Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 733
г. Москвы
Контрольный тест по литературе
6 класс
И. С. Тургенев рассказ «Бежин луг»
Составила
учитель русского языка и литературы
Афиногенова Ольга Николаевна
Москва 2013г.
Цель: проверить знания учащимися текста рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»; развивать умение находить тропы и определять их роль в тексте, навыки самостоятельной работы с текстом; пробудить интерес к изучению художественной литературы.
1.В какое время года происходят события, которое описано в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».
а) лето в) зима
б) осень г) весна
2. Скольких мальчиков встретил у костра охотник, герой рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»?
а) четверых в) пятерых
б) шестерых г) семерых
3. Самым старшим мальчиком был?
а) Илюша в) Павлуша
б) Федя г) Костя
4. Какой истории не было в рассказах мальчиков?
а) о Бабе-яге в) о водяном
б) о лешем г) о русалке
5. Что готовили мальчики на костре?
а) уху в) кашу
б) картошку г) жарили рыбу
6. Как звали сестру Вани?
а) Маруся в) Анюта
б) Дуняша г) Варвара
7. Кого на орловщине называют казюли?
а) домового в) червяков
б) маленького ребёнка г) змей
8. Кто из мальчиков рассказывал историю про Ермилу?
а) Илюша в) Павлуша
б) Федя г) Костя
9. Определите жанр рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг».
а) быль в) очерк
б) сказка г) повесть
Задания с кратким ответом
1.Узнайте героя рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг».
а) «Стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой».
б) «На вид ему было не более двенадцати лет», «волосы всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой … тело приземистое, неуклюжее».
в) «Лицо невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить … маленького роста, сложения тщедушного».
г) «На вид мальчику было лет двенадцать», «лицо … довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое», «жёлтые, почти белые волосы».
д) «Этому мальчику было всего семь лет. Он лежал на земле, смирнёхонько … изредка выставляя свою русую кудрявую голову».
3. Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу?
2. Как называются истории, которые рассказывали мальчики?
4. Кто из мальчиков рассказал больше всего историй?
5. Что такое «предвиденье небесное»?
6. Каким художественным приёмом пользуется Тургенев при описании облаков.
«Облака, подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке»; «они так же лазурны, как небо»; «последние из них, черноватые и неопределённые, как дым».
7. Как называется сборник рассказов И. С. Тургенева, в который входит рассказ «Бежин луг»?
Задания для работы с текстом
Кто из мальчиков, по мнению автора, был из богатой семьи? Пользуясь текстом, выпишите, какие особенности подметил рассказчик.
Кто из мальчиков вызвал наибольший интерес и симпатию у рассказчика? Пользуясь текстом, объясните, почему?
В речи мальчиков есть диалектные слова, т. е. те, которые употребляются только в данной местности, замените их общеупотребительными.
Общеупотребительные | |
откентелева |
|
на-поди |
|
напредки |
|
бочар |
|
казюли |
|
В своей речи мальчики употребляют просторечные слова, которые характерны для необразованного человека, прочтите их и замените общеупотребительными.
Хоша –
Перетрусился –
Эфто –
Шти –
Куды –
Запужала –
Зачнётся –
Найдите в тексте рассказа «Бежин луг» картины природы, выпишите художественные приёмы, с помощью которых Тургенев рисует пейзаж.
Эпитеты –
Метафоры –
Сравнения –
Олицетворения –
Примечание. Данное задание ученики могут выполнять по вариантам: 1 вариант выписывает тропы в описании солнца; 2 вариант – неба и облаков; 3 вариант – равнины и лощины; 4 вариант – вера и ночи; 5 вариант – восход солнца и наступление нового дня.
Спиши отрывок из рассказа «Бежин луг», вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова. Сверь свой вариант ответа с текстом рассказа «Бежин луг».
Утро ………………………….. Еще нигде ……………………………………. заря, но уже ………………………. на востоке. Все стало видно, хотя смутно видно, кругом. Бледно-серое небо ………………………… , …………………………………. , ………………………………. ; звезды то мигали слабым светом, то …………………….. ; ………………………………… земля, ……………………………… листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже ………………………….. и …………………………….. над землею.
Слова для справок: начиналось, не было, всходило, забелелось, светлело, пропадали, холодело, синело, исчезали, не румянилась, отсырела, намокли, запотели, дул, зачиналось, пошел бродить, порхать.
Пользуюсь текстом рассказа «Бежин луг», подбери подходящее описание к иллюстрации.
3)
4)
Творческое задание.
Павлуша – главный герой рассказа, погиб. Давайте представим, что он остался жив. Как, по-вашему, могла бы сложиться его судьба. Не забудьте, что события, описанные в рассказе «Бежин луг», происходят в середине XIX века.
В рассказе «Бежин луг» И. С. Тургенев предстаёт перед нами как художник слова, мастер пейзажной живописи. Выберите отрывок, который вам понравился, нарисуйте иллюстрацию.
Ответы
Задания с выбором ответа
а) лето
в) пятерых
б) Федя
а) о Бабе-яге
б) картошку
в) Анюта
г) змей
а) Илюша
в) очерк
Задания с кратким ответом
а) Федя б) Павлуша в) Костя г) Илюша д) Ваня
Отправились в ночное, пасти лошадей.
Былички.
Илюша.
Солнечное затмение.
Сравнение.
«Записки охотника».
Задания для работы с текстом
Федя. «Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские».
Павлуша. «Глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила».
Общеупотребительные | |
откентелева | ОТКУДА |
на-поди | НАПЕРЁД |
напредки | СНАЧАЛА |
бочар | РЕМЕСЛЕННИК, ИЗГОТАВЛИВАЮЩИЙ БОЧКИ |
казюли | ЗМЕИ |
Хоша – хоть
Перетрусился – испугался
Эфто – это
Шти – щи
Куды – куда
Запужала – испугала
Зачнётся – начнётся
Вариант ответа:
Эпитеты – «страшная бездна»; «пустынное поле»
Метафоры – «трава … белела ровной скатертью»; «солнце … мирно всплывало»
Сравнения – «Облака, подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке»; «они так же лазурны, как небо»; «последние из них, черноватые и неопределённые, как дым».
Олицетворения – «заснувшие верхушки леса»; «звёздочки зашевелились»
Утро зачиналось. Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Все стало видно, хотя смутно видно, кругом. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею.
1) « С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем».
2)«Побледневшее небо стало опять синеть — но то уже была синева ночи».
3) «Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями».
4) «Недолги летние ночи!» «Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке».
Использованные материалы.
Егорова Н. В., Макарова Б. А. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 400 с.
Уроки литературы в 6 классе: кн. для учителя/ О.А. Ерёмина. – М: Просвещение, 2008. – 319 с.
Литература. 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 4 ч./ В. П. Полухина; под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2007. – 160 с.