымкой даль полей закрыв на полчаса…»
Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,
Прошёл ………….. дождь …………..полосами
И снова глубоко синеют небеса
Над …………….лесами.
Тепло и …………блеск. Запахло мёдом ржи,
На солнце бархатном пшеницы отливают,
И в зелени ветвей, в берёзах у межи,
Беспечно иволги болтают.
И весел …………..лес, и ветер меж берёз
Уж веет ласково, а ……………….берёзы
Роняют……………дождь своих…………слёз
И улыбаются сквозь слёзы.
1889
2 группа : Восстановите рифмы в стихотворении Бунина « Родник»
В глуши лесной, в глуши зелёной, Кипит, играет и спешит,
Всегда тенистой и сырой, Крутясь хрустальными клубами,
В крутом овраге под……… И под ветвистыми…..
Бьёт из камней родник… Стеклом расплавленным…
А небеса и лес нагорный
Глядят, задумавшись в тиши,
Как в светлой влаге…
Дрожат мозаикой ….
1900
3 группа: Вставить пропущенные глаголы-олицетворения в стихотворении Бунина « Под вечер»
Угрюмо шмель—————-, толкаясь по стеклу…
В окно зарница——————,тревожно…
Притихший соловей в сирени на валу
——————трели осторожно.
Гром, проворчав в саду, ————— за гумно;
Но воздух меркнет, небо потухает…
А тополь ——————— в открытое окно
И ладаном —————-.
19о3-1905
Почему у нас не всё получилось? Чему нам нужно учиться у поэта, человека И. А. Бунина?
( Зоркости, внимательным быть к тому, что нас окружает, радоваться счастью жить
Поразительная наблюдательность, Внимание к деталям. Любовь к Родине и родной природе,
Умение находить для описания своих чувств самые точные и выразительные слова русского языка)
.Чтение наизусть стихотворения « Вечер» ( опережающее задание)
Заключительное слово учителя.
Октябрьской революции И. А. Бунин не принял, он уехал во Францию и долгие годы, до конца своих дней, прожил вдали от Родины, которую любил горячо и страстно. Символом России навсегда остались для него светлые берёзовые леса, полевые цветы, поля созревшего хлеба, купола русских церквей.
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
« Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я всё – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слёз не успею ответить,
К милосердным коленям припав…
1918
Домашнее задание
1. На выбор :
Написать небольшое сочинение « Какой я вижу Родину в стихах И. Бунина?» ( На примере 2 – 3 стихотворений)
Опишите какой-нибудь предмет или явление ( дождь, ветер, снег, речку, утро, вечер, солнце и т. д.) так, чтобы в ваших описаниях были краски, звуки, запахи, « живописные слова», подобные бунинским ( можно включить слова и выражения из бунинских стихов)
2. Наизусть понравившееся стихотворение И. А. Бунина (по желанию), подготовить рисунок к стихотворению или подобрать репродукцию картины, соответствующей настроению стихотворения.
Список использованной литературы
Богданова О.Ю. Бунин в школе. М., 2003
Климова Г.П. Художественный мир Бунина. М., 1991
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
https://www.youtube.com/watch?v=OOp_w92mDhU