Автономная некоммерческая организация «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 КЛАССЕ
«Устное народное творчество. Сказка»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Андреева Екатерина Александровна
г. Москва
2014
Цели и задачи:
1.повторить, обобщить и закрепить изученное по темам «фольклор», «русская народная сказка»;
2.сформировать умение точно, лаконично, последовательно отвечать на поставленные вопросы.
Ответьте на восставленные вопросы:
1.Что такое фольклор? (Фольклор – это устное народное творчество)
2.Кем создаются фольклорные произведения и как передаются? (Создаются народом и передаются из уст в уста, из поколения в поколение)
3.Назовите жанры фольклора: (сказка, былина, песня, считалка, скороговорка, поговорка, пословица, пестушка, закличка, потешка)
4.К какому жанру фольклора относятся следующие выражения:
1)Без труда не выловишь и рыбку из пруда ____________________________ (Пословица)
2)От топота копыт пыль по полю летит _______________________________ (Скороговорка)
3) У него семь пятниц на неделе _____________________________________ (Поговорка)
4)Свою косичку без опаски она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой в альбоме водит по страничке. ___________________________ (Речь идет о кисточке, загадка)
5)Раз, два, три, поди водить ты _______________________ (Считалка)
5.Что такое сказка? (Сказка – жанр фольклора, занимательные рассказ о необыкновенных событиях и приключениях)
6.Назовите три вида сказок : (Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки)
7.Какие элементы должны присутствовать в сказке? ( Присказка (может отсутствовать), зачин, концовка, постоянные эпитеты, повторы, сказочные формулы)
8.Подберите постоянные эпитеты к существительным:
Девица __________________ (Красная)
Молодец _________________ (Добрый)
Поле ____________________ (Чистое)
Море ___________________ (Синее)
Мечи __________________ (Булатные)
9.Какое выразительное средство используется в предложениях: «Ехали они, ехали и сильно устали», «Скакали-скакали, скакали-скакали…»? ___________________________________________ (повтор)
10.Расскажите об особенностях волшебных сказок: (В волшебных сказках присутствуют волшебные герои, волшебные предметы, волшебные помощники, звери могут разговаривать с людьми, в них есть приключения)
11.Расскажите об особенностях бытовых сказок: (Они близки к анекдоту, в них есть бытовой юмор, смешные ситуации из жизни; герои – бедняк, крестьянин, солдат, барин, поп. Действие происходит в привычном, а не в волшебном мире, в их основе – бытовой конфликт. Они не только развлекают читателя, но и учат поведению в конкретных ситуациях.)
12. Расскажите об особенностях сказок о животных: (Главные герои – животные, они очеловечены, то есть наделены человеческим характером и поведением, с ними происходят ситуации, характерные для мира людей).
13.К какому виду относится сказка, где среди героев появляются Баба Яга и Кощей Бессмертный? (Волшебная)
14.К какому виду относится сказка, в которой беседуют лиса и заяц? (Сказка о животных)
15.К какому виду относится сказка, где мужик обманывает богача? (Бытовая сказка)
16.Кто главные герои сказки «Царевна-лягушка»? Расскажите о них. (Иван-царевич и Василиса Премудрая. Иван-царевич в начале сказки предстает человеком нетерпеливым, самолюбивым, но на протяжении сказки он меняется, становится смелым, стойким, он готов пройти через любые испытания, чтобы вернуть свою жену. Василиса Премудрая умна, мудра, настоящая мастерица и волшебница)
17.Почему сказка называется «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», если отправляются сражаться с врагом все три брата? (Несмотря на то что сражаться с чудом-юдом отправляются три брата, старшие братья самостоятельно не могут справиться с врагом, они ленивы и простоваты. Иван же не только смел, но и мудр, ловок. Именно благодаря ему удалось справиться с врагом)
18.Какая из прочитанных сказок понравилась вам больше и почему?
19.Попробуйте сами написать зачин и концовку к сказке с названием «Кощей Бессмертный».
Зачин:
Концовка:
20.Вспомните любой волшебный предмет, к помощи которого прибегали герои волшебных сказок, нарисуйте его.
Список использованной литературы:
1.Коровина В.Я., Журавлев В.П. «Литература. 5 класс» — М.: «Просвещение», 2013. Ч.1.
2.Ахмадуллина Р.Г. «Литература. Рабочая тетрадь» — М.: «Просвещение», 2013. Ч.1.