Урок литературы в рамках модуля «Психолигвистические аспекты восприятия и понимания художественного текста»
Подготовила Стегалова Светлана Владимировна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №194
Константин Бальмонт. «У чудищ»
Цель образоват: дать представление о творчестве поэта, обучение идейно-тематическому анализу
Цель развивающая: формировать творческое мышление, развивать речь уч-ся
Воспитательная: воспитывать познавательный интерес
Урок изучения новой темы
комбинированный
Ход
Вступительное слово
Тема нашего урока необычна. Разговор будет о сказке, о волшебстве и о тайнах творчества. Сегодня мы будем говорить о поэзии К.Бальмонта, вспомним его детские годы, прочитаем его стихи, вслушаемся в них, они удивительно музыкальны, попробуем увидеть в них чудо и почувствовать красоту русского слова.
Рассказ о детстве поэта и сборнике «Фейные сказки»
Слайд1 Перед нами портрет К. Бальмонта. Поэт очень любил мечтать и часто в мечтах возвращался в детство. Попробуем и мы возвратиться в детство поэта.
Слайд 2 И окажемся в селе Гумнищи, красивом и милом царстве уюта и тишины.
Слайд 3 Здесь в ночь с 3 на 4 июня 1867 в семье Бальмонтов родился третий сын – Константин. Сельцо было небольшим: старый дом, окруженный тенистым садом,
Слайд 4 Несколько изб и
Слайд 5 Небольшой пруд
Слайд 6. Отец поэта – Дмитрий Константинович служил в Г.Шуя, сейчас в этом доме музей Бальмонта, был человек приятный, умный, спокойный. Любил охоту. Его предки были шотландскими моряками. Мать – Вера Николаевна была женщина образованная, энергичная, пользовалась большим авторитетом. Обжала книги, музыку, сама пробовала писать стихи и прозу. Хорошо знала языки. Вера Николаевна чудесно играла на фортепиано, и часто из раскрытого окна лились чарующие звуки музыки.
Слайд 7 Родители оказали на Константина огромное влияние , но не меньшее влияние на него оказала чудесная природа.
Слайд 8 Рядом с усадьбой был тенистый парк.
Слайд 9 Парк любили все, но особенно – маленький рыжеволосый мальчик
Слайд 10 Он часто бродил по парку,
Слайд 11 пытался разгадать его тайны.
Слайд12 И однажды в саду иволга волнующе запела, и самый верхний листок, затрепетавший на самой высокой липе
Слайд 13 Толкнул в детской душе творческую основу, и мальчик сочинил первые стихи. Юному поэту исполнилось 10 лет.
Слайд 14 Позже поэт вспоминал: « Стихи плясали в моей душе, как стеклокрылые стрекозы- коромысла, и я сразу мысленно написал с десяток стихов и читал их вслух моей матери, которая ехала на тройке вместе со мной и которая смотрела на меня после каждого стихотворения восхищенно, такими милыми глазами.
Слайд 15 Вот так из маленького мальчика постепенно вырос поэт К.Бальмонт. он станет самым известным поэтом, напишет 35 книг стихов. Поэт Бальмонт был очень необычным человеком и внешне , и внутренне. Даже прохожие останавливались и долго глядели ему вслед: с бледным лицом, красной как огонь бородкой, зелеными и грустными глазами он походил на заморского принца. Также необычна была его поэзия. Его стихи переносили читателя в мир сказок, грез, загадочных стран.
Слайд 16 В 1905 году он напишет самый замечательный, соединивший фантазию, юмор, завораживающий живыми и трепетными образами, цикл стихотворений «Фейные сказки». Об этих изящных детских песенках – нежных, воздушных, музыкальных – писал Валерий Брюсов. Поэт и современник Бальмонта: « В «Фейных сказках» родник творчества Бальмонта бьем струей ясной, хрустальной» у Бальмонта было тонное чутье к красоте слова. «Солнечной пряжей» называл он свои стихи. А в 1907 году другой великий поэт А.Блок скажет: « Никто до сих пор не равен ему в его певучей силе».
Слайд 17 Книгу стихов «Фейные сказки» Бальмонт посвятил своей тогда четырехлетней дочери Нине, (Нинике), которую любил со всей своей отцовской нежностью. И первое стихотворение посвящение ей.
Слайд 18
Посвящение
Солнечной Нинике, с светлыми глазками –
Этот букетик из тонких былинок.
Ты позабавишься Фейными сказками
После блеснешь мне зелеными глазками,-
В них не хочу я росинок.
Вечер далек, и до вечера встретится
Много нам, гномы, и страхи, и змеи.
Чур, не пугаться, — а если засветятся
Слезки, пожалуюсь Фее
Индивидуальное задание
Почему поэт назвал сою книгу «Фейные сказки». Попробуем понять это, узнав, кто такая фея.
Сообщение ученицы
Слайд 19 Фея в легендах Западной Европы – свехъестественное существо, волшебница в виде красивой женщины, иногда с крыльями.
Слайд 20 Легкие и изящные, они населяют всю природу. Время, свободное от плясок и пения, феи проводят за пряжей и ткачеством, изготавливают плащи, ковры, шапки-невидимки.
Слайд 21 Фея способна мгновенно являться и исчезать. У нее есть друзья: стрекозы, жуки, светлячки, ромашки, лилии.
Слайд 22
Ученик читает стихотворение «Фея»
Слайд 23 ( фея)
Вступительная беседа
Ребята, понравилось вам стихотворение? Чем оно замечательно? ( ритмичность, музыкальность, представляешь волшебный мир…)
Кто такая муза?… слайд 24 …. ( в переносном значении творческое вдохновение. Источник его, представляется обычно в образе женщины, богини)
Ребята , почему лирический герой стихотворения выбирает ее, фею, своей музой? ( все, что связано с поэзией, связано с волшебством, так считает автор)
Анализ стихотворения «У чудищ»
Слайд 25 В цикл «Фейные сказки « входит стихотворение «У чудищ» . это стихотворение мы пока не читали.
Как вы думаете, о чем пойдет речь в стихотворении? ( о каких-то чудищах, о сказке)
А какие сказочные чудища вы знаете? ( баб яга, кощей, змей горыныч….)
Для чего нужны чудища в сказках? (они создают препятствия главным героям сказок)
Слайд 26 (фильм)
Сейчас мы посмотрим маленький фрагмент из сказки «Морозко». Вспомним, какая она, Баба Яга в сказках.
А теперь и мы отправимся в гости к чудищам. И для начала попробуем предположить, какое настроение у стихотворения, каково его музыкальное звучание по названию.
Слайд 27
Работа по слайду. Дети выбирают надпись, объясняют свой выбор, прослушивают муз фрагмент.
Слайд 28
А теперь я прочитаю вам это стихотворение. Ваша задача, обратить внимание на настроение стихотворения, составить партитуру чтения. ( простым карандашом отмечать паузы, логические ударения)
Совпадает ли настроение стихотворения с предполагаемым? ( в стихотворении звучат какие-то веселые интонации, чувствуется какая-то таинственность)
Мастерство поэта проявляется в том, что не только слова, но и звуки несут определенный смысл. Обратите внимание на первое четверостишие, прочитайте его .
Слайд 29
. Какой звук слышится в нем (ш). так говорят, когда хотят сообщить тайну, шепчут.
Возможно ли прочитать стихотворение мрачно? (нет)
А почему? ( слова какие – то добрые : избушка, яга, смех, герой никого не боится, стянул бусы)
Есть ли в стихотворении волшебство? ( да, шапка-невидимка. Герой идет в гости к бабе яге, кощею…)
Кто герой стихотворения: мальчик, юноша, мужчина?( кручу свой ус)
Вспомните портрет поэта. Может это он? Показываю слайд 30
Попробуйте представить его характер? ( верит в сказки, озорной, ничего не боится, хочет что-то узнать)
Почему отправляется к бабе Яге в избушку? ( избушка находится на границе двух миров: реального и ирреального, это переход)
Знаком ли герой с этим миром? ( там всё как прежде)
То «стянул» герой у Яги? ( две нитки бус)
Что это?( тайны)
Почему две? ( два мира)
Предположим, что же хочет узнать герой у чудищ. ( тайны реального мира и ирреального, мира поэзии ) Для чего идет к кощею? Текст ( найти для песен жемчугов)
Слайд 31
Что за жемчуга ищет герой? ( когда-то давно слово называлось «прел», что означало и жемчуг. Герой ищет красивые слова)
Как называется этот прием ? (слово используется в переносном значении – метафора).
А для чего герой приблизился к змею? ( узнать тайны)
Так что же это за тайны, которые знают темные силы? ( это тайны вдохновения, поэтического мастерства)
Вывод: это стихотворение о тайнах поэзии, творчества. Вот так в незатейливом детском стихотворении поэт очень просто говорит о тайнах поэзии, творчества. И опять как бы подчеркивает. Вдохновение, поэзия связаны с волшебством.
Слайд 32
Прочитаем стихотворение еще раз, постараемся донести главную мысль стихотворения.
Давно идет спор, как рождаются стихи: благодаря вдохновению или делаются, как, например, сапоги, глиняная посуда. Нужно иметь талант, способности или достаточно просто научиться, как любому ремеслу?
Послушаем, как на этот вопрос отвечает сам поэт?
Слайд 33
Читается стихотворение «Как я пишу стихи» ( под муз. Шнитке)
Стихи появляются как будто сами, герой говорит, что «не сочиняет». И ему вторит другой поэт А.Возненсенский
Слайд 34
Стихи не пишутся – случаются,
Как чувства или же закат.
Душа – слепая соучастница,
Не написал – случилось так.
А как вы думаете , легко ли сочинять.(легко писать – поэтом быть трудно)
Если вы когда-нибудь пробовали сочинять стихи, то, наверное, задумывались, что необходимо для рождения хорошего стихотв? ( вар ответов )
Слайд 35 (букет) Любое хорошее стихотворение подобно красивому букету. Каждый цветок в букете находится на своем месте, и стихотворение получится, если будут……………….. ( откр букет)
Проверка домашнего задания
Ребята, к сегодняшнему уроку вы получили задание написать четверостишие на заданные рифмы. Я открою вам секрет, дело в том, что рифмы я позаимствовала у К.Бальмонта, и вы сейчас вступите в поэтический поединок с поэтом.
Слайд 36 (откр рифмы)
Ребята читают свои четверостишия. Я прочитаю свое. выражают мнение, чье произведение понравилось.
Слайд 37
Открывается слайд с четверостишием Бальмонта.
Итоги урока
Нам сегодня трудно судить, кто написал лучше. Но для нас самое главное, что для вас тоже приоткрылись тайны творчества. Постарайтесь сохранить в душе желание творческих порывов.
На уроке мы узнали много, сегодня звучало много музыки это произведения П И Чайковского , Лядова, Шнитке…это не случайно… как вы думаете , почему? ( стихи очень музыкальны)
Благодарю за участие в уроке………….
Дом задание выучить наизусть понравившееся стихотворение