Урок «Умники и Умницы»
«Сказки А. С. Пушкина», 5 класс.
Цель: Воспитание познавательного интереса к художественному слову, к чтению книг и их литературному анализу.
Задачи:
1. Обучать учащихся выразительному чтению художественных произведений А.С. Пушкина.
2. Развивать память, логическое мышление, речь, творческие способности, внимание, смекалку.
3. Воспитывать чувство любви к поэтическому слову.
Предварительная работа:
1.Проведён конкурс рисунков в 5 классе «Читаем сказки А.С. Пушкина».
2.Изготовление «Ордена Шёлкового Умника».
3.Выпуск газет «Ох, уж эти сказки!»
4.Инсценировка сказок А.С. Пушкина.
Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!
А. С. Пушкин
Ход игры:
Ведущий объясняет правила игры.
1.Учащиеся выбирают себе номер агона, в котором они будут принимать участие.
2.Представление жюри.
Ведущий (учитель):
Итак, сегодня у нас необычный урок. Я — Заумник, участники- агонисты, зрители — теоретики.
Правила выбора дорожек:
Красная — самая короткая, на ней нельзя ошибаться.
Зелёная — при ответе можно ошибиться один раз.
Жёлтая — дорожка – при ответе можно ошибиться два раза.
Участники выбирают дорожки (Инсценировка отрывков сказок – жюри определяет лучшее выступление).
Ведущий: Тема нашей игры — «Сказки А.С. Пушкина».
Играют участники первого агона.
Вопросы 1 агона:
1.С чем пришел невод во второй раз? (с травой морской)
2.Каким было море в первый раз? (слегка разыгралось)
3.Как заканчивается «Сказка о рыбаке и рыбке»? (на пороге сидит его старуха, перед нею – разбитое корыто)
4.Какой вопрос задал Балда попу при первой встрече? (что, батька, так рано поднялся, чего ты взыскался?)
5.На что надеялся поп? (на русский авось)
6.Какое второе задание получил от Балды чертенок? (кто дальше бросит палку)
7.Что произошло с попом после второго щелчка? (подпрыгнул поп до потолка)
8.Сколько месяцев отсутствовал царь из «Сказки о мертвой царевне»? (9 месяцев)
9.Как звали жениха мертвой царевны? ( Елисей)
Вопросы 2 агона:
1.Какое приданое было у царевны из «Сказки о мертвой царевне»»? (семь торговых городов и сто сорок теремов)
2.К кому обращается Елисей, когда искал невесту? (к солнцу, к месяцу, к ветру)
3.Как заканчивается «Сказка о мертвой царевне»? (я там был, мед – пиво пил, да усы лишь обмочил)
4.Что Дадон делал в молодости? (наносил обиды соседям)
5.Что кричал петушок? («кири-куку, царствуй, лежа на боку»)
6.Куда заманила шамаханская царица Дадона? (в шатер)
7.Как заканчивается «Сказка о золотом петушке»? («сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»)
8.Какую песню пела белка? (во саду ли, в огороде)
9.Что пообещал Дадон мудрецу? («волю первую твою я исполню, как мою»)
Вопросы 3 агона:
1.В кого превращался Гвидон? (комара, муху, шмеля)
2.Опишите красавицу – Лебедь (Княгиня — диво: под косой луна блестит, а во лбу звезда горит»).
3. Что написали ткачиха и повариха в письме Салтану? ( Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку…)
4.Какие чудеса были у Гвидона? (белка, царевна-лебедь, 33 богатыря, Дядька Черномор)
5.Какие желания были у старухи? (новое корыто, изба, столбовая дворянка, вольная царица, владычица морская, чтобы рыбка служила у нее на посылках)
6.Куда шел Балда? (сам не знал куда)
7.Где спал Балда? (на соломе)
8.Как звали собаку богатырей? ( Соколко)
9.Что сделал Гвидон — комар со своею теткой? («впился ей в правый глаз»)
10.Что случилось с бабушкой, когда ее укусил шмель? («у нее выскочил волдырь»)
11.Как звали женихов Людмилы? (Руслан, Фарлаф, Рогдай, Ратмир)
12.Как звали возлюбленную старца? (Наина)
13.Сколько лет рыбачил старик? (33 года)
Вопросы финала:
1. По картинкам, рисункам определить название сказки А. С. Пушкина.
2. По схеме определить год рождения поэта.
Игра с теоретиками:
Отгадать загадки, отгадки которых есть в сказках А.С. Пушкина.
1.Светит, сверкает, всех согревает? (Солнце, во всех сказках).
2.В дом чужого не пущу, без хозяина грущу. (Собака, «Сказка о мертвой царевне»)
3.Узловат Кузьма, развязать нельзя. ( Цепь, «Сказка о мертвой царевне»)
4.Лес кругом стоит стеной, нелюдимый и глухой. (Чаща, «Сказка о мертвой царевне»)
5.Если б не было его, не сказал бы ничего. ( Язык, все сказки поэта)
6.Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый, он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. ( Хлеб, «Сказка о мертвой царевне»)
7.День целый с удочкой сидит, что поймал, о том молчит. (Рыбак, «Сказка о рыбаке и рыбке»)
8.Круглое, румяное, я расту на ветке, любят меня взрослые и детки. (Яблоко, «Сказка о мертвой царевне»)
9.Кто на елке шишки грыз и бросал объедки вниз? (Белка, «Сказка о царе Салтане»)
10.По полю рыщет да свищет. Деревья ломает, к земле приклоняет. (Ветер,
«Сказка о мертвой царевне»)
11.Что за зверь лесной встал как столбик под сосной?
И стоит среди травы, уши больше головы? (Заяц, «Сказка о попе…»)
12.Не зверь, не птица, носок как спица. Летит- кричит, сядет – молчит. (Комар,
«Сказка о царе Салтане»)
13.Над домом у дорожки висит кусок лепешки. ( Месяц, «Сказка о мертвой царевне»)
14.Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. ( Берега, «Сказка о рыбаке и рыбке»)
15.Стоит толстуха, деревянное брюхо, железный поясок. (Бочка, «Сказка о царе Салтане»)
16.Ходит взад- вперед, никогда не устает. (Дверь, «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о царе Салтане»)
17.Целый день летает, всем мешает, ночь настанет, тогда перестанет. (Муха, «Сказка о царе Салтане»)
После ответа агонистов жюри определяет победителя. Теоретикам, набравшим наибольшее количество «Орденов Шелкового Умника», вручаются поощрительные призы.