конспект урока «Я лиру посвятил народу своему…»

Никольское отделение Енотаевского филиала

«Астраханского инженерно-строительного института»










Обобщающий урок по творчеству Н.А.Некрасова

«Я лиру посвятил народу своему…»

(первый курс обучения

по программе начального профессионального образования)







подготовила Хохлова Галина Алексеевна,

Преподаватель литературы













С. Никольское

2013 год





Цели урока:- закрепить знания учащихся по теме, проверить степень усвоения изученного материала,

— способствовать развитию оперативности, мобильности мышления учащихся,

— воспитывать стремление к победе, умение работать в коллективе.

Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний.

Межпредметные связи: Русский язык «Лексическое значение слова», История «Россия второй половины XIX века».

Методическое обеспечение: карточки-задания, тесты, кроссворды, монеты, картины, шляпа, перо, Библия, удочка, серп.


Ход урока.

I.Организационный момент:

— проверка наличия учащихся,

— деление на группы,

— объявление темы, цели, хода урока, критерия оценки работы групп.

II. Игра – соревнование по творчеству Н.А. Некрасова.

Разминка:

— Где и когда родился Некрасов? в городе Немиров Винницкого уезда Подольской губернии 10 декабря 1821 года)

— Как звали отца и мать Некрасова? Кем они были по происхождению? (отец Некрасова, поручик Алексей Сергеевич, Елена Андреевна Закревская (Helena Zakrzewska), варшавянка, дочь богатого посессионера).

— Какое образование получил поэт? (В 1832 Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где окончил 5 классов. По настоянию отца, желавшего для сына военной карьеры, отправился в 1838 в Петербург поступать на военную службу, однако на службу не пошел, а вместо этого начал активную подготовку к сдаче вступительных экзаменов в университет. Экзамены Некрасов провалил и записался вольнослушателем на филологический факультет).

— Кому посвятил свои первые стихотворные опыты Некрасов? (Матери Елене Андреевне).

— Как назывался первый сборник стихов Некрасова? (В 1840 году Некрасов напечатал свой первый сборник юношеских стихов «Мечты и звуки»).

— Какая известная картина напоминает стихотворение Некрасова «На Волге», написанное по воспоминаниям детства? (Картина И. Репина “Бурлаки на Волге”)

— Кто был критиком первых стихов и учителем Некрасова? (В. Г. Белинский.)

— Издателем какого журнала стал поэт в 1847 году? (Современник)

— Кто был основателем первым издателем этого журнала? (А.С. Пушкин)

— Кому посвятил Некрасов свою поэму «Коробейники»? Другу-приятелю Гавриле Яковлевичу, крестьянину деревни Шоды, Костромской губернии)

— В каких крупных произведениях Некрасов рассказывает о декабристах? (в поэмах «Дедушка», «Русские женщины»)

— О ком Некрасов писал: «Во мне спасла живую душу ты»? (о матери)

— Героиня какого стихотворения поэта вышла замуж за неграмотного мужика по приказу барина, хотя сама была образованной? («В дороге»)

— Героиня какого произведения не отказалась от поездки к мужу, хотя ей угрожали «острожным жёстким сухарём, и жизнью взаперти, позором, ужасом, трудом этапного пути»? («Русские женщины»)

— Под каким псевдонимом в Александринском театре в Петербурге шли водевили Некрасова? ( Наум Перепельский)


Первый конкурс: Работа с тестами (15 минут).


Второй конкурс: Угадай, из каких произведений Некрасова взяты строки:

— Славная осень. Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит,

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит. («Железная дорога»)

Свежие документы:  Тест по рассказу В.Осеевой «Почему?»

— Волга! Волга! Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля. («Размышления у парадного подъезда»)

— В игре её конный не словит,

В беде не сробеет – спасёт:

Коня на скаку остановит

В горящую избу войдёт. («Мороз, красный нос»)

— Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки,

Заброшены, потеряны,

У Бога самого! («Кому на Руси жить хорошо»)


Третий конкурс: Угадайте героя произведения и среди вещей на столе выберите принадлежащие названному герою: картины, шляпа, перо, Библия, удочка, серп, сборник песен, блокнот.


— Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле. (Яким Нагой — картины)

— Через леса дремучие,

Через болота топкие

Пешком пришёл шельмец!

Один, как перст: фуражечка

Да тросточка, а в тросточке

Для ужения снаряд. (Немец Фогель – удочка)

— С большущей сивой гривою,

Чай, двадцать лет нестриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал. (Савелий, богатырь святорусский — Библия)

-К нему подходишь к первому,

А он и посоветует,

И справку наведёт,

Где хватит силы – выручит,

Не спросит благодарности,

И дашь, так не возьмёт. (Ермил Гирин – перо)

— Лицо худое, бледное

И волос тонкий, вьющийся,

С оттенком красноты

кость широкая,

Но сильно исхудалое

Лицо… . (Григорий Добросклонов — сборник песен)

— Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива, волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла. (Матрёна Тимофеевна – серп)

— Носил рубаху красную,

Поддёвочку суконную,

Смазные сапоги,

Пел складно песни русские

И слушать их любил. (Павлуша Веретенников – блокнот)


Четвёртый конкурс: «Чёрный ящик»: Что лежит в чёрном ящике?

То, что принёс в подарок своей невесте герой поэмы «Коробейники» (перстенёк).

То, чем расплатилась пеночка с мужиками за спасение своего птенчика (скатерть-самобранка).

То, что спасала во время пожара жена Якима Нагого? (Иконы)

То, о чём всю жизнь пела и плакала мать Григория Добросклонова.

(Соль)

Пятый конкурс: На столе разложены монеты, Каждой группе нужно выбрать монету, которая во второй половине XIX века называлась:

лобанчик – 3 серебряных рубля,

гривна – 10 копеек,

полушкаполовина деньги,

целковик — серебряный рубль.

III. Подведение итогов урока, аргументирование оценок группам и внутри групп.


IV. Рефлексия учащихся по анкетам.


V. Заключительное слово педагога: Мне хотелось бы завершить урок словами Расула Гамзатова о Некрасове:

«Он – как добрый, сложенный на века дом: из него выходят в юные годы и в него возвращаются на склоне жизни. В прошлом веке он был нужен по преимуществу России, теперь он нужен многим людям многих наций».

Хочется надеяться, что для вас творчество Некрасова тоже станет «добрым домом», где вы найдёте много нужного для себя.


































Приложение



Тесты по творчеству Н.А. Некрасова.

1 ВАРИАНТ

 1) Некрасова звали

а) Иван Алексеевич б) Алексей Николаевич

Свежие документы:  Сочинение на тему "Как убедить друга не уезжать за границу"

в) Сергей Алексеевич г) Николай Алексеевич

2) Некрасов

а) совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»

б) участвовал в обороне Севастополя

в) был редактором журнала «Современник»

г) был влюблен в П. Виардо

3) Некрасов учился

а) в Царскосельском Лицее б) в Нежинской гимназии

в) в Московском университете г) в Петербургском университете

4) Произведение «Кому на Руси жить хорошо»

а) роман-эпопея б) рассказ-эпопея

в) поэма-эпопея г) повесть-эпопея

5) Какое произведение не принадлежит Некрасову:

а) «Железная дорога» б) «Невский проспект»

в) «Памяти Добролюбова» г) «Русские женщины»

6) Какую деревню не упомянули в «Прологе» поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

а) Заплатово б) Дырявино

в) Неурожайка г) Безруково

7) Кого искали мужики в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

а) счастливого б) богатого

в) ученого г) скатерть-самобранку

8) Кто из животного мира помог мужикам в «Прологе» поэмы «Кому на Руси жить хорошо», подарил им скатерть-самобранку?

а) лисица б) волк

в) пеночка г) синичка

9) Кто в поэме счастьем считал «покой, богатство, честь»?

а) помещик Оболт-Оболдуев б) поп

в) Григорий Добросклонов г) князь Утятин

10) Действие «Кому на Руси жить хорошо» происходит

а) в Москве б) в Калинове

в) «в каком селе – угадывай» г) в Петербурге

11)Черты какого жанра использует Некрасов в «Прологе» «Кому на Руси жить…»?

а) былины б) песни

в) бывальщины г) сказа

12) Кто из героев «Кому на Руси жить хорошо» в прошлом был каторжником?

а) Савелий б) Ермил Гирин

в) Яким Нагой г) Гриша Добросклонов

13) Какова доля русской женщины, представленная в поэме «Кому на Руси…»

а) женская доля так же тяжела, как мужская

б) женская доля тяжелее мужской

в) женская доля легче мужской

г) женщина вообще никакой доли не имеет

14) Кого Некрасов называет счастливым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

а) купчину толстопузого б) Григория Добросклонова

в) попа г) мужиков

15) Кто из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» прямо не участвует в действии?

а) Савелий б) Яким Нагой

в) Ермил Гирин г) Одинцова

16) Кто рассказал о себе:

«Семья была большущая,

Сварливая… попала я

С девичьей холи в ад!

В работу муж отправился,

Молчать, терпеть советовал…»?

а) Матрена Тимофеевна б) Ненила Власьевна

в) княжна Переметьева г) старуха старая, рябая, одноглазая

17) О каком персонаже идет речь?

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

а) проворная Орефьевна, бурмистрова кума б) Ненила Власьевна

в) княжна Переметьева г) Матрена Тимофеевна

 

 

 

2 ВАРИАНТ

 

1) Годы жизни Н Некрасова:

а) 1814 – 1841 б) 1809 — 1852

в) 1821 – 1877 г) 1799 — 1837

2) В жизни Некрасова

а) была ссылка на Кавказ в действующую армию

б) были испытания в Петербургском университете (вопреки воле отца), которые он не выдержал

в) было стихотворение, написанное за сутки до смерти А.С. Пушкина

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса «Вводный урок раздела «Люби живое». Выставка книг»

г) было произведение, сожженное из-за жестокой критики

3) Некрасов учился в

а) Петербургском университете б) Царскосельском лицее

в) Нежинской гимназии г) Симбирском университете

4) Поэма «Кому на Руси жить хорошо» создавалась

а) два года б) пять лет

в) десять лет г) двадцать лет

5) Какое произведение не принадлежит Некрасову:

а) «Дворянское гнездо» б) «Памяти Добролюбова»

в) «Железная дорога» г) «Русские женщины»

6) Произведение «Кому на Руси жить хорошо»

а) рассказ-эпопея б) поэма-эпопея

в) роман-эпопея г) повесть-эпопея

7) Сколько мужиков встретились на «столбовой дороженьке» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

а) пять б) шесть в) семь г) десять

8) В какой главе «Кому на Руси жить хорошо» это происходит:

«Роман тузит Пахомушку,/Демьян тузит Луку. /А два братана Губинытюжат Прова дюжего»

а) «Пролог» б) «Поп»

в) «Счастливые» г) «Помещик»

9) Кого первого встретили мужики из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

а) купчину толстопузого б) помещика

в) крестьянку, Матрену Тимофеевну г) попа

10) Кто сказал: «Напутствуешь усопшего/ И поддержать в оставшихся/ По мере сил стараешься/ Дух бодр! А тут к тебе/Старуха, мать покойника,/ Глядь, тянется с костлявою, / Мозолистой рукой…»?

а) поп б) купец Алтынников

в) Оболт-Оболдуев г) князь Утятин

11) В какой главе «Кому на Руси жить хорошо» происходилоло ?

А день сегодня праздничный,/Куда пропал народ?/Идут селом — на улице/

Одни ребята малые,/В домах — старухи старые…

а) «Пролог» б) «Поп»

в) «Сельская ярмонка» г) «Счастливые»

12) Какую роль в поэме «Кому на Руси жить хорошо» играет образ Якима Нагого?

а) показывает трудолюбие русского крестьянства

б) показывает роль красоты в жизни русского крестьянства

в) показывает роль юродивого в жизни русского крестьянства

г) показывает протест русского крестьянства

13) Кому адресованы строки: «Ему судьба готовила/ Путь славный, имя громкое/ Народного заступника/ Чахотку и Сибирь»

а) Григорию Добросклонову б) Ермилу Гирину

в) Якиму Нагому г) деду Савелию

14) Кто из героев поэмы говорит о себе: «»Клейменый, да не раб!»?

а) Яким Нагой б) Григорий Добросклонов

в) Ермил Гирин г) Савелий

15) Чья портретная характеристика?

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

а) Яким Нагой

б) Григорий Добросклонов

в) Ермил Гирин

г) Савелий

16) О каком персонаже идет речь?

Заснул старик на солнышке,

Скормил свиньям Демидушку

Придурковатый дед!..

а) Яким Нагой

б) Григорий Добросклонов

в) Ермил Гирин

г) Савелий




Эталон ответов:

1 вариант
1-г, 2-в, 3-г, 4-в, 5-б, 6-г, 7-а, 8-в, 9-б, 10-в, 11-г, 12-а, 13-б, 14-б, 15-в, 16-а, 17-г
2 вариант
1-в, 2-б, 3-а, 4-г, 5-а, 6-б, 7-в, 8-а, 9-г, 10-а, 11-в, 12-г, 13-а, 14-г, 15-а, 16-г,
 












Использованная литература


  1. Преподавание литературы в 10 классе. Книга для учителя. Часть 1. Под ред. профессора Г.А. Обернихиной.- М.: АРКТИ, 2002.

  2. Фогельсон И.А. Литература учит. 10 класс. Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1990, с.119-164.

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: