Контрольная работа по литературе для 10 класса

Контрольная работа по литературе (10 класс) за I полугодие



Вариант 1

Часть 1


  1. Закончите предложение, выбрав правильный ответ

  Реализм – это направление в литературе и искусстве, деятели которого…

1) стремятся понять и изобразить взаимодействие человека с окружающей средой

2) поднимают в своих произведениях проблемы воспитания, просвещения и гражданского

служения

3) принимают культ гордой и эгоистически настроенной личности

4) обращаются к духовному миру героя, его внутреннему «Я».


2. Определите литературное направление:

Возникло в конце XVIII века — первой половине XIX века. Характеризуется утверждением

самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую

бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

А) сентиментализм Б) классицизм В) романтизм


3. Афоризм – это

А) выразительная ироническая характеристика

Б) художественное обоснование поступков персонажей

В) краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую

мудрость или нравоучение

Г) часть лексики, слова и обороты, употребляющиеся для создания исторического колорита.


4. Идея художественного произведения – это

А) авторское понимание темы Б) главная мысль произведения

В) основная проблема произведения Г) последовательность событий, описываемых в

произведении.

5. Гипербола – это

А) один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобном художественном

приуменьшении

Б) изображение неодушевленных ил абстрактных предметов, при котором они наделяются

свойствами живых существ

В) один из тропов, художественное преувеличение, усиливающее какие – либо качества.


6. Какой троп можно определить как замену одного слова другим на основе связи и

значений по смежности («театр рукоплескал» вместо «публика рукоплескала»)?
А) гипербола Б) метафора В) гротеск Г) литота Д) метонимия.

7. Соотнесите литературное направление и жанры литературных произведений:

А) классицизм                                                      1.  баллада, исторический роман, новелла

Б) сентиментализм                                               2. ода, басня, комедия, трагедия

В) романтизм                                                        3. элегия, роман в письмах, повесть


8. Главным оружием М.Е. Салтыкова-Щедрина является

А) реальное изображение действительности

Б) смех

В) яркое изображение характеров


9. Как называется город в повести М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»?

А) Умнов Б)Дурнев В) Весельев Г) Глупов


10. Общественный смысл романа И.А. Гончарова «Обломов» заключается в:

А) критике дворянства и крепостничества

Б) идеализация буржуазии как класса

В) утверждение человека как личности


11. Авторским идеалом в романе И.А. Гончарова «Обломов» является:

А) Обломоа Б) Штольц В) Захар Г) Ольга Ильинская


12. Укажите, какую роль выполняют внесюжетные персонажи (посетители Обломова)

в 1-й части романа И.А. Гончарова «Обломов»:

А) оживляют вялое течение романа; Б) олицетворяют суету петербургской жизни;

В) незаметно для героя меняют его жизнь; Г) помогают понять характер главного героя.


13. По какому принципу вводятся образы Обломова и Штольца в роман?

А) по принципу сравнения; Б) по принципу антитезы (противопоставления);

В) по принципу дополнения; Г) по принципу сопоставления.


14. Деталь, отражающая особенность образа жизни Обломова:

А) галстук Б) сюртук В) халат Г) шляпа


15. Ольга Ильинская и Штольц, вспоминая Обломова, отмечают в нём то, что «дороже

всякого ума»:

А) добрый характер Б) мягкость души

В) честное, верное сердце Г) умение не вмешиваться в чужую жизнь


16. Основа конфликта романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»:

А) ссора между П.П. Кирсановым и Е. Базаровым

Б) борьба между либеральными монархистами и народом

В) борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов

Г) конфликт между Н.П. Кирсановым и Е. Базаровым.

17. Споры героев романа И.Тургенева «Отцы и дети» велись вокруг разных вопросов,

волновавших общественную мысль России. Найдите лишнее:

А) об отношении к культурному наследию Б) об искусстве, науке

В) о нравственных принципах и системе поведения человек Г) о положении рабочего класса.


18. Кому адресовано посвящение романа «Отцы и дети»:

А) А. Герцену Б) В.Г. Белинскому В) Н.А. Некрасову Г) А.С. Пушкину


19.  В отрывке из поэмы «Медный всадник»:

Ещё кипели злобно волны,

Как бы под ними тлел огонь,

Ещё их пена покрывала,

И тяжело Нева дышала,

Как с битвы прибежавший конь.


А.С. Пушкин использует следующие художественно-выразительные средства:

1) гипербола, метафора, оксюморон 2) метафора, эпитет, сравнения, олицетворение

3) аллегория, олицетворение, перифраз 4) эпитеты, сравнения, антитеза


20. Определите художественно-выразительное средство

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река…

А) литота Б) анафора В) инверсия



Часть 2


  1. — определённая организация, построение текста, расположение его частей.


  1. — средство художественной выразительности, которое предполагает нарушение прямого

порядка слов в предложении


  1. Как называется высшая точка в развитии сюжета литературного произведения?



  1. По какому принципу вводятся в роман образы Обломова и Штольца?



  1. Назовите жанр лирического произведения, написанного возвышенным стилем и воспевающем

кого-либо или какое-либо торжественное событие?


Часть 3


Напишите развёрнутый ответ (не менее 200 слов) на следующий вопрос:


«Что мне даёт русская классическая литература?»


Свой ответ аргументируйте, опираясь на конкретное произведение.










Свежие документы:  Конспект урока литературного чтения в 1 классе "Наши друзья и помощники"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: