ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
«СЛАВА ЕГО ПРИНАДЛЕЖИТ РОССИИ»
(Жизненный и творческий путь Н.М. Карамзина).
ЦЕЛИ:
помочь учащимся изучить основные факты биографии писателя-земляка, поэта, историка Н. М. Карамзина; познакомиться с его литературным творчеством.
создать условия для развития навыков выразительного чтения, устной монологической речи учащихся.
вызвать чувство восхищения от знакомства с творчеством и личностью Н. М. Карамзина, пробудить познавательный интерес к творчеству и деятельности знаменитого земляка.
ОБОРУДОВАНИЕ:
портрет Н. М. Карамзина, презентация «Жизнь Карамзина», выставка книг, стенд «Карамзин и Симбирский край», репродукции волжских пейзажей; слова и выражения Карамзина;
костюмы для участников литературной гостиной.
Он здесь! Он вечно ваш!
Изображение Клио отныне передаст
В позднейшем времени
И дар Царя, и дань
Признательной России
К трудам Карамзина…
Д. М. Ознобишин
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Чтение стихотворения «Не помним мы истории своей…»
Не помним мы истории своей
Не ведаем, как жили наши предки,
Как будто мы совсем других кровей,
Другой любви,
Обычаев
И сметки.
Как будто бы до нас
И после нас
И не было
И никого не будет.
Живем мы суетливо,
Напоказ,
С гордынею…
Да что же с нами, люди?
Владимир Дворянсков.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ. В этом стихотворении наш ульяновский поэт Н.В.Дворянсков поднимает очень важную тему – тему памяти человеческой, когда люди в погоне за « хлебом насущным» забывают о самом главном: о душе, нравственности, не помнят истории своей Родины.
Сегодня в нашей литературной гостиной речь пойдет о Николае Михайловиче Карамзине, чья жизнь тесным образом связана с Симбирским краем и с историей нашей великой страны
Ведь именно Карамзин был первым историком на Руси и замечательным писателем, в произведениях которого оживала «история государства Российского». А помогут сделать эту встречу незабываемой группа историков, биографов, чтецов, артистов, библиотекарь и муза истории Клио.
Слово предоставляется группе историков, которые расскажут нам о происхождении фамилии Карамзиных, о версиях, связанных с рождением Николая Михайловича Карамзина.
СООБЩЕНИЕ ИСТОРИКОВ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ФАМИЛИИ КАРАМЗИНЫХ.
История рода Карамзиных начинается с 22 февраля 1606 года. Фамилия имеет тюркскую основу: «Кара» — черный, «Мурза» — титул человека знатного происхождения. В словаре «Русские фамилии» фамилия Карамзин трактуется как «чернявый». Под властью российской короны татарская знать сохранила свои привилегии и свои имена, которые были русифицированы обычным порядком, чаще всего путем прибавления суффикса – ов – или –ев – и реже -ин-.
Известно и то, что фамилия Карамзиных проникла через армян, среди которых распространены фамилии: Карахан, Карамурза. Но никаких документальных сведений нет.
ВЕРСИИ, СВЯЗАННЫЕ С МЕСТОМ РОЖДЕНИЯ КАРАМЗИНА.
ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ. Казалось бы, сам Карамзин ответил на вопрос, о котором до сих пор ведутся споры. Читаем в его автобиографической справке, составленной в 1805году: « Надворный советник Н.М.Карамзин родился 1 декабря в 1766 году в Симбирской губернии…» Карамзин, правда, не указал, где именно в Симбирской губернии он родился. И вот эта безобидная недосказанность со временем привела к спору о том, какую из двух губерний – Симбирскую или Оренбургскую – надо считать родиной первого историка Руси.
ВЕРСИЯ ВТОРАЯ. Известный историк Михаил Петрович Погодин, автор двухтомной биографии Н.М.Карамзина, указывает, что Карамзин родился: « в селе Богородском» ( это родовое имение Дмитриевых в Сызранском уезде Симбирской губернии), « в Михайловке» (Оренбургское имение Карамзиных), «в Карамзинке» (село Знаменское Симбирского уезда – родовая вотчина Карамзиных).
ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ. В статье «О месте рождения Н.М.Карамзина» («Ульяновская правда» от 24 мая 1994 года ) ульяновский краевед Жорес Трофимов постарался доказать, что Николай Михайлович родился не в глухом сельце, каким было Знаменское, а в городе Симбирске. Это убеждение основывается, прежде всего, на том, что большинство дворян вели сезонный образ жизни: с наступлением апрельского тепла из Симбирска устремлялись в деревню, а в ноябре – возвращались в городские особняки. Для Карамзиных же возвращение в Симбирск осенью 1766 года имело важное значение: ведь только в городе Екатерина Петровна (мать будущего историка и писателя) могла рассчитывать на жизненно необходимую помощь медика-акушера.
Вот такие версии удалось нам собрать по поводу рождения Н.М.Карамзина.
УЧИТЕЛЬ. «…Карамзин как человек принадлежит прежде всего
Симбирску. В сердцах симбирских уроженцев память о нем должна жить теплее и сердечнее, чем где бы то ни было…»,- так говорил казанский профессор Н.Булич 1 декабря 1866 года, когда отмечался столетний юбилей нашего земляка.
Слово передаем биографам и послушаем их.
БИОГРАФ. Карамзин принадлежал к дворянскому роду, ведущему свое начало от татарского князя Кара-Мурзы, поступившего на русскую службу.
Отец – Михаил Егорович, отставной капитан, имевший земли в Симбирской и Оренбургской губерниях. Мать – Екатерина Петровна, урожденная Пазухина (умерла в 1769 г.). Вторым браком отец Карамзина женился на Евдокии Гавриловне Дмитриевой, тетке И. И. Дмитриева.
Детские годы Карамзина прошли в Симбирском имении его отца селе Знаменском, расположенном в 40 верстах от Симбирска. Чуть позднее оно было переименовано в Карамзинку (Майнского района).
Село Знаменское с его теплой семейной обстановкой, окруженное красивой природой, легендами и сказаниями оказало огромное влияние на будущее писателя.
Здесь он познакомился с европейской классикой, книгами по древней и новой истории, жизнеописаниями великих людей. Среди друзей отца маленький Карамзин научился гордиться и любить свою историю, свой народ, свою Родину.
Руссо, Ричардсон, Сервантес, Вольтер – на книгах этих писателей воспитывался Карамзин.
Жизнь в Знаменском обогатила представления Карамзина о своей малой родине, о занятиях отца и его приятелей-соседей, здесь он познакомился с тяжелой жизнью простых людей и их страданиями, связанных с неурожайными годами. Здесь, в Знаменском, возможно, на самом деле происходили следующие эпизоды автобиографической повести «Рыцарь нашего времени»: случай с медведем, сражение Леона и др.
ЧТЕНИЕ ОТРЫВКОВ ИЗ ПОВЕСТИ «РЫЦАРЬ НАШЕГО
ВРЕМЕНИ».
БИОГРАФ. С большим удовольствием маленький Коля спешил с книгами на высокий берег Волги, где любовался, ее синим простором. Был привязан к ласковой мачехе, так как родную мать помнил смутно. Неизгладимое впечатление произвела на Карамзина Волга: «Волга, родина беспечная юность трогали душу, извлекали слезы. Кто не испытал нежность силы подобных воспоминаний, тот не знает весьма сладкого чувства. Родина, апрель жизни, первые цветы весны душевной! Как вы милы всякому!».
ЧТЕЦ. ОТРЫВОК ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ВОЛГА».
Река священнейшая в мире,
Кристальных вод царица, мать!
Дерзну ли я на слабой лире
Тебя, о Волга! Величать,
Богиней песни вдохновенный,
Твоею славой удивленный?
Дерзну ль игрою струн моих,
Под шумом гордых струн твоих –
Их тонкой пеной орошаясь,
Прохладой в сердце освежаясь –
Хвалить красу твоих брегов,
Где грады, веси процветают,
Поля волнистые сияют
Под тению густых лесов…
БИОГРАФ. Зимой 1773 года Н.М.Карамзина был определен в лучший в Симбирске Дворянский частный пансион француза Пьера Фовеля.
Двенадцатилетнего Николая Карамзина отправляют в далекую Москву в пансион профессора Московского университета Иоганна Шадена, пользовавшегося широкой известностью. Принимая в свое заведение волжанина Карамзина, Шаден с самого начала подметил в юном ученике прекрасные свойства души и редкие способности в учении. В пансионе особенно большое внимание уделялось изучению иностранных языков: французскому, немецкому, греческому, латинскому, английскому и итальянскому. Карамзину, как одному из превосходнейших своих учеников, Шаден давал читать лучшие произведения европейских авторов, особенно французских, чтобы образовать его вкус, ибо уже предвидел в нем литератора.
ЧТЕЦ. ОТРЫВОК ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ВЕСЕЛЫЙ ЧАС».
Кто все плачет, все вздыхает,
Вечно смотрит сентябрем —
Тот науки жить не знает
И не видит света днем.
Все печальное забудем,
Что смущало в жизни нас;
Петь и радоваться будем
В сей приятный, сладкий час!
БИОГРАФ. По совету Шадена, Николай посещал некоторые университетские лекции, где получал основательные сведения по истории отечественной и всеобщей истории, иностранных литератур, теории изящной словесности, основам логики, психологии. Шадену хотелось, чтобы Карамзин дальнейшее образование получил в Лейпцигском университете. Юноша и сам желал этого, но судьба решила по-своему.
Приехав в Петербург в 1781 году, Карамзин начал службу в Преображенском полку (по обычаю времени, еще в детстве, в 1774 г., он был записан в армейский полк, а затем переведен в гвардейский Преображенский полк в чине подпрапорщика). В Петербурге Карамзин встретился с И. И. Дмитриевым, и между ними завязалась дружба. Они вместе обсуждали и первые собственные литературные опыты. В 1783 г. Карамзин впервые выступил в печати, опубликовав прозаический перевод с немецкого языка идиллии С. Геснера «Деревянная нога».
После смерти отца в январе 1784 г. Карамзин вышел в отставку в чине поручика и уехал в Симбирск. Здесь он вел светский образ жизни, но по-прежнему много читал.
Резкую перемену в жизнь Карамзина внесла встреча со старым знакомым семьи, известным любителем древностей и отечественной словесности Иваном Петровичем Тургеневым. Он уговаривает Карамзина ехать в Москву, что и случилось в конце 1784 года. Там Тургенев ввел своего друга в лучший и, пожалуй, единственный интеллигентный кружок того времени, собравшийся возле знаменитого книгоиздателя Н.И.Новикова. Здесь Николай Михайлович редактирует первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума».
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ Н.М.КАРАМЗИНА.
1. Какие вы знаете произведения Карамзина, написанные для детей? (Карамзин написал три сказки: две прозаические – «Прекрасная царевна и счастливый Карла» (1792), «Дремучий лес»(1795); одну стихотворную – «Илья Муромец (1795).
2. Кто из героев сказок Карамзина «хорошо играл на арфе и гитаре, пел трогательные песни своего сочинения и мог прекрасным образом оживлять полотно и бумагу»? (Горбун Карла).
3. Сколько подвигов совершает Илья Муромец в одноименной сказке? (Один).
4. В какой сказке Карамзина мы встречается с Черномором? ( «Илья Муромец»).
5.Как удается Илье Муромцу избавить красавицу от долгого сна и разрушить «очарование злого хитрого волшебника Черномора» ? ( Илья Муромец прикосновением перстня разрушает сон красавицы и тем самым уничтожает «заклинание Черномора ненавистника»).
6. В чем необычность сказки «Дремучий лес» ? (Эту сказку Карамзин сочинил за один день на следующие заданные слова: балкон, лес, шар, хижина, лошадь, луг, малиновый куст, дуб, Оссиан, источник, гроб, музыка).
7. А как должны были располагаться эти слова в сказке? (Все слова надлежало поместить в сказке одно за другим, в котором они были заданы).
8. Почему люди в сказке «Дремучий лес» боялись ходить в лес? ( Люди боялись ходить в лес, т.к. там жили лишь дикие звери да злой волшебник, кум и друг адского Велзевула).
9. Кто такой Велзевул? ( Дьявол, сатана в христианских представлениях; «князь бесов»).
10.Что из себя представляло чудовище, живущее в дремучем лесу? («… когда поселяне издали смотрели на лес, расхаживало между деревьями какое-то чудовище, наравне с высокими соснами, и огненными глазами своими освещало все вокруг себя саженей на сто…»).
11. Почему герой сказки отправился в дремучий лес?
(Юноша отправился в дремучий лес на поиски счастья).
12.Кого юноша встретил в лесу? (Прекрасную девушку, похожую на ангела, и наконец-то женился).
13. Как вы думаете, в чем смысл сказки Карамзина? (Сказка учит добру, смелости. Чтобы вырваться из страшного, дремучего леса, в котором живет человечество, необходимо, считает писатель, найти внутри этого леса « зеленый луг», который научит нас любви и святой дружбе. Нужно только суметь воспитать в себе такие качества как доброту, храбрость, желание помогать людям, в трудные минуты жизни не унывать, проявлять милосердие ко всему живущему на свете.)
14. Какая идея, по вашему мнению, объединяет все сказки Николая Михайловича Карамзина?
(Быть счастливым можно только тогда, когда делаешь людям добро.).
БИОГРАФ. Человек и его переживания станут впоследствии неотъемлемой частью творчества Карамзина. В 1803 году Н. М. Карамзин приступает к многотомному труду по истории России, над которым будет работать более двадцати лет – до конца своей жизни.
БИБЛИОТЕКАРЬ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ТРУД КАРАМЗИНА «ИСТОРИЯ
ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО».
Первые наброски плана «Истории государства Российского» относятся к 1800 году. Насколько он уже тогда был поглощен этим замыслом, можно судить по письмам, адресованным И. И. Дмитриеву и брату.
ЧТЕНИЕ ПИСЕМ.
«Я по уши влез в русскую историю, сплю и вижу Никона с Нестором…»
«Занимаюсь только русской историей, — пишет он брату весной 1803 года, а в декабре этого же года сообщает: «Император пожаловал мне пансион в год по две тысячи рублей и сделал меня историографом».
« В труде моем бреду вперед, шаг за шагом, и теперь, описав ужасное нашествие татар перешел в 14 век. Хотелось бы мне до возвращения в Москву добраться до времен Дмитрия, победителя Мамаева. Иду голой степью; но от времени удается мне находить и места живописные. История не роман; ложь всегда может быть красива, а истина в простом своем одеянии нравится только некоторым умам опытным и зрелым».
БИБЛИОТЕКАРЬ. Теперь Карамзин мог всецело посвятить все свои силы на реализацию обширного плана. Главное заключалось даже не в пенсии, а в том, что перед государственным историографом открывались сокровища архивов.
Помимо государственных архивов Карамзин пользовался сокровищами целого ряда частных собраний Мусина – Пушкина, Румянцевых, Тургеневых, Муравьевых, Толстого, Уварова, а также собранием книг и манускриптов университетской и синодальной библиотек.
Важным подспорьем в работе над «Историей…» была собственная библиотека Карамзина. Имелся в ней подбор ценных древних рукописей.
БИОГРАФ. Начало работы над «Историей…» совпало с изменением в семейном положении автора. В 1804 году (после смерти первой супруги) Карамзин сочетался браком с Екатериной Андреевной Колывановой (внебрачной дочерью своего друга и корреспондента князя А. Вяземского) и надолго поселился в Остафьеве – подмосковном имении Вяземских.
В лице Екатерины Андреевны историк обрел надежную подругу, умную, прекрасно образованную помощницу. Она помогала в переписке готовых глав, позже держала корректуру первого издания «Истории…», а главное — обеспечила тот душевный покой и условия для творчества, без которых был бы просто невозможен огромный труд мужа.
БИБЛИОТЕКАРЬ. «История государства Российского» появилась в годы, когда русский народ был воодушевлен победой над армией Наполеона, в обстановке патриотического подъема, вызванного Отечественной войной 1812 года. Россия спасла Европу от порабощения. Откуда, где источники этой мощи,- спрашивали себя русские люди, откуда их род, каково их место и роль в семье европейских народов? Труд Карамзина отвечал на все эти вопросы. Он посвящен родному народу.
БИОГРАФ. В начале 1826 года, будучи тяжело больным, Карамзин писал Дмитриеву: «Списывая вторую главу Шуйского, еще три главы с обозрением до нашего времени и поклон всему миру… Близко, близко. Но можно еще доплыть до острова, жаль, если захлебнусь с пером в руке». Строки эти оказались пророческими. Последняя фраза незавершенного двенадцатого тома гласила: «Орешек не сдавался».
Утром 22 мая 1826 года Николай Михайлович скончался.
Похоронили Карамзина на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре в Петербурге.
Карамзину предлагали стать министром народного просвещения, предлагали чины, звания, награды. Писатель от всего отказался, согласившись принять звание историографа. Это звание было настолько диковинным в России, что слуга записал его однажды в книге визитов: «Граф Истории».
Теперь проверим ваши знания по истории России, проведем историческую разминку. ( За каждый правильный ответ вручается жетон).
ИСТОРИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.
1.Что называется летописью? (Сказание по годам).
2.Как называется комната монаха в монастыре? (Келья).
3.Бог грома и молнии у древних славян? (Перун).
4.Как называются произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях? (Былина).
5.Чей щит прибит на вратах Цареграда? ( Вещего Олега).
6.Старинная рукопись, документ? (Хартия, свиток).
7.В каком городе Древней Руси былп устроена первая библиотека? (В Киеве).
8.Первая книга христианского мира (Евангелие).
9.Кто такой Боян? (Поэт, певец Древней Руси).
10. Назовите первых святых на Руси? (Борис и Глеб).
11.Что необходимо, чтобы стать толмачем? (Знать языки, т. к. толмач – это переводчик).
12.Сколько копеек в полушке? (Полушка – четверть копейки).
БИБЛИОТЕКАРЬ. ВЫСТАВКА КНИГ Н.М.КАРАМЗИНА.
Литературная деятельность Карамзина охватывает период с середины 1780 – х. до середины 1820 – х.годов. Он стал первым и самым крупным представителем нового на правления в литературе – сентиментализма.
Карамзиным написана сентиментальная повесть «Бедная Лиза»; исторические повести — «Наталья, боярская дочь», «Марфа – посадница, или покорение Новгорода». Путевые записки «Письма русского путешественника». Используя типичный для сентиментализма жанр «путешествия», Карамзин сумел дать читателю живое представление о культурной и общественной жизни европейских стран конца восемнадцатого века. Он подробно рассказал о городах, нравах и обычаях жителей, о своих встречах со знаменитыми учеными и писателями, о музеях и памятниках, о местных преданиях. Повествование его многопланово: оно включает автобиографические воспоминания, портретные и пейзажные зарисовки, юмористические сценки.
Особое место в творчестве Карамзина занимают письма, посвященные Франции – «Остров Борнгольм» и «Сиерра – Морена». Как поэтичны стихотворения «Осень», «Волга», «Молитва о дожде» и др. Им написана автобиографическая повесть «Рыцарь нашего времени», сказки.
Но наиболее популярными все-таки стали повести «Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь», написанные в стиле сентиментализма.
Чтобы описать чувства, изображение которых было главным объектом сентименталистов, необходимо было подобрать соответствующие слова. Оказалось, что в русском языке часто нет слов для выражения понятий, которые есть в других европейских языках. И тогда Карамзин, по словам В. Г. Белинского, «преобразовал русский язык».
УЧИТЕЛЬ. Познакомьтесь, пожалуйста, со словами и выражениями, которые ввел в русский язык Николай Михайлович Карамзин : чувствительность, деликатность, влюбленность, утонченность, будущность, человечный, тонкий вкус, переворот, развитие, общественный, развитие…
Это была настоящая революция в языке. Но важнее всего было то, что Карамзин изменил образ героя литературного произведения. Его герои – не цари и вожди, а молодые крестьянки, которые тоже умеют любить и страдать. Предлагаем вашему вниманию инсценировку отрывка из повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь».
ИНСЦЕНИРОВКА ОТРЫВКА ИЗ ПОВЕСТИ «НАТАЛЬЯ,
БОЯРСКАЯ ДОЧЬ».
Наталья.( Нежным голосом)Ты плачешь?
Алексей. Ах! Я должен открыть тебе мое сердце, прелестная Наталья! Оно еще не совершенно уверено в своем счастии.
Наталья. Что ж ему надобно?
Алексей. Обещай, что ты исполнишь мое требование.
Наталья. Скажи, скажи, что такое? Исполню, все сделаю, что велишь мне!
Алексей. В нынешнюю ночь, когда зайдет месяц, — в то время, как запоют первые петухи, — я приеду в санях к вашим воротам, ты должна ко мне выйти и ехать со мною; вот чего я от тебя требую!
Наталья. Ехать? В нынешнюю ночь? Куда?
Алексей. Сперва в церковь, где мы обвенчаемся, а потом туда, где я живу.
Наталья. Как? Без ведома отца моего? Без его благословления?
Алексей. Без его ведома, без его благословления, или я погиб!
Наталья. Боже мой!.. Сердце у меня замерло. Уехать тихонько из дому родительского? Что же будет с батюшкою? Он умрет с горя, и на душе моей останется страшный грех. Милый друг! Для чего нам не броситься к ногам его? Он полюбит тебя, благословит и сам отпустит нас в церковь.
Алексей. Мы бросимся к ногам его, но через некоторое время. Теперь он не может согласиться на брак наш. Сама жизнь моя будет в опасности, когда меня узнают.
Наталья. Когда тебя узнают? Тебя, милого душе моей?.. Боже мой! Как люди злы, если ты говоришь правду! Только я не могу поверить. Скажи мне, как тебя зовут?
Алексей. Алексеем.
Наталья. Алексеем? Я всегда любила это имя. Что ж беды, если тебя узнают?
Алексей. Все будет тебе известно, когда ты согласишься сделать меня счастливым. Прелестная, милая Наталья! Время проходит, мне нельзя быть долее с тобою. Чтобы родитель твой, которого я сам люблю и почитаю за добрые дела его, — чтобы родитель твой не сокрушался и не почитал дочери своей погибшею, я напишу к нему письмо и уведомлю, что ты жива и что он может скоро увидеть тебя. Скажи, скажи, чего ты хочешь: жизни моей или смерти?
Наталья. Ты меня спрашиваешь? Разве я не обещала тебе повиноваться? С самого младенчества привыкла я любить моего родителя, потому что и он любит меня, очень, очень любит (тут Наталья обтерла платком слезы свои),- тебя знаю недавно, а люблю еще больше: как это случилось, не знаю.
Алексей (снял золотой перстень с руки своей, надел его на руку Наталье). Ты моя! (Уходит).
УЧИТЕЛЬ. Творчество Карамзина сыграло выдающуюся роль в истории и литературе. Недаром Александр Сергеевич Пушкин говорил о нашем земляке: «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России…», поэтому не случайно память о Николае Михайловиче Карамзине увековечена в нашем крае. О памятнике Карамзину, « о милом сердцу уголке», расскажет муза истории Клио.
МУЗА КЛИО. Памятник Карамзину – одно из лучших украшений города Ульяновска.
Весной, когда сочные гроздья сирени наполняют воздух сказочным ароматом, не найдешь в городе красивее Карамзинского сада. Металлическая решетка, выкованная на одном из уральских заводов, опоясывая сад, придает ему вид огромной корзины, наполненной цветами. В центре сада – памятник удивительной красоты. Создан он по проекту скульптора Гальберга, открыт в августе 1845 года и посвящен Николаю Михайловичу Карамзину.
ЧТЕЦ. СТИХОТВОРЕНИЕ Н. М. ЯЗЫКОВА.
Он памятник себе воздвиг, чудесный, вечный,
Достойный праведных похвал,
И краше, чем кумир иль столб каменосечный,
И тверже чем литой металл!
Тот славный памятник, отчизну украшая,
О нем потомству говорит
И будет говорить, покуда Русь святая
Самой себе не изменит!
МУЗА КЛИО. Это одно из лучших творений искусства эпохи классицизма. Главным элементом памятника является моя статуя – музы Клио, которая стоит на пьедестале из красного полированного гранита. Я одна из девяти дочерей древнегреческого бога Зевса, покровительствую истории.
В левой руке – труба, через которую могу вещать потомству о главных исторических событиях, а правой рукой возлагаю скрижали истории на жертвенник бессмертия, делая их, таким образом, вечными.
На боковых гранях пьедестала скульптор разместил два горельефа. На горельефе с левой, северной, стороны изображен значительный эпизод из биографии Карамзина, происшедший в марте 1811 года в Твери, во дворце великой княгини Екатерины Павловны – сестры императора, где Карамзин в течение четырех дней читал фрагменты своей «Истории государства Российского» Александру Первому и его сестре.
На горельефе с правой стороны историк изображен на смертном одре в окружении близких и родных. Стоящая Фортуна сыплет из рога изобилия монеты, которые становятся достоянием ребенка. Здесь в иносказательной форме отражен достоверный факт из последних дней Н. М. Карамзина, когда ему 13 мая 1826 года, тяжело больному, были «пожалованы» 50 000 тысяч рублей для поездки в Италию на излечение, для чего было приказано снарядить один из кораблей военно-морского флота. Но Карамзин умер через девять дней после этого, и эти деньги были обращены в ежегодную пенсию семейству Карамзина. Поэтому он изображен на горельефе с останавливающим жестом, направленным к Фортуне, как бы говоря, что все это запоздало, и он не может воспользоваться ее дарами.
Долгое время решался вопрос, где поставить памятник Карамзину. Было выбрано наиболее посещаемое жителями, в центре Симбирска. С тех пор площадь, где установлен памятник, стала называться Карамзинской, а в 1865 году она была превращена в сквер, который и ныне называется Карамзинским.
ЧТЕЦ. ОТРЫВОК ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Д. М. Ознобишина «ОН
ЗДЕСЬ!..»
Он здесь! Он вечно ваш!
Изображение Клио отныне передаст
В позднейшем времени
И дар Царя, и дань
Признательной России
К трудам Карамзина…
СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Спасибо всем за интересную и познавательную встречу с Николаем Михайловичем Карамзиным в нашей литературной гостиной. Мы никогда не забудем, что жизнь и творчество нашего земляка принадлежит России и народу, в чем сам признавался Николай Михайлович Карамзин:
Хотел писать я много
О том, как человеку
Себя счастливым сделать
И мудрым быть в сей жизни.
Надеюсь, что в будущем вы не раз захотите встретиться с произведениями этого удивительного и замечательного писателя, захотите вновь и вновь соприкоснуться с историей своей страны и родного края
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Блохинцев А. Н. « И жизни след оставили своей…»
Ульяновск: Симбирская книга, 1997.
2. Карамзин Н. М. Сочинения в двух томах.
Ленинград: Художественная литература,1984.
3. Литературное краеведение. Родное слово.
Ульяновск: Корпорация технологий продвижения,
2009.
4. Литературное краеведение. Хрестоматия «Край
прелестный – это ты». Ульяновск: Корпорация
технологий продвижения, 2010.
5. Николаев П. А. Русские писатели,
биобиблиографический словарь. Москва:
Просвещение,1996.
6. Ульяновская — Симбирская энциклопедия, том
первый А – М. Редактор – составитель В. Н. Егоров.
Ульяновск: Симбирская книга, 2000.
Автор: Маврина Людмила Александровна
2014 год
Современное школьное литературное образование предполагает непременное знакомство учащихся с творчеством писателей – земляков. Симбирская земля подарила отечественной литературе немало замечательных поэтов и писателей. « Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной»,- эти слова Д.С.Лихачёва близки каждому учителю, стремящемуся через литературу приобщить читателей к истории и культуре родного края, вырастить их патриотами.
Едва ли в России отыщется другой провинциальный город, вырастивший и вдохновивший на литературное творчество столь замечательных талантов, как Симбирск. Одни здесь родились, жили, другие часто бывали, иные только изредка наезжали в старинный волжский городок.
Наш край, его природа и люди служили и служат неисчерпаемым источником вдохновения для многих деятелей отечественной литературы и русской культуры в целом. Н.М.Карамзин, С.Т.Аксаков, Н.М.Языков, Д.Д.Минаев, И.А.Гончаров – вот далеко не полный перечень имён, связанных с историей Симбирского края и навечно вписанных в историю мировой культуры.
Не оскудела писательскими талантами наша малая родина и сегодня: А.Жуков, Н. Благов, В.Цырков, Г.Коновалов, В.Дедюхин, В.Дворянсков, С.Матлина.
Жизнь и творчество наших знаменитых земляков — благодатный материал для глубокого познания родного края, воспитания любви к «тихой родине», а также пример самоутверждения для подрастающего поколения.
В разные годы в Симбирске или Симбирской губернии бывали: поэт – романтик, автор поэмы «Светлана» В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Т.Г.Шевченко, Н.Г.Чернышевский, поэт тютчевской плеяды А.С.Хомяков, драматург А.Н.Островский, Л.Н.Толстой, А.М.Горький, автор «Хождения по мукам», «Гиперболоида инженера Гарина» и «Золотого ключика» А.Н. Толстой.
Видимо, и впрямь наша земля особенно щедра на таланты. Родившись здесь, литературно одаренный человек, будь он хоть в Москве, хоть в Париже или Лозанне, испытывал неодолимую тоску по родине. Многие из наших великих земляков, безусловно признавая сонную патриархальность Симбирска, всегда стремились на берега Волги и Свияги, в «отчизну поэтов», где их особенно часто посещало творческое вдохновение.
Уроки литературного краеведения являются важным звеном литературного образования школьников и создают дополнительные возможности для их нравственно-эстетического воспитания.
Материалы по литературному краеведению Ульяновской области располагают богатейшими возможностями для организации разнообразных учебных занятий и призваны вызывать интерес к истории и культуре родного края, воспитывать патриотические чувства, отрабатывать навыки поисковой работы.
Николай Михайлович Карамзин по праву возглавляет славную плеяду уроженцев Симбирского края. Детские годы Карамзина прошли в имении его отца – селе Знаменском, расположенном в 40 верстах от Симбирска. Он учился грамоте у сельского дьячка, брал уроки иностранных языков у немца – медика и француза- гувернера. Серьезная учеба началась в Симбирске, в пансионе Фовеля. Затем – Москва, пансион Шадена. Завершил свое образование Карамзин в Петербурге, в Преображенском полку, куда был записан еще в младенчестве. Однако военная служба его не привлекала, и он вскоре выходит в отставку.
В историю русской литературы Карамзин вошел как основоположник сентиментального направления. Герой сентиментальной литературы – человек тонко чувствующий, живущий главным образом в своем внутреннем мире.
Перу Карамзина принадлежат стихотворения, повести, путевые заметки, а также переводы произведений западно – европейских писателей, главным образом Шекспира. Главный труд Николая Михайловича Карамзина – 12-томная «История государства Российского»