Урок литературы в 11 классе по теме:
«”Крохотки” А.И.Солженицына: особенности мастерства»
Автор: Нурлыгаянова Наталья Николаевна,
учитель литературы высшей категории
МОУ «Кадетская школа “Патриот”» г.Энгельса
Саратовской области
2011
Урок литературы в 11 классе
«”Крохотки” А.И.Солженицына: особенности мастерства».
Цели:
1.Образовательные: познакомить учащихся с историей написания и публикации цикла, с художественным своеобразием «Крохоток» А.И. Солженицына.
2.Развивающие: совершенствовать умения учащихся анализировать художественный текст, объяснять значение выразительных средств языка в раскрытии темы и основной идеи произведения малого жанра; формулировать выводы; создавать тексты, используя художественные приёмы; совершенствовать навыки выразительного чтения, устную речь учащихся, обогащать их словарный запас; формировать интерес к литературе как учебному предмету. 3.Воспитательные: прививать уважение к труду писателя; формировать самостоятельность мышления, учить понимать своеобразие, выразительность и богатство художественной речи.
4.Проектные: создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения.
Оборудование: презентация к уроку, созданная в программе Office Power Point 2003, компьютер, мультимедиа проектор, экран, раздаточный материал (карточки №1-2; карточки «Тест»).
Презентации содержат:
иллюстративный материал: фотографии А.И.Солженицына;
Методы: объяснительно-иллюстративный; метод наблюдения и анализа языковых единиц, исследовательский; анализ текста; аналитическая беседа.
Принципы: доступности, сознательности и активности, связи теории с практикой, научности, наглядности.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
Этап урока | Содержание (цель) этапа | Время (мин.) | |
1 | Организационный момент | Мобилизовать внимание учащихся. Сообщить цель урока | 1 мин. |
2 | Работа с эпиграфом | Актуализировать знания учащихся о выразительных средствах языка | 1 мин. |
3 | Проверка индивидуального задания | Совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся создавать аргументированные высказывания на поставленный вопрос | 2 мин. |
4 | Слово учителя | Актуализировать знания учащихся о творчестве А.И.Солженицына | 1 мин. |
5 | Работа в группах | Совершенствовать умения учащихся анализировать художественный текст, объяснять значение выразительных средств языка в раскрытии темы и основной идеи произведения малого жанра; формулировать выводы; создавать тексты, используя художественные приёмы | 30 мин. |
6 | Проверочная работа (тест) | Оценить ЗУН учащихся в выполнении теста | 8 мин. |
7 | Итоги урока | Обобщить сведения, полученные на уроке | 1 мин. |
8 | Домашнее задание | Разъяснить содержание домашнего задания | 1 мин. |
Эпиграф к уроку:
Под моими подошвами всю мою жизнь – земля Отечества,
только её боль я слышу, только о ней пишу.
А.И.Солженицын
Ход урока:
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Постановка цели урока. Запись даты и темы урока в тетради.
2.Работа с эпиграфом. Какое выразительное средство используется в этом предложении? (Метафора.)
Используя знания, полученные на уроках литературы, докажите верность высказывания.
3.Проверка индивидуального задания.
Ученик кратко рассказывает о Солженицыне.
4. Слово учителя.
«Крохотки» были написаны в период между 1958 и 1960 годами, многие из них отразили впечатления от велосипедных путешествий писателя по средней России. Долгое время они ходили в самиздате. Журнал «Семья и школа» тщетно пытался напечатать их осенью 1965 года. Первая публикация была осуществлена журналом «Грани» в 1964 г. во Франкфурте (ФРГ). В настоящее время цикл «Крохотки» входит в состав 3-го тома Малого собрания сочинений А. И. Солженицына1.
Вернувшись на Родину в 1994 году, писатель вновь обратился к жанру маленьких рассказов, и журнал «Новый мир» продолжил публикацию «Крохоток».
Сценки, картины, диалоги и монологи, лирические размышления — каждое небольшое произведение композиционно продумано, имеет своё заглавие. Даже первое чтение погружает читателя в мир больших мыслей: о вечности, о счастье свободы, о воздействии красоты на душу человека, о родине, о трагической нашей истории.
5.Работа в группах.
I задание группам. (Слайд №1.)
— О чём говорит название цикла? Какое впечатление производят «Крохотки» при первом чтении?
— Только ли небольшой объём текста заставляет писателя так необычно обозначить жанр своих рассказов?
(Лаконизм, сжатость, завершённость и красота формы, свежесть мыслей, открытая эмоциональность.
В. И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка»2 пишет:
«Крохотка — ж., умал. кроха, крошка — малость, утельная частица, немножко, чуть-чуть.
Утельный — маленький, крошечный, крохотный.
Утелька — малютка».
Думается, название цикла вбирает в себя такие понятия, как «капля воды», «искра пламени», «частица бытия». Название «Крохотки» подчёркивает, что в малом отражается нечто большое.)
II задание группам — проверка домашнего задания . (Слайд №2.)
(1 ученик из группы выразительно читает рассказ; говорит, какие ассоциации возникают у него при чтении заглавия; называет тему, идею (проблему); 2 ученик пишет на доске подробный план повествования, группа называет имена персонажей, задействованных в рассказе, средства художественной выразительности).
«Молния» | «Лихое зелье» | |
1. Ассоциации | Блеск молнии. Ощущение тревоги | Лихо и добро… Что победит? |
2. О чём | Размышления о нравственном выборе, о расплате за содеянное зло | Размышления о течении человеческой жизни, о силе зла |
3. Подробный план | 1.Только в книге автор читал, как молния раскалывает дерево. 2.Гроза, молненный блеск и «ударище грома». 3.Молния избрала липу. 4.Одна плаха ствола отвалилась, другая «подержалась денёк». 5.Удар «кары-совести». | 1.Труд земледельца. 2.Сорняки прорастают «с дикой резвостью». 3. «Отчего у добрых растений сил меньше?» 4.Закон всемирный. 5.Только свой труд и своя душа. |
4. Персонажи | Автор, дом, гроза, молния, лес, сосны, липа, подпалённое корневище, щепа, одна плаха ствола, безвинные соседки, другая плаха ствола, удар кары-совести. | Земледелец, зёрна, растения добрые, сорняки, человек, человечество, труд и душа. |
— Как небольшой по объёму текст становится значительным по выраженным в нём мыслям и чувствам?
— Как можно охарактеризовать проблематику прочитанных «Крохоток» и как это отражает особенности жанра?
— Какую особенность сюжетосложения обнаруживают составленные планы повествования? О чём говорит сопоставление количества предложений и пунктов плана?
— Почему такие небольшие тексты часто включают значительное количество персонажей?
(Поистине крохотные рассказы предлагают читателю задуматься над очень сложными вопросами. Значительность проблематики художественных произведений, их публицистическая заострённость, насыщенность нравственными и философскими проблемами — одна из существеннейших черт творчества Солженицына.
Составленные по исходным текстам подробные планы позволяют увидеть некоторые особенности работы мастера. В рассказе «Молния» — 14 предложений и 5 возможных пунктов плана; в «Лихом зелье» — 8 предложений и 5 пунктов плана. Это свидетельствует о чрезвычайной насыщенности действием. Писатель получал наслаждение в работе над словом, над «маленькой формой», оттачивая её грани.)
— Какие особенности художественного мира А.И. Солженицына вы можете отметить?
( Во-первых, художественный мир А.И. Солженицына густо населён, что позволяет художнику представить действительность во всем её многообразии и сложности; во-вторых, среди художественных персонажей оказываются не только живые существа (люди, животные), но и предметы, явления, неодушевлённые. Такое расширение круга персонажей позволяет писателю сделать произведение метафоричным, многозначным, создать предпосылки для философского обобщения. А присутствие «Я»-рассказчика усиливает их звучание, делает рассказы публицистическими. Так в «Крохотках» 90-ых годов проявляется характерный для Солженицына сплав художественности и публицистичности.)
III задание группам.
— Обратите внимание на то, что художественные приёмы создания образов персонажей достаточно традиционны: это эпитеты, сравнения, элементы речевых характеристик. Назовите средства художественной выразительности. (Слайды № 3-5.)
Ответы групп. 1 группа. Рассказ «Лиственница».
В «Лиственнице» А.Солженицын использует средства художественной выразительности.
Эпитет – образное определение, характеризующее свойство, качество явления, предмета.
Эпитеты А.Солженицына обостряют внимание читателей благодаря их нешаблонности, свежести, выразительности: «диковинное дерево», «солнечных искр», «ткань наинадёжная», «к вечному камню», «ласковое тепло», «шелковистые иголочки», «люди такие». Они приобщают нас к красоте и заставляют увидеть в простых вещах то, чего раньше мы не замечали.
Инверсия – нарушение прямого порядка слов, перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность.
(«уходят лиственные в опад», «дружно осыпается и празднично», «топор её не всякий возьмёт», «люди такие есть»)
Риторическое восклицание — построение речи, при котором в форме восклицания в повышенно эмоциональной форме утверждается то или иное понятие.
(«Что за диковинное дерево!», « Да как дружно осыпается и празднично — мельканием солнечных искр.»)
Риторический вопрос — оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчёркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос ответа не требуется.
(«Того и разряду, значит?», «… по соболезности?», «Сказать что — сердцем, сердцевиной мягка?»)
2 группа. Рассказ «Молния».
В «Молнии» А.Солженицын использует средства художественной выразительности. (Эпитеты: «светлым золотом», «высочайших сосен», «не самую же высокую липу», «живое и в себе уверенное нутро», «безвинных соседок», «дружливый развилок»; инверсия: «да ослепил молненный блеск», «минула гроза», «прошла молния повдоль и повдоль ствола», «когда уже постигает удар кары-совести, то — черезо всё нутро напрострел, и черезо всю жизнь вдол»ь; риторические вопросы: «…не дальше?», «…а за что?», «…соскользнула? иссякла?..», «…какою силой?»)
3 группа. Рассказ «Лихое зелье».
В рассказе «Лихое зелье» А.Солженицын использует средства художественной выразительности. (Эпитеты: «растения добрые», «с дикой резвостью», «лихое зелье», «в дальнем-дальнем давне», «в наисегодняшнем сегодня», «благими издумками»; инверсия: «дохолить до плодов растения добрые», «таков закон всемирный», «И отпущено каждому живущему…»; риторический вопрос: «Отчего ж у добрых растений всегда сил меньше?»).
IV задание группам
— Как в рассказах писателя звучит тема назначения человека?
— Какую роль играют конечные предложения в анализируемых текстах?
— Как изменятся рассказы «Лиственница», «Молния», «Петушье пение», если убрать из текста последнее предложение? (В «Молнии»- 2 предложения). (Слайд №7.)
(Проведём небольшой эксперимент с рассказами: уберём из текста последние предложения. Получится нечто похожее на заметку натуралиста. Появившееся же в конце предложение превращает рассказ в развёрнутую метафору, произведение приобретает публицистическое звучание —«В чём суть человека?», «Каково назначение человека?». «Крохотки» 90-х – это яркий, образный, ёмкий, метафорический ответ на вопрос о том, что помогает русским людям быть стойкими в суровых испытаниях, готовыми поддержать более слабых, способными продолжать жить, надеяться и любить, радоваться каждому дню. Размышляя о человеческой сущности, автор просто и ненавязчиво даёт урок общечеловеческих отношений.)
6.Тест (Слайд №8-10.)
7.Подведём итоги:
— Какие проблемы поднимает А.Солженицын в «Крохотках» 90-ых годов?
— Что для вас сегодня на уроке было особенно полезным, интересным?
А.И.Солженицын – писатель с обострённым чувством патриотизма, совести, справедливости, его внимание приковано к социальным и нравственным проблемам нашей эпохи. В «Крохотках» отражены самые сокровенные мысли и переживания писателя. Подлинное богатство самого крошечного рассказика открывается только после многократного чтения и обдумывания. О чём заставил вас задуматься А.И.Солженицын? Напишите об этом в творческих работах.
8.Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение «О чём меня заставил задуматься А.Солженицын?»
Список литературы
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ННН. 2000.
Рассказы/ Александр Солженицын.- М.: АСТ: АСТ Москва, 2010.- 588с.
Уроки литературы в 11 классе: Книга для учителя/ В.А.Чалмаев, Т.Ф.Мушинская, С.Л.Страшнов: Сост. Е.П.Пронина; Под ред. В.П.Журавлёва.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2002.
Приложение №4 Творческие работы учащихся
Синквейн.
1.Солженицын
2.Честный, смелый
3.Видит, учит, помогает
4.Не боится говорить правду
5.Патриот
1.Солженицын
2.Правдивый, сильный
3.Трудится, учит, помогает
4.Слышит боль земли Отечества
5.Гражданин
«Крохотки»
Аллегоричные, глубокие
Интерпретируют, развивают, побуждают
Философские этюды
Размышление
1. Миниатюра
2. Простая, искренняя
Волнует, заставляет думать
Учит слышать боль земли
Размышление
Солженицын
Жизнестойкий, правдивый
Боролся, не сдавался, работал
Поместил в малой форме многое
1 Солженицын А. И. Малое собрание сочинений. — М: Инком НВ, 1991. — Т. 3. — С.147 — 158.
2 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ННН. 2000.