Автономная некоммерческая организация «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ
«Устное народное творчество. Древнерусская литература. Литература XVIII в.»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Андреева Екатерина Александровна
г. Москва
2014
Цели и задачи:
1)повторить, обобщить и закрепить изученное по темам «устное народное творчество», «древнерусская литература», «литература XVIII в.»;
2)сформировать умение точно, лаконично, последовательно отвечать на поставленные вопросы.
Вопросы контрольной работы:
1.Дайте определение:
Словесное творчество народа (фольклор)
Песни, которые исполнялись во время разных обрядов и получили название из-за связи с народным календарем (календарно-обрядовые песни)
2.Продолжите пословицы:
Один в поле… (не воин)
Корень учения горек, да… (плод сладок)
Говорил день до вечера, а … (слушать нечего)
Пуганая ворона … (куста боится)
3.Найдите русский эквивалент пословицам:
Трава всегда зеленее по ту сторону забора (англ.) (Хорошо там, где нас нет)
Спеши медленно, не торопясь (латин.) (Тише едешь, дальше будешь)
Плохое начало ведет к плохому концу (англ.) (Что посеешь, то и пожнешь)
4.Чем поговорка отличается от пословицы? (это меткое, яркое народное изречение, в отличие от пословицы не содержит вывода)
Запишите 3 поговорки и определите их смысл: (Например, как две капли воды – похожи; как снег на голову – неожиданно; заткнуть за пояс – победить)
5.Когда существовала древнерусская литература? (11-17 вв.)
6.Выделите буквы, называющие только жанры древнерусской литературы:
а)басня б)житие в)сказка г)хождение д)летопись ж)стихотворение
(б, г, д)
7.Назовите особенности древнерусской литературы.
(Не было поэзии; часто анонимна; назидательна, своя система жанров; использование гипербол и других художественных средств; близка фольклору; героический пафос)
8.Вспомните героев древнерусской литературы: отрока-киевлянина, Кожемяку, старца из Белгорода. Что между ними общего, что различного?
Различия: | |
|
|
(Общее: безымянные герои, о которых рассказывает летопись; совершают подвиг во имя родины и для своей страны.Различия: разного возраста; каждый по-своему помогает стране, кто ловкостью и смекалкой, кто физической силой)
9.Что такое басня? (стихотворное или прозаическое произведение нравоучительного характера, состоит из повествования о событиях и морали, вывода)
10.Чем басня отличается от притчи? (Притча затрагивает более глубокие моральные, религиозные, нравственные вопросы, к определенному выводу читатель или слушатель должен прийти сам)
11.Что такое аллегория? (иносказание)
12.Соотнесите с помощью стрелок названия животных с качествами людей, приписываемыми животным в баснях:
Беззащитность | |
Свинья
| Невежество |
Лисица
| Глупость |
Волк
| Хитрость |
Слон
| Злость, бессердечие |
Стрекоза
| Трудолюбие |
Ягнёнок
| Неповоротливость |
Муравей
| Легкомыслие |
(Осёл – глупость, свинья – невежество, лисица – хитрость, волк – злость, бессердечие, слон – неповоротливость, стрекоза – легкомыслие, ягнёнок – беззащитность, муравей – трудолюбие)
13.Напишите, кто из персонажей басен И.А.Крылова:
а) «от Ларчика отстал и, как открыть его, никак не догадался» (механик)
б) «думая залезть в овчарню, попал на псарню» (волк)
в) «хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку» (кукушка)
г) «лает на слона» (Моська)
д) «защелкал, засвистел на тысячу ладов, тянул, переливался» (соловей)
Список использованной литературы:
1.Полухина В.П., Коровина В.Я. «Литература. 6 класс» — М.: «Просвещение», 2011. Ч.1. – С. 3-45.
2.Ахмадуллина Р.Г. «Литература. Рабочая тетрадь. 6 класс» — М.: «Просвещение», 2014. Ч.1. – С.5-11.