Конструирование технологической карты урока литературы в соответствии с требованиями ФГОС, 5 класс
















Конструирование технологической карты урока литературы в соответствии с требованиями ФГОС



МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углубленным

изучением отдельных предметов»

учитель русского языка и литературы

Мансурова Альфира Тимербулатовна

План-конспект урока по учебнику «Литература. 5класс: в 2-х частях». Автор: Коровина В.Я.

Тема: «Аллегорическое отражение исторических событий в басне И.А.Крылова «Волк на псарне». Патриотическая позиция автора. Мораль басни.»

(Технологическая карта изучения темы)

Тема

Аллегорическое отражение исторических событий в басне И.А.Крылова «Волк на псарне». Патриотическая позиция автора. Мораль басни.

Цель темы

Дать представление о жанре святочного рассказа

Целеполагание

Предметные умения

УУД

— навыки анализа текста;

— выразительное чтение, чтение по ролям;

— умение определять жанровую принадлежность текста;

— умение понимать и формулировать тему, идею;

— умение характеризовать героев произведения;

— понимание связей литературного произведения с эпохой их написания;

— выявление заложенных в них непреходящих нравственных ценностей;

— владение терминологией.

Личностные: 

— совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

— формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам;

— формирование уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим;


Регулятивные: 

— целеполагание и планирование путей достижения целей;

— самостоятельный контроль своего времени;

— принятие решений в проблемной ситуации;

— развитие навыков самооценки;


Познавательные: 

— поисковое чтение, выразительное чтение, чтение по ролям и структурирование текста;

— использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

— устанавливать причинно-следственные связи


Коммуникативные: 

— учитывать разные мнения;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

— работать в группе;

— осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку;

— использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей и чувств.

Основные понятия

Басня, эзопов язык, мораль, аллегория, иносказание, олицетворение; патриотизм, позиция автора.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

История

Музыка

Живопись

Русский язык

— групповая

— фронтальная

— художественный текст

— мультимедийная презентация

— Интернет (для подготовки индивидуального домашнего задания)



Этапы уроков

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1 — й этап: Постановка цели и задачи урока

научиться распознавать простые и сложные предложения;

определить основные признаки сложного предложения;

познакомиться с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;

определять его границы, строить сложные предложения.

Выдвигают предположения о теме урока, отвечают на промежуточные вопросы учителя.

Выделять значимую для урока информацию из бытовой ситуации.

Выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Актуализировать личный жизненный опыт.

Взаимодействие коллектива и учителя, фронтальный опрос.

Слушать и высказывать свою точку зрения.

Целеполагание.

Слушание и контроль ответов обучающихся.

Слушать, сохраняя целевую установку. Дополнять и уточнять мнения собеседников по существу полученного задания.

2-й этап: Реализация домашнего задания

1. Организует деятельность слушающих и выступающих, ставит учебную задачу:

1) прослушать сообщения,

2) задать вопросы выступающим,

3)оценить их по ранее разработанному алгоритму.

2. Выставляет отметки выступившим.



Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о плане разбора простого предложения.



Выделяют значимую информацию. Анализируют соответствие ответов обучающихся поставленному вопросу.

Учатся ставить вопросы по прослушанному материалу.


Выполняют разбор по плану.



Взаимооценка по разработанному алгоритму (правильность ответа, последовательность разбора ПП).

Понимать и сохранять учебную задачу.

Осуществлять взаимоконтроль.

3 этап: Работа в группах

А сейчас проведем небольшой эксперимент.

Какие это предложения? Составьте их схемы.

Дождь кончился.

[– =].

Дети пошли гулять.

[– =].


Составляют схемы и записывают в тетрадь.






.


Составьте предложения по данным схемам и запишите их в тетрадь.

[– =], [– =].

Дождь кончился, дети пошли гулять.

[– =], и [– =].

Дождь кончился, и дети пошли гулять.

(Когда – =), [– =].

Когда дождь кончился, дети пошли гулять.

Вывод.

Если между частями этих предложений смысловая связь?

Какие это предложения и какие средства связи простых предложений в составе сложного?

Составляют предложения по данным схемам и записывают их в тетрадь.

Проверь себя

Отвечают на вопросы.







Откройте учебник на стр. 100 и выполните упр. 325. Запишите только грамматические основы.

Назовите гр. основы простых предложений.

Назовите гр. основы сложных предложений.







4 этап: Рефлексия

Проверка усвоения материала.

Тест

I. Выбрать определение сложного предложения.

1) Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.

2) Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения.

3) Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.


II. Выбрать способ связи простых предложений в сложное.

1) С помощью обобщающих слов.

2) С помощью союзов.

3) С помощью порядка слов.


III. Выбрать схему сложного предложения.

1) [– =], [– =].

2) [– =].

3) .[– =, =,].


IV. Найти сложные предложения.

1) Отлётные птицы одни за другими собираются в дальний путь.

2) Первые подымают тревогу ласточки, и ещё в конце августа они вдруг исчезают.

3) Сверху моросит мелкий, холодный дождик; с мокрых блестящих крыш каплет вода.


Анализ и структурирование информации, построение логических выводов.

Участвуют в обсуждении.

Слушать ответы обучающихся, принимать точку зрения другого или возражать ему в этикетной форме.

Самооценка и взаимооценка.

Понимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять самоконтроль.



Анализ и выбор ответа из предложенных.



Самоконтроль понимания текста.

Осуществлять самоконтроль.

5 этап: Фронтальная словарная работа

Задаёт вопросы: что такое патриотизм, авторская позиция? Как понимаете слово патриотизм в контексте сегодняшнего дня? Даёт точное значение слова «патриотизм» ()

Формулируют приблизительное значение слова «патриотизм», «авторская позиция» сопоставляют его со словарной статьёй.

Построение определения слова.

Участвуют в обсуждении.

Слушать ответы обучающихся, принимать точку зрения другого или возражать ему в этикетной форме.

Самоконтроль и взаимоконтроль.

Осуществлять само- и взаимоконтроль.

6 этап: Знакомство с басне И.А.Крылова «Свинья под Дубом»

Рассказывает о басне

Слушают рассказ учителя.

Восприятие информации на слух.

Общение с учителем.

Слушание.



7 этап: Домашнее задание

Объясняет домашнее задание: выразительное чтение басни «Свинья под Дубом»;письменно ответить на вопросы (Слайд 14). Первый и второй вопросы – для тех, кому достаточно отметки «4», третий вопрос – для тех, кто хотел бы получить отметку «5».





Выбирают домашнее задание

Целеполагание и планирование своей самостоятельной деятельности.

Свежие документы:  Интегрированный урок литературы, музыки и изобразительного искусства в 5 классе по теме «Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века»



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: